Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы историческогопознания.

Источники по истории России и их классификация.Основные этапы развития отечественной исторической мысли.

К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучить прошлое. Источниковедение решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Анали­тическая позволяет разработать методы анализа исторических источников, чтобы получить из них полную и достоверную информацию.В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из которых классификация по видам. Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнообразие форм, в которых наблюдения становятся доступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»:

1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.);

2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.);

3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.).

Следующий тип исторических источников — «остатки» — представляет собой непосредственные результаты самих событий. Различают следующие виды:

1. обычаи, нравы;

2. произведения искусств, ремесел;

3. деловые, законодательные документы и др.

Можно выделить широкий круг разнообразных типов источников:

1. источники, с помощью которых можно изучать вещественные свидетельства;

2. источники, применимые к письменным свидетельствам;

3. источники, которые создаются с помощью технической записи.

Междисциплинарные связи устанавливаются при изучении исторических источников, которые хранятся в библиотеках.Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изучения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается... должно давать о нем сведения».

Этапы

В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.

Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках. XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями. На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии.. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков. 90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

Образование государства Русь.Основныеконсепции и этапы становления государственности.

Согласно самому авторитетному источнику тех лет, «Повести временных лет», не позднее IX века, а точнее, в 862 году и образовалось первое государство славянских племен. Длительные междоусобные войны и угроза со стороны хазаров и варягов привели к пониманию того, что племенам для выживания необходимо объединиться. Но чтобы управление государством было максимально справедливым, решили пригласить князя чужого рода. Им стал варяг Рюрик, а на Руси появилась первая династия правителей – Рюриковичи.Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружинаИменно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

ЭтапыГосударство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер.IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты».Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений.Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, было тогда прогрессивным элементом господствующего классаПятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

Судьба русских земель в 13-14 вв.Северно-Западная Русь:борьбаНовгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах.Александр Невский .Юго-Западная Русь:вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского.

история России 13 века отмечена в основном борьбой с внешними вторжениями: юго-западные русские земли подверглись нашествию хана Батыя, а Северо-Восточная Русь столкнулась с опасностью, шедшей из Прибалтики.К началу 13 века Русь оказывала сильное влияние на Прибалтику, так Полоцкая земля и Новгород установили тесные контакты с ее жителями, которые заключались в основном в сборе дани с местного населения. Однако прибалтийские земли манили и немецких феодалов, а именно представителей немецких духовно-рыцарских орденов. Вторжение немецких рыцарей-крестоносцев (их называли так из-за того, что на их одежде было изображение креста) в юго-восточную Прибалтику началось после того, как Ватикан провозгласил крестовый поход в эти земли.северно-запрусь

конец XII в. — начало экспансии крестоносцев в Прибалтике; 15 июля 1240 г. — Невская битва;

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище.Исторические деятели: Александр Невский.План ответа: 1) завоевания немцев, шведов и датчан в Прибалтике; 2) Невская битва; 3) Ледовое побоище; 4) историческое значение победы русских войск над шведскими и немецкими рыцарями в Прибалтике.

В начале XIII в. коренное население Прибалтики переживало период разложения родового строя. Здесь не было государственности и межплеменных объединений. Существовали устойчивые экономические связи племен эстов,латов и куршей с новгородцами.Богатые прибалтийские и северо-западные русские земли привлекали внимание немецких, шведских, датских феодалов, начавших, несмотря на сопротивление местного населения, проникновение в Прибалтику. В 1202 г. был образован Орден меченосцев, а вскоре на прибалтийские земли распространил свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 г. эти два ордена объединились в один — Ливонский. Они не только устанавливали политическое и экономическое господство на захваченных территориях, но и обращали местное население в католическую веру, что влияло на национальное самосознание.Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли. К началу 1230-х гг. немцы вышли на границы новгородских земель, создавая угрозу их захвата. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Невы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. Умело проведя войска и стремительно отрезав высадившиеся отряды шведов от их кораблей, князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским.Одновременно со шведами перешли в наступление и немецкие рыцари. Они захватили Псков, Изборск и Копорье. Сложилась непосредственная угроза для Новгорода. Александр Невский возглавил дружину новгородцев и силы народного ополчения. На помощь ему пришли дружины владимирского князя. Объединенные силы русских зимой 1242 г. освободили Псков. Преследуя бежавшего противника, Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Зная о тактике немцев располагать воинов клином («свиньей») и наносить основной удар по противнику силами тяжеловооруженной конницы, Александр сосредоточил ударные части своей дружины с флангов. В кульминационный момент русские войска нанесли удар, в результате которого рыцари были разбиты. Отступая в беспорядке, многие тяжеловооруженные воины проваливались под лед.Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям продолжить экспансию и захватить русские земли в трудный период отечественной истории.Юго-ЗападК середине XIV века юго-западные земли Руси, в том числе и Чернигово-Северскую землю (куда входила территория нынешней Гомельской области, Мглинского и Стародубского районов Брянской области), подчинил себе великий князь литовский Ольгерд. Эти земли надолго (до начала 16 века) становятся частью Великого княжества Литовского – соседа и мощного соперника Московской Руси. Великое княжество Литовское (далее также – Литва) значительно расширило свои владения в княжение Гедимина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82). Эти князья присоединили к Литве все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли) - кроме Галичины, попавшей в зависимость от Польши. В состав Литвы вошли такие города как Киев, Чернигов, Гомель, Брянск, Курск, Полтава, Черкассы, Винница.Сын КейстутаВитовт, ставший великим князем в 1392 году, присоединил к Литве Смоленск и Вязьму (1404). Литовские владения при Витовте достигли верховьев Оки и Можайска. Кроме того, Витовт отнял у татар ЮжнуюПодолию и расширил свои владения до Чёрного моря.

Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны.Продразверстка.Создание чрезвычайных органов власти в центре и на местях.Создание регулярной Красной армии.Террор как главное проявление Гражданской войны.

Проводившаяся в 1917-1921 годах политика военного коммунизма имела своей целью обеспечение Красной Армии и тыла необходимыми ресурсами: вооружением и продовольствием. Большевики жаждали победить в Гражданской войне и потому не останавливались не перед чем.В ходе своей реализации упомянутая политика вызвала немало противоречивых оценок. Основными ее моментами были такие меры:- национализация всего комплекса промышленности и банковской системы страны;- монополизация государством внешней торговли;- принудительная трудовая повинность всего населения, способного к трудовой деятельности;- продовольственная диктатура. Именно этот пункт стал наиболее ненавистным для крестьян, поскольку производилась насильственная конфискация части зерна в пользу солдат и голодающего города. Продразверстка и сегодня часто выставляется как пример зверств большевиков, однако следует отметить, что с ее помощью были существенно сглажены продовольственные проблемы рабочих в городах.Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке.В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта 1917 Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.«Хлебная монополия» была подтверждена властью Совета народных комиссаров Декретом от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена Советской властью в начале января 1919 года в критических условиях гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры. Продразвёрстка стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 — почти на все сельхозпродукты.Создание чрезвычайных органов связано с условиями гражданской войны: было вызвано ей и провоцировало ее.Органы, во многом способствовавшие разгоранию гражданской войны,

– комбеды, были созданы весной 1918 г. Они должны были заменить Советы в тех сельских местностях, где Советы не поддерживали, в первую очередь продовольственную политику большевиков; а там, где Советы были большевистскими, комбеды выполняли функции продотделов Советов.

Создание Совета рабоче-крестьянской обороны – высшего органа государства, связано с идеей превращения страны в единый военный лагерь.Красная армия.Учитывая сложность ситуации, большевики в кратчайшие сроки сформировали армию, создали особый метод управления экономикой, назвав его “военным коммунизмом”, и установили политическую диктатуру.В октябре 1917 г. в армии (в основном на фронте) насчитывалось 6,3 млн. человек, 3 млн. находились в тылу. Солдаты больше не хотели воевать. Принятие Декрета о мире и проведение демобилизации в разгар брест-литовских переговоров ускорили развал вооруженных сил. Зимой 1918 г. декрет о создании Красной Армии (28 января 1918 г.) еще оставался на бумаге. У новой власти фактически не было армии. Для обороны столицы она располагала всего 20 тыс. человек, из них примерно 10 тыс. составляли красногвардейцы. Поскольку проблема вооруженной защиты власти требовала незамедлительного решения, перед большевиками встал выбор: либо использовать структуры старой армии, которую уже начали демобилизовывать, либо ввести обязательную службу рабочих, расширяя таким образом Красную гвардию и лишая заводы рабочей силы, либо создавать вооруженные силы нового типа из солдат-добровольцев и выбранных командиров. В начале 1918 г. был принят последний вариант. Первые “красные” вооруженные силы состояли из добровольцев, часто набиравшихся при содействии профсоюзов. Что касается красногвардейцев, близких к заводским комитетам, то они тоже постепенно вливались в Красную Армию. Вплоть до осени бои велись подразделениями набранных на скорую руку добровольцев и красногвардейцами, слабо вооруженными и сражавшимися каждый со своими врагами: Красная гвардия — с “внутренними партизанами”, а добровольцы — с белочехами и белой армией, относясь с полным презрением к традиционной воинской науке. Рост оппозиции и начало иностранной интервенции выявили недостаточность этих сил, и правительство вернулось к старой практике: 9 июня 1918 г. оно объявило об обязательной воинской службе. Численность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г. до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г. Тем не менее война была столь непопулярна среди солдат-крестьян (некоторые из них были призваны в армию еще четыре года назад), что дезертирство приняло массовый характер. За год их количество достигло примерно 1 млн. человек. Опыт создания демократической армии с треском провалился. Народный военный комиссар, председатель Высшего военного совета Троцкий установил жесткую дисциплину и стал энергично бороться с дезертирством. Он не остановился даже перед введением системы заложников, когда за дезертира отвечали члены его семьи.Революционные комитеты (ревкомы) – местные чрезвычайные органы Советской власти, создаваемые в: а) прифронтовой зоне, б) в местностях, освобожденных от неприятеля, в) в районах, где поднимались антиправительственные восстания.Террор.Одним из самых тяжелых и пагубных проявлений гражданской войны стал террор, источниками которого были как жестокость низов, так и направленная инициатива руководства противоборствующих сторон. Такая инициатива особенно наглядной была у большевиков. В газете «Красный террор» от 1 ноября 1918 г. откровенно признавалось: «Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».

31.Советская Россия в 1920-е годы.Переход к экономической политике.Предпосылки и значения образованияСССР.Принятие конституции в 1924годуВ целях преодоления тяжелейшего экономического кризиса, охватившего страну к концу Гражданской войны, и грозившего привести к социальной катастрофе, а также для восстановления промышленности и сельского хозяйства и возобновления прерванных хозяйственных связей между городом и деревней советское руководство в начале 1920-х годов. было вынуждено отказаться от системы «военного коммунизма» и перейти к осуществлению новой экономической политики. Рассматриваемый вначале некоторыми большевиками как временное отступление, НЭП был утвержден Лениным в качестве политики восстановительного периода и стратегии построения социализма «всерьез и надолго».В ходе занятия будет дан анализ основных мероприятий, проводимых советским правительством в 1920-е годы, связанных с развитием промышленности, сельского хозяйства и кооперации, реализации плана ГОЭЛРО, образованием СССР, началом коллективизации и индустриализации. Дополнением к лекционной части занятия станет показ раритетов из коллекций музея — макета первой радиобашни на Шаболовке, первого герба Советского Союза, плуга, выполненного из деталей оружия и многих другие предметов этого времени.Экон.переходДля скорейшего вывода страны из кризиса Х съезд РКП(б), собравшийся в марте 1921 г., принял принципиальное решение о замене продразверстки продналогом. Это положило начало переходу к новой (по отношению к «военному коммунизму») экономической политике (нэп). Размер продналога был известен заранее, после выполнения своих обязательств перед государством крестьяне получали право свободно реализовывать излишки продуктов на рынке. Кроме замены продразверстки продналогом: – в сфере производства частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия; – создавались предприятия с участием иностранного капитала – концессии; – всеобщая трудовая повинность отменялась, разрешался наем рабочей силы, открывались биржи труда; – была проведена денежная реформа, в оборот введен советский золотой червонец.СССР

значения: Образование СССР стало событием огромной исторической важности для российской истории и в общемировом масштабе. В начале XXI в. можно отметить следующие аспекты исторического значения образования СССР: 1) воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существованию и независимому развитию российских народов от иноземного ига; 2) образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капитализма; 3) значительно выросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве; 4) угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене. Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение СССР в 1991 г.Предпосылки образования СССР: - традиция сосуществения народов в составе многонациональной Российской империи - провозглашение национального равноправия после Февральской революции - признание права народов на самоопределение после Октября 1917 г. - провозглашение независимых республик на Укранине, в Молдавии, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии - разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов - восстановление советской власти на Украине. В Закавказье, Средней Азии.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторымсъездом Советов СССР в январе 1924 года.Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.

32.Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы

Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР.Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.БорьбаВ стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение.Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций. «Национальные черты народов,— утверждал Ф. Энгельс,— ...неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы — частной собственности»;о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть.Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).Социал.Как метод социалистического строительства новая экономическая политика характеризуется следующими основными чертами:- наличие в руках государства командных высот в экономике - допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем и направление их развития в сторону государственного капитализма в интересах хозяйственного возрождения страны,- торговля как основная форма экономических связей между социалистической промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством, между городом и деревней, в т. ч. допущение частной торговли, регулируемой и контролируемой государством;

- широкое использование товарно-денежных отношений в интересах всемерного развития хозяйства; - индустриализация и электрификация страны, как решающее средство создания материально-технической базы социализма- постепенный и добровольный переход мелкотоварного производства к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам- преодоление многоукладности в экономике- полное вытеснение капиталистических элементов как важнейшее условие создания экономического фундамента социализма.

Первый период ВОВ (ИЮНЬ 1941-ОСЕНЬ 1942 Г)

22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г. Он характеризуется мероприятиями по превращению страны в единый военный лагерь, крахом гитлеровской стратегии “молниеносной войны” и созданием условий для коренного перелома в войне.Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу. Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года.Немецкое вторжение застало советские войска врасплох; в первый же день была уничтожена значительная часть боеприпасов, горючего и военной техники; немцам удалось обеспечить полное господство в воздухе (выведено из строя ок. 1200 самолетов, большинство из них даже не успели взлететь). На ленинградском направлении танки противника глубоко вклинилась на литовскую территорию. Попытка командования Северо-Западного фронта (СЗФ) нанести контрудар силами двух механизированных корпусов (ок. 1400 тыс. танков) окончилась провалом, и 25 июня было принято решение об отводе войск на рубеж Западной Двины. Однако уже 26 июня немецкая 4-я танковая группа форсировала Западную Двину у Даугавпилса и стала развивать наступление на псковском направлении. 27 июня части Красной Армии оставили Лиепаю. 18-я немецкая армия заняла Ригу и вышла в южную Эстонию. 9 июля пал Псков. Результаты начального периода войны.Первый период Великой Отечественной войны, длившийся с 22 июня 1941 г. По 18 ноября 1942 г. (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом), имел большое историческое значение. Советский Союз выдержал военный удар такой силы, какой не смогла бы выдержать в то время ни одна другая страна.Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «Молниеносной войны». Несмотря на тяжелые поражения в течение первого года борьбы с Германией и её союзниками, Красная Армия показала свои боевые качества. К лету 1942 г. в основном завершился перевод экономики страны на военный лад, что закладывало главную предпосылку для коренного перелома в ходе войны. На этом этапе оформилась Антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы историческогопознания.

История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «таgistravitae» (наставница жизни).История как наука.Самым простым переводом слова «история» является «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, миром. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю.Покровительницей истории в Древней Греции была Клио — богиня, которая прославляет.В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков.В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины.Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией. Отец истории Геродот.История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят, прежде всего, профессиональные историки.История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам.История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.К их числу относятся: хронология- изучающая системы отсчета времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камне, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение - историю местности, региона, края.К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, и<

Наши рекомендации