Ваше исследование - для образования.
Педагогика как наука
Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука.
Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта.
Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности
Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Функции педагогики
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ |
Описательная (объяснительная) | Проективная | |
Диагностическая | Преобразовательная | |
Прогностическая | Рефлексивная и корректировочная |
Задачи педагогики:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.
- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.
- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.
Закономерности – устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности.
Парадигма – модель постановки проблем и их решения, принятая в научном сообществе определенной науки; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций.
Традиционная парадигма – цели образования ставятся в зависимости от интересов общества и (или) государства.
Гуманистическая парадигма – цели образования определяются «от человека».
Теория – целостная система знаний, опирающихся на определенную методологическую базу.
Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений.
Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.
Педагогика рассматривается:
- как междисциплинарная область знаний;
- как прикладная наука;
- как самостоятельная научная дисциплина
Педагогика как искусство - это реализация педагогической теории в практической педагогической деятельности на высоком уровне мастерства. “Искусство есть приложение науки, и человек искусства постоянно вращается в сфере научных приложений и формул”. “Применение научных законов к требованиям жизни и есть искусство” (П.Ф.Каптерев).
Педагогика как культура. В этом понимании педагогика рассматривается как система, способная создавать, сохранять и воспроизводить культурную информацию и ценности.
Структура педагогической науки:
общая педагогика:
· дидактика, теория воспитания;
· этнопедагогика;
· история педагогики
· сравнительная педагогика
· теория управления педагогическими системами
· методология педагогики
· педагогическая технология
· частные методики
возрастная педагогика:
· перинатальная педагогика
· дошкольная педагогика;
· педагогика школы;
· педагогика высшей школы
· андрагогика
педагогика разных сфер образования:
· педагогика профессионального образования;
· педагогика дополнительного образования;
· военная педагогика;
· медицинская педагогика
· музейная педагогика
педагогика определенного контингента воспитуемых:
· специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика и т.д.
· пенитенциарная педагогика;
социальная педагогика – выполняет объединяющую роль по отношению к самым разным педагогическим дисциплинам
Основные категории педагогики.
Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие науки.
Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой).
Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.
Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.
В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.
Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;
Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.
Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Процесс – закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития.
Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре
Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.
Связь педагогики с другими науками.
Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы.
Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом.
Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.
Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания.
Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.
Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации.
Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы.
Связь педагогики с практикой:
Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования
Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.
Ваше исследование - для образования.
Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Образование –относительно самостоятельная сфера социальной жизни (система образования), имеющая свою структуру и функции.
Тенденции развития образования:
Тенденции - формы проявления закономерностей - существенных, устойчивых и необходимых связей, в совокупности обеспечивающих достоверность предвидения
Непрерывность образования связана с постоянным совершенствованием человека и обновлением его знаний, умений решать жизненные и профессиональные задачи как посредством повышения его квалификации, так и формированием готовности к самообразованию.
Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности.
Гуманитаризация образования - «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности естественнонаучных дисциплин.
Демократизация образования - расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития самоуправления.
Диверсификация образования – отказ от единообразия, универсализации образования в пользуразнообразия, плюрализма, поликультурности, проявляющихся в многообразии и вариативности образовательных моделей и форм, видов образовательных учреждений.
Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.
Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.
Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.
Функции образования:
Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.
Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.
Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.
Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.
Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.
Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ):
1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);
2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;
3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;
4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего);
5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;
6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;
7) постановка новых целей и задач.
В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.
Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения.