Выбор темы и структура работы
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт
Им. С.В. Рахманинова
Факультет педагогического образования и народной художественной культуры
заочная форма обучения
Методические рекомендации для написания контрольных робот по религиоведению
для направлений ВПО:
050100Педагогическое образование (художественное образование, музыкальное образование).
071500Народная художественная культура
(руководитель любительского театра)
071500Народная художественная культура
(руководство этнокультурным центром)
Утверждено на заседании кафедры
протокол №___ от «_____»_________________2013 г.
Зав. кафедрой_________________
Тамбов 2013
Цель написания контрольной работы
Изучение курса истории религий студентами заочного отделения предполагает внушительный объем самостоятельной работы по овладению учебным материалом. Эта работа осуществляется в устной и письменной формах. Устная подготовка охватывает основную часть материала, в то время как письменная контрольная работа (реферат) посвящена только одной теме. При исследовании этой темы студент приобретает навыки углубленного изучения конкретной религиоведческой проблемы: знакомится с научной литературой, учится анализировать различные по видам источники информации (учебную литературу, научные монографии, священные тексты, богословские сочинения, периодику и материалы конфессиональных сайтов). В результате формируется собственное видение изучаемого вопроса с учетом мнений ученых. После выполнения контрольной работы студент должен свободно ориентироваться в фактологии выбранной темы, уметь выделять основные философско-этические аспекты исследованных событий. При изучении вопросов истории культуры (взаимодействия культур) соответственно определяются духовные, социокультурные предпосылки и значение исследуемых процессов.
Выбор темы и структура работы
При выборе темы желательно следовать своему научному интересу, особенно если есть возможность продолжить уже начатое когда-то исследование. Прежде чем приступить к углубленному изучению, необходимо ознакомиться с учебным материалом по данной теме, отметить для себя ключевые проблемы, которые она содержит, составить приблизительный план работы. Типичная ошибка студента – поиск литературы именно по избранной узкой теме. Такой литературы может просто не быть, поэтому необходимо обращаться к фундаментальным историческим исследованиям, публикациям, затрагивающим исследуемый период, или, посвященных отдельным историческим персоналиям избранной темы.
В структуре работы должны быть выделены следующие части:
а) Введение – обоснование актуальности темы, указание на степень воздействия данного вероучения на исторический процесс, культуру и современное мировое (российское) сообщество. Важно отметить различия в позициях историков и религиоведов (или единодушие) по основным вопросам, отметить авторов, опубликовавших специальные исследования по данной теме.
б) Основная часть, раскрывающая содержание темы. Она может содержать 5-6 пунктов разбитых по необходимости на части (а, б, в …) содержание пунктов (как и самой работы) должно строго соответствовать названию и вписываться в стиль рассуждений автора, который был задан в предыдущих пунктах. Помните, что логическая стройность работы предопределяет обоснованность выводов, а вместе с этим и состоятельность исследования.
в) В пункте «Заключение» подводятся итоги исследования, делаются общие выводы по теме в целом: какой след данная религия оставила в культуре и обществе, в чем её сильные и слабые стороны для политико-культурного прогресса отдельных народов и всего человечества. При исследовании философских аспектов вероучения следует отметить выдающихся мыслителей и проповедников, оказавших наибольшее влияние на формирование догматической и философской основы данной религии.
Последними пунктами работы являются «Примечания», содержащие ссылки на источники и «Список литературы», в котором приводятся все использованные материалы (оформление см. далее). При подготовке реферата допускается привлечение не только опубликованных трудов, но и Интернет-ресурсов конфессионального характера, что позволит глубже исследовать проблемы межконфессионального диалога, роли и места религии в современном обществе.