Ваше исследование - для образования.

Педагогика как наука

Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука.

Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта.

Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности

Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Функции педагогики

Ваше исследование - для образования. - student2.ru ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Ваше исследование - для образования. - student2.ru

Ваше исследование - для образования. - student2.ru Ваше исследование - для образования. - student2.ru Описательная (объяснительная)   Проективная
   
Ваше исследование - для образования. - student2.ru Ваше исследование - для образования. - student2.ru Диагностическая Преобразовательная  
   
Ваше исследование - для образования. - student2.ru Ваше исследование - для образования. - student2.ru Прогностическая Рефлексивная и корректировочная

Задачи педагогики:

- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.

- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.

- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.

Закономерности – устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности.

Парадигма – модель постановки проблем и их решения, принятая в научном сообществе определенной науки; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций.

Традиционная парадигма – цели образования ставятся в зависимости от интересов общества и (или) государства.

Гуманистическая парадигма – цели образования определяются «от человека».

Теория – целостная система знаний, опирающихся на определенную методологическую базу.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений.

Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности.

Педагогика рассматривается:

- как междисциплинарная область знаний;

- как прикладная наука;

- как самостоятельная научная дисциплина

Педагогика как искусство - это реализация педагогической теории в практической педагогической деятельности на высоком уровне мастерства. “Искусство есть приложение науки, и человек искусства постоянно вращается в сфере научных приложений и формул”. “Применение научных законов к требованиям жизни и есть искусство” (П.Ф.Каптерев).

Педагогика как культура. В этом понимании педагогика рассматривается как система, способная создавать, сохранять и воспроизводить культурную информацию и ценности.

Структура педагогической науки:

общая педагогика:

· дидактика, теория воспитания;

· этнопедагогика;

· история педагогики

· сравнительная педагогика

· теория управления педагогическими системами

· методология педагогики

· педагогическая технология

· частные методики

возрастная педагогика:

· перинатальная педагогика

· дошкольная педагогика;

· педагогика школы;

· педагогика высшей школы

· андрагогика

педагогика разных сфер образования:

· педагогика профессионального образования;

· педагогика дополнительного образования;

· военная педагогика;

· медицинская педагогика

· музейная педагогика

педагогика определенного контингента воспитуемых:

· специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика и т.д.

· пенитенциарная педагогика;

социальная педагогика – выполняет объединяющую роль по отношению к самым разным педагогическим дисциплинам

Основные категории педагогики.

Категория – наиболее общее и фундаментальное понятие науки.

Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.

В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.

Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;

Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.

Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Процесс – закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития.

Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре

Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.

Связь педагогики с другими науками.

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы.

Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом.

Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания.

Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.

Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации.

Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы.

Связь педагогики с практикой:

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования

Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Ваше исследование - для образования.

Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.

Образование –относительно самостоятельная сфера социальной жизни (система образования), имеющая свою структуру и функции.

Тенденции развития образования:

Тенденции - формы проявления закономерностей - существенных, устойчивых и необходимых связей, в совокупности обеспечивающих достоверность предвидения

Непрерывность образования связана с постоянным совершенствованием человека и обновлением его знаний, умений решать жизненные и профессиональные задачи как посредством повышения его квалификации, так и формированием готовности к самообразованию.

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности.

Гуманитаризация образования - «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности естественнонаучных дисциплин.

Демократизация образования - расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития самоуправления.

Диверсификация образования – отказ от единообразия, универсализации образования в пользуразнообразия, плюрализма, поликультурности, проявляющихся в многообразии и вариативности образовательных моделей и форм, видов образовательных учреждений.

Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.

Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.

Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.

Функции образования:

Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.

Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.

Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.

Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.

Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.

Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ):

1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обуча­ющей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодейс­твия);

2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспи­тывающего);

5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогичес­кого взаимодействия;

7) постановка новых целей и задач.

В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.

Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения.

Наши рекомендации