Цель и задачи экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в на­стоящий момент проходит этап своего становления. Его базовой осно­вой является традиционно сложившийся программный раздел "Озна­комление детей с природой", смысл которого состоит в том, чтобы со­риентировать маленьких детей в различных явлениях природы, глав­ным образом, доступных непосредственному наблюдению, научить раз­личать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточи­лась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознаком­ление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический под­ход, при котором педагогический процесс опирается на основопо­лагающие идеи и понятия экологии.

Целью экологического воспитания дошкольников является формиро­вание начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего сред­него экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, ко­торый обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Кон­цепцией дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегу­манистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой при­роде во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материаль­ные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений со­зидательно взаимодействовать с природой.

Первоначально элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предмет­но-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Осознанно правильное отношение к природе включает в себя три компонента:

1. эмоционально-эстетический (умение любоваться красотой при­роды);

2. интеллектуально-познавательный (наличие интереса к явле­ниям и объектам природы);

3. нравственно-действенный (гуманное отношение к животным и растениям, готовность выполнять различные трудовые действия по уходу за ними).

Критериями осознанно правильного отношения к природе являются:

1. Знание условий, при которых живой организм остается живым.

2. Желание трудиться самостоятельно на участке или в уголке природы, или по указанию взрослого.

3. Самостоятельные поступки и действия, направленные на сохранение живых существ.

4. Наличие у ребенка познавательного интереса к природе;.

5. Представленность в самостоятельных играх детей знании о природе и отношения к ней.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализа­ции воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

· создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

· создание в детском учреждении условий, обеспечивающих пе­дагогический процесс экологического воспитания;

· систематическое повышение квалификации педагогического персонала, овладение методикой экологического воспитания; совер­шенствование экологических знаний среди родителей;

· осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

· выявление уровня экологической культуры - реальных дости­жений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Наши рекомендации