Б.2в.Методологические принципы управления социально-педагогическим проектом
Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования:уяснение проблемы(проблемная ситуация0 – социальный заказ – социальный паспорт – цель проекта – задачи проекта – изыскательский прогноз – нормативный прогноз – корректировка – модель проекта.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на сознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта – это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Назовем этапы создания паспорта социальной структуры (примерная схема):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы. Их классификация т дифференциация;
б) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т.п.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотивов); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).
Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, чтодеятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
Формулировать цель можно различными способами, в том числе и графически. «Дерево целей» - это связанный ориентировочный центр, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева цели» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т.д.
5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача – это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.
Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частые задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.
6. Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще получение любой информации в будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.