Отечественные программы экологического воспитания дошкольников
Вторая половина 1990-х годов — это бурное проявление творческой инициативы в экологическом образовании: исследовательскими коллективами и отдельными авторами создается множество программ. Понять отличие отечественных программ от зарубежных можно только с учетом российского менталитета в этой области, а на его становление оказывает влияние следующее:
отсутствие частной собственности на землю и природные угодья;
громадная протяженность страны с большим количеством неосвоенных (или малоосвоенных) природных территорий; большие лесные массивы, часть которых не тронута хозяйственной деятельностью;
существование особого статуса охраняемых природных территорий, подавляющая часть которых является заповедниками без доступа в них населения;
традиционно высокий уровень образования людей на всех его ступенях, содержательная насыщенность образовательных программ; творческий поиск и энтузиазм преданных делу специалистов;
развитая и популярная у населения система общественного дошкольного воспитания;
относительно низкий уровень общественного сознания людей; недисциплинированность в исполнении законов и правил поведения; неготовность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, равнодушное отношение к инициативам;
кризисное нестабильное состояние экономики, фактически полное отсутствие государственного финансирования экологических программ и слабая поддержка со стороны спонсоров и фондов.
За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологиче-
ских. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
«Кроха» [206; 238] — программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. (Отрадно, что она предусматривает экологическое воспитание малышей.) Г.Ф.Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Прогулки также можно использовать для экологического воспитания. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Все вышеназванные комплексные программы содержат разделы ознакомления с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей. В программе «Радуга» «Мир природы» (так называется подраздел) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т. И. Гризик [267], создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребен-
ка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство» [212; 226], созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.
На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др. Дети подготовительной группы получают обобщенное представление о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека, о системе приспособительных особенностей растений и животных разных эколого-систематических групп к сезонным изменениям основных факторов среды и многие другие. Расширяются и конкретные представления детей — о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.
Программа «Детство» в данном разделе заботится не только об экологических представлениях детей, но и о разных личностных проявлениях — познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений, отноше-
ние», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности — низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.
Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников — в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание икономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, в них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. К поступлению в школу они имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь. Можно утверждать: «Детство» — по программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Программа «Детство» станет особенно ценной, если будет продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошкольных учреждений России. Для этого, в первую очередь, должны быть созданы технологии для каждой возрастной группы, в которых будут представлены все стороны развития детей (т.е. все разделы программы). При этом не исключено, что авторы обнаружат: для реализации всего задуманного им не хватит и 24 часов в сутки, режимного пространства детского сада и 9 — 10 месяцев учебного года; не все согласуется с физическими и психологическими возможностями детей дошкольного возраста, с массовой практикой и «массовым» воспитателем детского сада. Экспериментальная апробация таких технологий в типичных (не элитных) дошкольных учреждениях покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов программы ее облегчения. В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников можно уменьшить количество обобщенных представлений, которые дети должны усвоить в старшем дошкольном возрасте. Обобщенное знание (это было показано выше) имеет определенную функцию в развитии ребенка — оно позволяет им ориентироваться в новых фактах. В дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, ин-
теллектуальным балластом, который загружает память и мало используется (или совсем не используется). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много учебного времени и усилий от воспитателя и детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь и виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на «глубокой интеграции» самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Один из авторов «Детства» — Н. Н. Кондратьева разработала свою парциальную «Программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии» [219]. Принципиальная экологическая позиция в программе — та же самая: в основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (1-й раздел), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (2-й раздел), далее – их рост, развитие и размножение (3-й раздел) и, наконец, взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (4-й раздел).
Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, осознать, что он творение космическое, часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете. Знания помогают ребенку осознать себя мерой всех вещей и всех событий, причиной всех возможных последствий многообразных взаимоотношений с природой.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов) экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное от-
ношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.
В каждом разделе «Азбуки экологии» имеются подразделы «Разнообразие ценностей природы», «Нормы и правила взаимодействия живых существ в природе». Значимо то, что показаны различные аспекты ценности природы для человека — познавательные, эстетические, нравственные и средообразующие. Что касается норм и правил поведения, детей следует ориентировать на правильное, взаимодействие с живыми существами, объяснять детям, почему с живыми существами надо обращаться особенно неосторожно, бережно, объяснять, какое волшебное значение имеют ласковые, добрые слова утешения и сочувствия, как в них нуждается любое живое существо (растение, животное, человек), попавшее в беду. Но следует иметь в виду и другое обстоятельство: когда правил слишком много, они не выполняются, прежде всего взрослыми (таков менталитет россиян), поэтому чувство педантической целесообразности должно подсказать — правил может быть немного, но они должны быть всеобщими и неукоснительно выполняться.
«Истоки» [215] — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей, и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 — 5 лет — младший и 5 —7 лет — старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности велики. Однако задачи развития в познании природы
(например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, неразвернуто и неконкретно. Фактически не представлен мир растений, фигурирует главным образом животный мир. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов. Нельзя согласиться с тем, что интерес к природе могут вызывать только экзотические объекты (яркий попугай, тритон в террариуме и др.) — их трудно содержать в детском саду, а потому их присутствие педагогически нецелесообразно.
Вызывает удивление, что в целом психологически глубоко и интересно обоснованная программа сосредоточена на насекомых – они обстоятельнее других животных представлены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Насекомые –не самый лучший объект для познания природы: существует много видов, которые приспособились к жизни возле человека и досаждают ему. Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это не может не накладывать отпечаток на психику ребенка, а потому ставит его в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе. Нельзя также согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями [100], и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, которые всегда имеются в дошкольных учреждениях.
В целом же можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. В программе имеются важные разделы — здоровье, музейная педагогика, художественное творчество, историко-географические представления и др., но они не связаны с разделом
«Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагают много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.
Программа «Развитие» [241], разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.
Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитано дошкольников.
Наряду с комплексными в 1990-е годы создано значительное количество парциальных программ, которые так или иначе выходят на экологическое воспитание дошкольников, некоторые из них имеют определенную направленность. Ряд психологов создали ангорские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа А. Вересова «Мы— земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» [249] создана на основе авторской концеп-
ции, направленной на индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественно-научных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой — личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» (автор Ж. Л. Васякина-Новикова) [202] развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить сопереживание, сочувствие, которое потом трансформируется в содействие.
Программа «Надежда» (автор Т.В.Потапова и др.) [240] также пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В. И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» [199] нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как научится ребенок мыслить и тонко чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит, как он будет действовать, какие совершать поступки. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, начала нравственного отношения к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе две базовые темы – «Природа» и «Человек». Тема «Природа» не только включает четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но
и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. В центре второй темы — человек-созидатель: народные и национальные герои, подвижники мировой культуры, оставившие добрый след на Земле.
Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» [220] сочетает в себе формирование у детей 4 — 6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
Культурологический аспект экологического воспитания представлен в программе И.Белавиной, Н. Найденской «Планета — наш дом» [200], а также в программе Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» [239]. К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы» [250], предназначенную для воспитания дошкольников 4 — 6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы — развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы — в ее организации: на каждом занятии (два академических часа два раза в неделю) дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей — рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). Педагог должен всегда достигать «эмоционального неравнодушия»
каждого ребенка — автор убежден, что именно «чувство природы»
должно стать основой дальнейшего экологического образования
детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, древних и современных;
детям показывают красоту мира, учат любить его.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом— природа» [248] на-
целена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начал в детях 5 — 6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом — природа» состоит из 10 блоков; каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты — получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение — рекомендации по созданию развивающей среды и дошкольном учреждении, по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа «Юный эколог» [235], созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор — С.Н.Николаева) [233]. «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их (ведь только воспитатель, являющийся носителем экологической культуры, способен создать условия для правильного развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование [229], сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу — оно прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как конвергентное сходство разных живых существ, проживающих в од-
нородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных, поселившихся в помещении и на участке ДОУ.
Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов: первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля в отличие от других планет Солнечной системы имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку — он рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.
Разделы 2 — 5 — это познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе: эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое [234; 235] и технологическое. В ряде методических пособий описаны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий — это технологии экологического воспитания детей, они представлены для всех возрастов (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми [230; 232; 236]. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для живых объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.). В технологиях для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала.
«Юный эколог» вместе с обеспечением — это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребенка развиваются мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы); сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое вос-
приятие красоты природы — красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения фактором окружающей среды, природы для здоровья людей.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России — педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций. Такой поиск идет на Севере страны (например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Якутии), на Урале (в Перми, Екатеринбурге), и Сибири (в Тюмени), в Поволжье (в Нижнем Новгороде), на Дальнем Востоке, в Центре и на Юге страны (в Липецке, Сочи). Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» (автор Е. В. Пчелинцева, г. Иваново) [295], а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья «Планета детства» [296], в которой в естественнонаучном экологическом блоке представлены программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л.И. Грехова). Активность регионов так велика, что уже в 1998 г. состоялась научно-практическая конференция «Региональные системы экологического образования» [247], на которой с самых различных позиций был представлен краеведческий подход в системе непрерывного экологического образования.
Таким образом, даже беглый обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.
Анализ программ дает повод задуматься над их эффективностью, их реальным влиянием на практику воспитания детей в дошкольных учреждениях. Представляется, что значение программ определяется рядом моментов.
Программа должна иметь теоретическую основу — научное обоснование, которое продемонстрирует каждому, кто ею будет пользоваться, на что она опирается — на какие законы естествознания, законы развития природы, человека и общества в целом, какие научные постулаты лежат в основе ее содержания и какие научные психолого-педагогические положения могут обеспечить ее реализацию в практике. Теоретического обоснования требуют методы работы с детьми, формы организации воспитания и обучения. В каждой программе должны быть соблюдены законы физического, психического и личностного развития детей дошкольного возраста.
Структура программы включает цель, содержание, методическое обеспечение. Цель — это перспектива результата направленного воспитательно-образовательного воздействия на детей, она показывает, чего можно достигнуть спомощью данной программы. Содержание — это конкретные области знания, которые включены в обучение, в разные виды деятельности детей. Содержание реализует поставленную цель, на его основе проявляются реальные успехи детей в усвоении знаний, умений, навыков и в личностном развитии. Методическое обеспечение — важнейшее сопровождение программы, оно позволяет взрослому (педагогу, родителю) осуществить замыслы автора в практике воспитания и обучения детей. Можно говорить о методическом и технологическом обеспечении программы. Методические пособия раскрывают, как правило, отдельные стороны воспитательно-образовательного процесса (например, создание развивающей среды, использование игры в экологическом воспитании и др.). Технологии раскрывают в целом всю систему работы с детьми, в них подробно описаны псе мероприятия, поэтому они доступны для воспроизведения.
Важным аспектом является экспериментальная апробация программы — проверка ее эффективности в определенных специально заданных условиях; исследование, при котором проводится начальная и конечная диагностика детей; жестко соблюдается технология; происходят беспристрастное протоколирование текущих результатов, анализ конечных результатов и коррекция (если это необходимо) технологии или даже программы. Положительные результаты экспериментальной апробации программы — это четкое доказательство ее эффективности — теоретической значимости и практической пригодности.
Авторы программы должны предусматривать процедуру ее внедрения и распространения: публикацию материалов, подготовку кадров на специальных курсах повышения квалификации. Опубликованные в достаточном объеме и количестве материалы программы позволяют педагогическим коллективам и отдельным энтузиастам самостоятельно проработать и внедрить их в практику ДОУ. Особенно ценным является прохождение курсов или семинаров, на которых слушатели обретают теоретическое понимание программы и практические навыки ее использования.
Контрольные вопросы
1. Занимаются ли за рубежом вопросами экологического образования детей? Как поставлено это образование в Америке, Европе, Японии?
2. Как занимаются экологическим образованием дошкольников в России? Какие содержательные аспекты рассматриваются в разных программах экологического воспитания детей?
3. Чем отличается образование в области окружающей среды за рубежом от российского экологического образования?
4. Почему проблема утилизации и переработки отходов фактически не представлена в отечественных программах? Почему в России не перерабатывают промышленные отходы?
5. Какую бы вы выбрали программу для работы с детьми? Обоснуйте, почему именно эта программа вас заинтересовала.