I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Беседа-опрос по изучаемой теме в форме игры «Правильно —
II. Беседа-опрос по изучаемой теме в форме игры «Правильно —
неправильно»
Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное, учащиеся записывают строчную букву п, а если неправильное — н.
а) Склонение — это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
б) В русском языке пять падежей.
в) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
г) Склонение — это постоянный признак существительного.
д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.
е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
— Проверьте свою запись: п, н, н, п, н, п.
— Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.
III. Орфографическая разминка
Прижались у окна.
А по двору метелица
Озябли пташки малые,
Ковром шелковым стелется Голодные, усталые.
Но больно холодна А вьюга все сильней.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
С. Есенин
-— Подчеркните в словах орфограммы:
а) безударные гласные, проверяемые ударением;
б) безударные гласные, не проверяемые ударением;
в) правописание звонких, глухих согласных в корне слова.
— Определите склонение выделенных имен существительных.
— Легко ли приходится птицам зимой? Почему воробьев сравнивают с сиротами?
Чем мы можем помочь птицам?
IV. Чистописание
Вьюга воробьи вертишейка
— Составьте со словами предложения.
В..р..бей взл.лел повыш..
Видно все с высокой крыш..
Б. Тимофеев
-Объясните написание пропущенных букв.
— Объясните пословицу: «Слово не воробей — вылетит не поймаешь».
V. Работа с учебником
1. Упр. 154, с. 97. Запись имен существительных по образцу.
2.Работа с правилом (с. 97).
— Как определить склонение имен существительных?
На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:
1) поставить в именительном падеже;
2) определить род;
3) выделить окончание;
4) по роду и окончанию определить склонение.
Физкультминутка (под песню «Я хочу, чтоб птицы пели»)
3. Упр. 155, с.97.
— Определите тему текста, дайте ему заголовок.
— Спишите текст, обозначив склонение имен существительных.
4. Письмо по памяти.
Загадка:
М.льчишка в сером армячишке,
По дв..рам шныряет,
Крохи подбирает,
По п..лям н..ч..ет,
Коноплю в..рует.
В серой шу.ке п. левой
И в м..розы он г.рой. (Воробей.)
— Объясните написание пропущенных орфограмм. Обозначьте склонение имен существительных.
Физкультминутка
5. Задание «Почему?»:
Я прилагаю все старанье. Летят на веткИ воробьи,
Хочу понять правописанье. Чтоб обсудить дела свои.
Но вызывает, тем не менее. Сидят на веткЕ воробьи... .
Правописанье удивленье. Сидят на Е, летят на И.
В. Волина
— Объясните, почему слово ветка имеет здесь разное написание.
6. Работа с деформированным текстом:
Оляпка
1) Через минуту птичка уже выскочила на лед через другую прорубь, встряхнулась и залилась веселой песенкой. 2) Среди зимующих птиц есть любители холодных ванн. 3) Ему не холодно даже в ледяной воде. 4) Это воробей — оляпка. 5) Нырнет оляпка в прорубь, пробежится по дну, перевернет камушек и вытащит жука. 6) Перья у него покрыты толстым слоем жира. 7) Когда воробей ныряет, воздух пузырится на его жирных перьях и блестит серебром.
По И. Сокопову-Микитову
— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.
— Объясните написание выделенных букв.
— Обозначьте склонение имен существительных.
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, в сложном предложении. Подчеркните в них грамматическую основу.
7.Упр. 156, с. 98.
— О чем просит автор ребят? Как вы помогаете птицам зимой? Какие птицы остались зимовать вместе с нами?
8. Работа с текстом:
1)Птицы, полезные, в..р..б..и, очень. 2)За, количество, нас.комых, день, огромное, в..р..бей, с.едает, вре..ных. 3)Много, ..ни, от, д..рев..ев, сп..сают, вредителей. 4) 3..мой, г..л..дают, в..р..б..и. 5) П..см..трите, ..ни, от, как, с.е-ж..лись, хол..да. 6) Друз..ямч р..бята, п..рнатым, п..м..гайте. 7) Их, подкармливайте. 8) Это, зиму, птицам, п..мож..т, переж..ть.
По Г. Чумаковой
— Составьте из слов предложения.
— Объясните написание пропущенных букв.
— Объясните постановку знаков препинания в предложении с обращением.
— Обозначьте цифрами склонение имен существительных.
VI. Рефлексия
—По каким признакам мы определим склонение имен существительных?
Игра «Узнай слово».
— Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите;
1-е склонение. Знак препинания. (Точка.)
2-е склонение. Начало сказки. (Зачин.)
3-е склонение. Все, что говорит и пишет человек. (Речь.)
1-е_скл-
2-е скл
.
.
3-е скл
Домашнее задание
Упр. 157, с.98.
Урок 31. Тема: Три склонения имен существительных.
Цели: совершенствовать умение определять склонение имен существительных; развивать речь учащихся; учить детей уважать старших членов семьи, помогать бабушке и дедушке в домашних делах.
Ход урока