Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания.

Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания.

История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «таgistravitae» (наставница жизни). История как наука. Самым простым переводом слова «история» является «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, миром. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Покровительницей истории в Древней Греции была Клио — богиня, которая прославляет. В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков. В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины. Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией. История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят, прежде всего, профессиональные историки. История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология- изучающая системы отсчета времени; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю

Этапы

Можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов.

Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях самая известная из них – «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках. XVIII в - начало второго этапа, когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен. На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического контроля, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков. 90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

Образование государства Русь. Основные концепции и этапы становления государственности.

Согласно самому авторитетному источнику тех лет, «Повести временных лет», не позднее IX века, а точнее, в 862 году и образовалось первое государство славянских племен. Длительные междоусобные войны и угроза со стороны хазаров и варягов привели к пониманию того, что племенам для выживания необходимо объединиться. Но чтобы управление государством было максимально справедливым, решили пригласить князя чужого рода. Им стал варяг Рюрик, а на Руси появилась первая династия правителей – Рюриковичи.Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год. Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях.

Этапы.Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер.IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани. На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. Третий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала. Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

События Смуты

После смерти Федора на Земском соборе царем был выбран Борис Годунов (1598-1605).

Он вел достаточно успешную внешнюю политику: продолжал освоение Сибири и южных земель, укрепил позиции на Кавказе. В 1595 году после недолгой войны со Швецией был подписан Тявзинский мир, в котором было сказано о возвращении России городов, проигранных Швеции в Ливонской войне.

В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Это было большим событием, так как благодаря этому авторитет русской церкви повысился. Первым патриархом стал Иов.

Но, несмотря на успешную политику Годунова, страна находилась в тяжелом положении. Тогда Борис Годунов ухудшил положение крестьян, дав дворянам некоторые льготы по отношению к ним. Крестьяне же были плохого мнения о Борисе (мало того, что он не из династии Рюриковичей, так еще и посягает на их свободу, крестьяне думали, что именно при Годунове их закрепостили).

Ситуация усугубилась тем, что несколько лет подряд в стране был неурожай. Крестьяне же во всем обвинили Годунова. Царь пытался улучшить ситуацию, раздавая хлеб из царских амбаров, но это не помогло делу. В 1603-1604 произошло восстание Хлопка в Москве (предводитель восстания – Хлопок Косолап). Восстание было подавлено, зачинщик казнен.

Вскоре у Бориса Годунова появилась новая проблема – пошли слухи, что царевич Дмитрий выжил, что убили не самого наследника, а его копию. На самом деле это был самозванец (монах Григорий, в жизни Юрий Отрепьев). Но так как этого никто не знал, люди шли за ним.

Немного о Лжедмитрии I. Он, заручившись поддержкой Польши (и ее солдат) и пообещав польскому царю обратить Россию в католичество и отдать Польше некоторые земли, двинулся на Россию. Его цель была Москва, а по дороге ряды его увеличивались. В 1605 году Годунов неожиданно умер, жену Бориса и его сына заточили по приезде Лжедмитрия в Москву.

В 1605-1606 году Лжедмитрий I правил страной. Он помнил о своих обязательствах перед Польшей, но не спешил их выполнять. Он женился на полячке Марии Мнишек, увеличил налоги. Все это вызывало недовольство народа. В 1606 году против Лжедмитрия восстали (предводитель восстания Василий Шуйский) и убили самозванца.

После этого царем стал Василий Шуйский (1606-1610). Он пообещал боярам не трогать их вотчин, а также поспешил обезопасить себя от нового самозванца: он показал останки царевича Дмитрия народу для того, чтобы пресечь слухи о спасшемся царевиче.

Крестьяне снова подняли восстание. На этот раз оно называлось восстанием Болотникова (1606-1607) по имени предводителя. Болотников был назначен царским воеводой от имени нового самозванца Лжедмитрия II. Недовольные Шуйским присоединились к восстанию.

Сначала удача была на стороне восставших – Болотников и его войско захватили несколько городов (Тулу, Калугу, Серпухов). Но когда восставшие подошли к Москве, дворяне (которые также были в составе восстания) предали Болотникова, что привело к разгрому армии. Восставшие отступили сначала к Калуге, потом к Туле. Царское войско осаждало Тулу, после продолжительной осады восставшие были окончательно повержены, Болотников ослеплен и вскоре убит.

Во время осады Тулы объявился Лжедмитрий II. Сначала он направлялся с польским отрядом в Тулу, но узнав, что город пал, пошел на Москву. По пути в столицу к Лжедмитрию II присоединялся народ. Но Москву, также как и Болотников, они не смогли взять, а остановились в 17 км от Москвы в селе Тушино (за что Лжедмитрий II и был назван Тушинским вором).

Василий Шуйский призвал на помощь в борьбе с поляками и Лжедмитрием II шведов. Польша же объявила войну России, Лжедмитрий II стал ненужным для поляков, так как они перешли к открытой интервенции.

Швеция немного помогла России в борьбе с Польшей, но так как шведы сами были заинтересованы в завоевании русских земель, они при первом же удобном случае (неудачи войск под предводительством Дмитрия Шуйского) вышли из-под контроля русских.

В 1610 году бояре свергли Василия Шуйского. Образовалось боярское правительство – Семибоярщина. Вскоре в том же году Семибоярщина призвала на русский престол сына польского короля – Владислава. Москва присягнула королевичу. Это было предательство национальных интересов.

Народ был возмущен. В 1611 году было созвано первое ополчение во главе с Ляпуновым. Однако оно не было удачным. В 1612 году Минин и Пожарский собрали второе ополчение и двинулись к Москве, где соединились с остатками первого ополчения. Ополченцы захватили Москву, столица была освобождена от интервентов.

1613 г. - Начало восстановления Московского царства

21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова - сын патриарха Филарета (боярин Федор Никитич Романов) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфа). С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г.

Восстановление государственности Россия проводилось еще долгое время, преодолевая внутренние и внешнеполитические проявления прошедшего времени. Первые годы правления Михаила Романова прошли в обстановке почти непрерывной деятельности Земских соборов. На них обсуждались важнейшие проблемы государства. Царь Михаил Федорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых. Позже власть в стране перешла в руки отца царя – патриарха Филарета, носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени написаны от имени царя и святейшего патриарха Московского и Всея Руси.

При Михаиле Россия проводила активную внешнюю политику.

Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны. Продразверстка. Создание чрезвычайных органов власти в центре и на местах. Создание регулярной Красной армии. Террор как главное проявление Гражданской войны.

Проводившаяся в 1917-1921 годах политика военного коммунизма имела своей целью обеспечение Красной Армии и тыла необходимыми ресурсами: вооружением и продовольствием. Большевики жаждали победить в Гражданской войне и потому не останавливались не перед чем.В ходе своей реализации упомянутая политика вызвала немало противоречивых оценок. Основными ее моментами были такие меры: - национализация всего комплекса промышленности и банковской системы страны; - монополизация государством внешней торговли;- принудительная трудовая повинность всего населения, способного к трудовой деятельности;- продовольственная диктатура. Именно этот пункт стал наиболее ненавистным для крестьян, поскольку производилась насильственная конфискация части зерна в пользу солдат и голодающего города. Продразверстка и сегодня часто выставляется как пример зверств большевиков, однако следует отметить, что с ее помощью были существенно сглажены продовольственные проблемы рабочих в городах.Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам. Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке. В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта 1917 Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. «Хлебная монополия» была подтверждена властью Совета народных комиссаров Декретом от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена Советской властью в начале января 1919 года в критических условиях гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры. Продразвёрстка стала частью комплекса мероприятий, известных как политика «военного коммунизма». В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразвёрстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 — почти на все сельхозпродукты.Создание чрезвычайных органов связано с условиями гражданской войны: было вызвано ей и провоцировало ее. Органы, во многом способствовавшие разгоранию гражданской войны,

– комбеды, были созданы весной 1918 г. Они должны были заменить Советы в тех сельских местностях, где Советы не поддерживали, в первую очередь продовольственную политику большевиков; а там, где Советы были большевистскими, комбеды выполняли функции продотделов Советов.

Создание Совета рабоче-крестьянской обороны – высшего органа государства, связано с идеей превращения страны в единый военный лагерь. Красная армия. Учитывая сложность ситуации, большевики в кратчайшие сроки сформировали армию, создали особый метод управления экономикой, назвав его “военным коммунизмом”, и установили политическую диктатуру. В октябре 1917 г. в армии (в основном на фронте) насчитывалось 6,3 млн. человек, 3 млн. находились в тылу. Солдаты больше не хотели воевать. У новой власти фактически не было армии. Для обороны столицы она располагала всего 20 тыс. человек, из них примерно 10 тыс. составляли красногвардейцы. Поскольку проблема вооруженной защиты власти требовала незамедлительного решения, перед большевиками встал выбор: либо использовать структуры старой армии, которую уже начали демобилизовавать, либо ввести обязательную службу рабочих, расширяя таким образом Красную гвардию и лишая заводы рабочей силы, либо создавать вооруженные силы нового типа из солдат-добровольцев и выбранных командиров. В начале 1918 г. был принят последний вариант. Первые “красные” вооруженные силы состояли из добровольцев, часто набиравшихся при содействии профсоюзов. Что касается красногвардейцев, близких к заводским комитетам, то они тоже постепенно вливались в Красную Армию. Вплоть до осени бои велись подразделениями набранных на скорую руку добровольцев и красногвардейцами, слабо вооруженными и сражавшимися каждый со своими врагами: Красная гвардия — с “внутренними партизанами”, а добровольцы — с белочехами и белой армией, относясь с полным презрением к традиционной воинской науке. Рост оппозиции и начало иностранной интервенции выявили недостаточность этих сил, и правительство вернулось к старой практике: 9 июня 1918 г. оно объявило об обязательной воинской службе. Численность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г. до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г. Тем не менее война была столь непопулярна среди солдат-крестьян (некоторые из них были призваны в армию еще четыре года назад), что дезертирство приняло массовый характер. За год их количество достигло примерно 1 млн. человек. Опыт создания демократической армии с треском провалился. Террор. Одним из самых тяжелых и пагубных проявлений гражданской войны стал террор, источниками которого были как жестокость низов, так и направленная инициатива руководства противоборствующих сторон. Такая инициатива особенно наглядной была у большевиков.

СССР и Конституция.

значения: Образование СССР стало событием огромной исторической важности для российской истории и в общемировом масштабе. В начале XXI в. можно отметить следующие аспекты исторического значения образования СССР: 1) воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существованию и независимому развитию российских народов от иноземного ига; 2) образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капитализма; 3) значительно выросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве; 4) угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене. Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение СССР в 1991 г.Предпосылки образования СССР: - традиция сосуществования народов в составе многонациональной Российской империи - провозглашение национального равноправия после Февральской революции - признание права народов на самоопределение после Октября 1917 г. - провозглашение независимых республик на Украине, в Молдавии, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии - разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов - восстановление советской власти на Украине. В Закавказье, Средней Азии.

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.

41.Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы

Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР. Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться. Борьба.В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение. Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов: о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций. о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть. Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).Социал.Как метод социалистического строительства новая экономическая политика характеризуется следующими основными чертами:- наличие в руках государства командных высот в экономике - допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем и направление их развития в сторону государственного капитализма в интересах хозяйственного возрождения страны,- торговля как основная форма экономических связей между социалистической промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством, между городом и деревней, в т. ч. допущение частной торговли, регулируемой и контролируемой государством;

- широкое использование товарно-денежных отношений в интересах всемерного развития хозяйства; - индустриализация и электрификация страны, как решающее средство создания материально-технической базы социализма- постепенный и добровольный переход мелкотоварного производства к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам- преодоление многоукладности в экономике- полное вытеснение капиталистических элементов как важнейшее условие создания экономического фундамента социализма.

Первый период ВОВ (ИЮНЬ 1941-ОСЕНЬ 1942 Г)

22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г. Он характеризуется мероприятиями по превращению страны в единый военный лагерь, крахом гитлеровской стратегии “молниеносной войны” и созданием условий для коренного перелома в войне.Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу. Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года.Немецкое вторжение застало советские войска врасплох; в первый же день была уничтожена значительная часть боеприпасов, горючего и военной техники; немцам удалось обеспечить полное господство в воздухе. На ленинградском направлении танки противника глубоко вклинилась на литовскую территорию. Попытка командования Северо-Западного фронта (СЗФ) нанести контрудар силами двух механизированных корпусов окончилась провалом, и 25 июня было принято решение об отводе войск на рубеж Западной Двины. 18-я немецкая армия заняла Ригу и вышла в южную Эстонию. 9 июля пал Псков. Результаты начального периода войны. Первый период Великой Отечественной войны, длившийся с 22 июня 1941 г. По 18 ноября 1942 г. (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом), имел большое историческое значение. Советский Союз выдержал военный удар такой силы, какой не смогла бы выдержать в то время ни одна другая страна. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы «Молниеносной войны». Несмотря на тяжелые поражения в течение первого года борьбы с Германией и её союзниками, Красная Армия показала свои боевые качества. К лету 1942 г. в основном завершился перевод экономики страны на военный лад, что закладывало главную предпосылку для коренного перелома в ходе войны. На этом этапе оформилась Антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания.

История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «таgistravitae» (наставница жизни). История как наука. Самым простым переводом слова «история» является «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, миром. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Покровительницей истории в Древней Греции была Клио — богиня, которая прославляет. В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков. В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины. Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией. История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят, прежде всего, профессиональные историки. История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология- изучающая системы отсчета времени; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю

Наши рекомендации