Отечественные программы экологического воспитания дошкольников

Вторая половина 1990-х годов — это бурное проявление творческой инициативы в экологическом образовании: исследовательскими коллективами и отдельными авторами создается множество программ. Понять отличие отечественных программ от зарубежных можно только с учетом российского менталитета в этой области, а на его становление оказывает влияние следующее:

отсутствие частной собственности на землю и природные угодья;

громадная протяженность страны с большим количеством неосвоенных (или малоосвоенных) природных территорий; большие лесные массивы, часть которых не тронута хозяйственной деятельностью;

существование особого статуса охраняемых природных территорий, подавляющая часть которых является заповедниками без доступа в них населения;

традиционно высокий уровень образования людей на всех его ступенях, содержательная насыщенность образовательных программ; творческий поиск и энтузиазм преданных делу специалистов;

развитая и популярная у населения система общественного дошкольного воспитания;

относительно низкий уровень общественного сознания людей; недисциплинированность в исполнении законов и правил поведения; неготовность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, равнодушное отношение к инициативам;

кризисное нестабильное состояние экономики, фактически полное отсутствие государственного финансирования экологических программ и слабая поддержка со стороны спонсоров и фондов.

За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства обра­зования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплекс­ных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Ис­токи», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семи­цветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориен­тированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная мо­дель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллек­туальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» [206; 238] — программа воспитания самых малень­ких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. (Отрадно, что она предусматривает экологическое воспитание малышей.) Г.Ф.Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоя­тельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональ­ный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Це­лый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Прогулки также можно использовать для экологического воспитания. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как прово­дить с ними игры на природе и с природным материалом.

Все вышеназванные комплексные программы содержат разделы ознакомления с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей. В программе «Радуга» «Мир при­роды» (так называется подраздел) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отноше­ние к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т. И. Гризик [267], создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Афри­ки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способ­ствовать этому и частое использование словесного метода — рас­сказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство» [212; 226], созданной в Санкт-Петер­бурге коллективом преподавателей педагогического университе­та, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др. Дети подготовительной группы получают обобщенное представление о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека, о системе приспособительных особенностей растений и животных разных эколого-систематических групп к сезонным изменениям основных факторов среды и многие другие. Расширяются и конкретные представления детей — о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.

Программа «Детство» в данном разделе заботится не только об экологических представлениях детей, но и о разных личностных проявлениях — познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений, отноше-

ние», в котором выделяются три уровня экологической воспитан­ности — низкий, средний и высокий. Даются также «Методиче­ские советы» для реализации программы.

Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспи­тания дошкольников — в ней представлены биоцентрическая по­зиция авторов, экологическая содержательность и системный под­ход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы об­ретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание икономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, в них вырабатываются различные практические и умственные на­выки взаимодействия с живыми объектами, развивается отноше­ние к природе — познавательное, эстетическое, бережное и гу­манное. К поступлению в школу они имеют обобщенное пред­ставление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь. Можно утверждать: «Детство» — по программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологи­ческим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всесто­роннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в даль­нейшем (при условии непрерывности экологического образова­ния) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Программа «Детство» станет особенно ценной, если будет продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошколь­ных учреждений России. Для этого, в первую очередь, должны быть созданы технологии для каждой возрастной группы, в кото­рых будут представлены все стороны развития детей (т.е. все раз­делы программы). При этом не исключено, что авторы обнаружат: для реализации всего задуманного им не хватит и 24 часов в сутки, режимного пространства детского сада и 9 — 10 месяцев учеб­ного года; не все согласуется с физическими и психологическими возможностями детей дошкольного возраста, с массовой практи­кой и «массовым» воспитателем детского сада. Экспериментальная апробация таких технологий в типичных (не элитных) до­школьных учреждениях покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов программы ее облегчения. В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников можно уменьшить количество обобщенных представлений, которые дети должны усвоить в старшем дошкольном возрасте. Обобщенное знание (это было показано выше) имеет определенную функцию в развитии ребенка — оно позволяет им ориентироваться в новых фактах. В дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, который загружает память и мало ис­пользуется (или совсем не используется). Важно еще и такое об­стоятельство: формирование каждого обобщения требует много учебного времени и усилий от воспитателя и детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобще­ние, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь и виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкре­тику мира и не стремится к обобщениям.

Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на «глубокой интеграции» самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.

Один из авторов «Детства» — Н. Н. Кондратьева разработала свою парциальную «Программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии» [219]. Принципиальная экологическая позиция в программе — та же самая: в основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (1-й раздел), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (2-й раздел), далее – их рост, развитие и размножение (3-й раздел) и, наконец, взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (4-й раздел).

Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, осознать, что он творение космическое, часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете. Знания помогают ребенку осознать себя мерой всех вещей и всех событий, причиной всех возможных последствий многообразных взаимоотношений с природой.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов) экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное от-

ношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.

В каждом разделе «Азбуки экологии» имеются подразделы «Раз­нообразие ценностей природы», «Нормы и правила взаимодей­ствия живых существ в природе». Значимо то, что показаны раз­личные аспекты ценности природы для человека — познаватель­ные, эстетические, нравственные и средообразующие. Что касается норм и правил поведения, детей следует ориентировать на правильное, взаимодействие с живыми существами, объяснять детям, почему с живыми существами надо обращаться особенно неосторожно, бережно, объяснять, какое волшебное значение име­ют ласковые, добрые слова утешения и сочувствия, как в них нуж­дается любое живое существо (растение, животное, человек), попавшее в беду. Но следует иметь в виду и другое обстоятельство: когда правил слишком много, они не выполняются, прежде всего взрослыми (таков менталитет россиян), поэтому чувство педа­нтической целесообразности должно подсказать — правил может быть немного, но они должны быть всеобщими и неукоснительно выполняться.

«Истоки» [215] — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассмат­ривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей, и требованиями современ­ного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологиче­скими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 — 5 лет — младший и 5 —7 лет — старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспита­ния сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности велики. Однако задачи развития в познании природы(например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, неразвернуто и неконкретно. Фактически не представлен мир растений, фигурирует главным образом животный мир. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов. Нельзя согласиться с тем, что интерес к природе могут вызывать только экзотические объекты (яркий попугай, тритон в террариуме и др.) — их трудно содержать в детском саду, а потому их присутствие педагогически нецелесообразно.

Вызывает удивление, что в целом психологически глубоко и интересно обоснованная программа сосредоточена на насекомых – они обстоятельнее других животных представлены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Насекомые –не самый лучший объект для познания природы: существует много видов, которые приспособились к жизни возле человека и досаждают ему. Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это не может не накладывать отпечаток на психику ребенка, а потому ставит его в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе. Нельзя также согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями [100], и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, которые всегда имеются в дошкольных учреждениях.

В целом же можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. В программе имеются важные разделы — здоровье, музейная педагогика, художественное творчество, историко-географические представления и др., но они не связаны с разделом

«Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в стар­шем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о при­роде и взаимодействии человека с ней, не могут создать целост­ной картины мира, в которой человек и природа связаны крепки­ми узами. Недостаточно реализуется заявленный в программе прин­цип развития ребенка через деятельность: познание природы, об­щение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей пред­полагают много разных видов деятельности, которые можно вклю­чить в педагогический процесс.

Программа «Развитие» [241], разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и худо­жественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, ос­мысленно относиться к собственной деятельности. На основе сфор­мированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способ­ностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспита­но дошкольников.

Наряду с комплексными в 1990-е годы создано значительное количество парциальных программ, которые так или иначе выходят на экологическое воспитание дошкольников, некоторые из них имеют определенную направленность. Ряд психологов созда­ли ангорские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа А. Вересова «Мы — земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» [249] создана на основе авторской концепции, направленной на индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественно-научных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой — личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» (автор Ж. Л. Васякина-Новикова) [202] развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить сопереживание, сочувствие, которое потом трансформируется в содействие.

Программа «Надежда» (автор Т.В.Потапова и др.) [240] также пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В. И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» [199] нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как научится ребенок мыслить и тонко чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит, как он будет действовать, какие совершать поступки. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, начала нравственного отношения к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе две базовые темы – «Природа» и «Человек». Тема «Природа» не только включает четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но

и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. В центре второй темы — человек-созидатель: народные и национальные герои, подвижники мировой культуры, оставившие добрый след на Земле.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» [220] сочетает в себе формирование у детей 4 — 6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Культурологический аспект экологического воспитания представлен в программе И.Белавиной, Н. Найденской «Планета — наш дом» [200], а также в программе Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» [239]. К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы» [250], предназначенную для воспитания дошкольников 4 — 6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы — развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы — в ее организации: на каждом занятии (два академических часа два раза в неделю) дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музы­ки, творческая деятельность самих детей — рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). Педагог должен всегда достигать «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка — автор убежден, что именно «чувство природы» должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, древних и современных;

детям показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа» [248] нацелена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начал в детях 5 — 6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом — природа» состоит из 10 блоков; каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты — получение знаний о природе и развитие у детей разных ас­пектов отношения к ней (умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение — рекомендации по созданию развивающей среды и дошкольном учреждении, по ознакомлению детей с водой, воз­духом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые составляют реальную опас­ность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа «Юный эко­лог» [235], созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор — С.Н.Николаева) [233]. «Юный эко­лог» включает две подпрограммы — программу экологического вос­питания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания де­тей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их (ведь только воспитатель, являющийся носите­лем экологической культуры, способен создать условия для пра­вильного развития детей). Программа имеет обстоятельное теоре­тическое и экспериментальное обоснование [229], сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на при­роду — оно прослеживает взаимосвязь организма со средой обита­ния в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как кон­вергентное сходство разных живых существ, проживающих в од-

нородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жиз­ненном пространстве детей в достаточном количестве самих объек­тов природы — растений и животных, поселившихся в помеще­нии и на участке ДОУ.

Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов: первый — это объекты неживой природы, которые рас­сматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля в отличие от других планет Солнечной системы имеет весь комплекс необходи­мых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел по­священ человеку — он рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

Разделы 2 — 5 — это познание собственно экологических зако­нов природы — жизни растений и животных в своей среде обита­ния и в сообществе: эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические зна­ния — это не самоцель, это лишь средство формирования отно­шения к природе, которое строится на эмоционально-чувствен­ной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопро­сах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методичес­кое [234; 235] и технологическое. В ряде методических пособий опи­саны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, эко­логический подход к содержанию растений и животных. Ряд посо­бий — это технологии экологического воспитания детей, они пред­ставлены для всех возрастов (от младшей группы до подготовитель­ной), содержат готовое планирование и подробное описание эко­логических мероприятий с детьми [230; 232; 236]. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календа­ре, создание и поддержание условий для живых объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное из­готовление самодельных книг, проведение акций и др.). В технологиях для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала.

«Юный эколог» вместе с обеспечением — это программно-ме­тодическая система всестороннего воспитания дошкольника с эко­логическим уклоном: у ребенка развиваются мышление (он пони­мает и осознает закономерный характер явлений природы); со­чувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы — красоты здорового организма, жи­вущего в благоприятных условиях, красоты природы, отражен­ной в произведениях искусства; понимание значения фактором окружающей среды, природы для здоровья людей.

З.Практико-ориентированное задание или задача.

Билет № 14

1. Нравственно-патриотическое и трудовое воспитание детей: цели, задачи, содержание и методы работы.

Нрав воспит-е – это целенапр-ый процесс приобщ детей к моральным ценностям челов-ва и конкр общ-ва. Рез-том НВ явл появл и утвержд в Л опред набора нравств кач-в. Чем прочнее сформ-ны эти кач-ва, тем меньше отклонений от принятых в общ-ве моральных устоев, тем выше оценка нравств-ти Л со стороны окр-х. Этапы форм-я нравст воспит: 1. д/форм-я любого нравственного кач-ва важно, чтобы оно проходило осознанно, поэтому нужны З, на основе кот у Р б/т складываться представления о сущности нравственного кач-ва, о его необх-ти; 2. у Р д/о появиться желание овладеть нравственным кач-ом, т.е. чтобы возникли мотивы д/приобретения соответст. кач-ва; 3. появление мотива влечет за собой отношение к кач-ву, кот в свою очередь форм-т соц чувства. Ч придают проц фолрм-я личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося кач-ва; 4. знания и чувства порождают потребности в их практ реализации – в поступках и поведении. Поступки и поведение берут на себя ф-ю обратной связи, позволяющих проверить и подтвердить прочность форм-го кач-ва. Т.о. знания, представления – мотивы – чувства и отношения – навыки и привычки – поступки и поведение – это все приводит к форм-ю нравственных кач-в. Данный мех-мпроявл-ся при форм-ии любого нравственного или безнр кач-ва. Задачи НВ: 1 группа: задачи форм-я его мех-ма: представлений, нравств чувств, нравств привычек и норм, практики поведения. Восп носит истор хар-р и его содерж меняется в зав-ти от ряда обстоят-в и условий: 1. запросы общ-ва, 2.экон. факторы, 3. уровень разв-я науки, 4. воз-ти возраста воспитуемых. След-но на каждом этапе своего разв-я общво решает разл задачи восп-я подраст поколения, т.е. у него разные нравств идеалы Ч (коллект, деловые кач-ва сегодня). 2 группа: отражается в потребности общ-ва в людях, обладающих конкр кач-ми. Если 1-я группа задач носит постоянный хар-р, то 2 группа подвижна. На ее содержание оказ-т влияние и истор этап, и особ-ти воз-та объекта восп-я, и конкр условия жизни. Средства НВ: 1. группа худ ср-в – спо-т эмоц окраске познаваемых моральных явлений; 2. природа – желание заботиться о тех, кто слабее, спос-т форм-ю уверенности в себе; 3. собств деят-ть детей – особое место общению (корректирует представления о морали и воспитании чувств в отношениях); 4. окр. Р обстановка (м/б доброжелательной, гуманной, жестокой, безнравственной). Выбор средства НВ зависит от: ведущей задачи; воз-та воспитанников; уровня общего и интеллект разв-я детей; этапа развития нравств. кач-ва.Методы НВ: 1. Орг-я практ опыта общест поведения (показ, пример); 2 Форм-е нравств представлений, суждений, оценок (беседы, чтение худ лит-ры, рассматривание картин, обсуждение).+убеждение, положит пример, поощрение, наказание. Усвоение нравст норм – правила сущ-т всегда, это установленный порядок (правила поведения за столом); норма носит более обощ хар-р (нужно быть внимательным, заботливым по отн к окр).

Коллективизхм-кач-во важное для нормальной социализации личности. Вос-ие коллективизма осуществляется через орг-цию взаимоотношений: восп-ие дружбы; кол-в не должен подавлять личность, но иличность должна гармонировать с кол-вом. Детский ко-в-базовый этап фор-ия коллективизма. Вос-ие коллктивных взаимоотношений –взаимопомощь, отзывчивость, сопереживание, дружеские взаимоотншения.

Условие вос-я кол-зма – орг-ция общения взаимодействия со сверстниками.

Стадии

1. кол-в сочувствие (до 3-х лет – на основе взаимопомощи, взаимопонимания)

2. восп-ие самостоятельности (3-4 г)

3. орг-ция совместной тр

Наши рекомендации