Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников.

Многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель- это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:

Предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Например, аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).

Предметно-схематические модели. В них некоторые признаки представлены в виде предметов-макетов. Например, цвет листьев в виде полосок бумаги разного цвета, для характеристики поверхности листьев бумажные полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.)

Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды. Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста даны в приложении 3.

Вначале ребенок рассматривает модель, затем может самостоятельно создавать модели. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.

Цель моделирования -обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Процесс овладение навыками моделирования имеет несколько этапов:

1. Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;

2. Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3. Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Таким образом,использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и явлениях природы.

10.Опыты, значения и требования.

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.

Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов для экологического воспитания детей:

Во-первых, элементарная опытническая деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений.

Во-вторых, проведение опытов рассматривается как элемент развивающего обучения, поскольку опытническая деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности.

В-третьих, в процессе проведения опытов, дети учатся рассуждать, что спо­собствует развитию их мыслительных процессов и операций.

К проведению опытов в д/с С.Н. Николаева, И.С. Фрейдкин, П.Г. Саморукова предъявляют определенные требования:

1. Воспитатель должен точно, четко и просто сформулировать стоящую перед детьми задачу.

2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: опытный и контрольный.

3. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать.

4. При необходимости повторить опыт дважды, чтобы все дети осознали выводы.

5. При организации опытов не должен наноситься вред живым объектам.

6. Если опыт длительный, необходимо зафиксировать его этапы в виде рисунков и моделей.

В д/с опыты проводятся для решения следующих задач:

- показать зависимость роста растений от тепла, влаги, света, питательной почвы;

- познакомить со свойствами песка, снега, глины, воды, воздуха;

- дать объяснения явлениям неживой природы (радуга, дождь);

- показать пользу отдельных живых организмов (дождевые черви, божья коровка).

Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:

1. опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т.д.);

2. опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма — питание, дыхание, движение и т.д.);

3. опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств — чем питается, хорошо ли слышит и т.д.).

Наши рекомендации