Методика исправления говоров при помощи графических схем
В работе по исправлению говоров в театральных учебных заведениях преподавателями сценической речи используются различные методики, позволяющие добиться нормативного сценического произношения, приблизить звучащее слово к нормам русского литературного языка. Опираясь на теоретические труды ученых – лингвистов (среди которых можно назвать имена А.А. Потебни, Л.С. Щербы, Р.С. Аванесова, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Ж.В. Ганиева, В.В. Колосова и др.), педагоги по сценической речи ищут методы совершенствования произносительной культуры студентов–актеров, разрабатывают практические приемы, помогающие устранению диалектных явлений в произношении носителей говорной речи.
Рассмотрим ряд методических направлений работы педагогов Санкт-Петербургской театральной школы над сценическим произношением. Так, преподавателем К.А. Лубенской была разработана орфоэпическая таблица, в которой каждое слово было разделено на слоги и по слогам помещалось в различные графы. Работая с таблицей, студент мог визуально наблюдать, как в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, изменяются по звучанию гласные звуки. «Гласные звуки слышатся совершенно четко и определенно т о л ь к о в ударном слоге. В безударных слогах их звучание в той или иной степени меняется, ослабляется. Это явление называется в языкознании редукцией, а ослабленные звуки – редуцированными. Следует помнить, что редукция не есть полная утрата звука, но лишь его ослабление. Наиболее сильной редукции подвергаются в речевом потоке А, О, Е, Я»[1].
В статье Н.А. Латышевой «О закреплении правильного ритмического соотношения длины слогов в речевом потоке», предложен тренинг, в котором для выработки ощущений контраста ударных и безударных слогов используются динамические упражнения с теннисным мячом в соединении с шагами[2]. Выполняя те или иные динамические упражнения, студенты могут физически прочувствовать разные энергетические величины, необходимые для оформления УДАРНЫХ, ПЕРВЫХ ПРЕДУДАРНЫХ, ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ И ЗАУДАРНЫХ СЛОГОВ.
Методика пошаговой коррекции диалектного произношения разработана Л.Д. Алфёровой, которая предлагает использовать в речевом тренинге многообразные ритмические структуры русского слова. Для устранения диалектных произносительных неточностей в речи Л.Д. Алферова разработала курс тренинга, направленного на нормативное ритмо-фонетическое оформление русского слова через последовательное освоение двухсложных, трехсложных, четырехсложных и многосложных ритмических моделей [3].
Из современных учебных пособий, написанных педагогами по сценической речи театральных вузов Москвы, можно выделить учебник «Сценическая речь» под редакцией И.П. Козляниновой и И.Ю.Промптовой, содержащий главу «Устранение диалектных ошибок в речи студентов [4].
Все эти работы – часть трудов по поиску эффективных методов устранения диалектного произношения в речи студентов.
В данной работе предлагается еще одна методика исправления диалектных ошибок при помощи графических схем, позволяющих студенту визуально наблюдать систему построения слова в русском языке и, осваивая эти схемы, корректировать свое произношение. Этот опыт также позволяет разрушить динамический стереотип, т.е. навык, привычку произношения слов, привитый ребенку с рождения родителями, близким окружением, диалектной средой.
Человек, по определению психологов, имеет три ведущие сенсорные системы – аудиальную, кинестетическую и визуальную. «Каждая из них обуславливает сенсорные доминанты, по которым данный человек может преимущественно ориентироваться в пространстве и времени»[5]. Что же касается речевой деятельности человека, то аудиальная доминанта позволяет исправлять диалектное произношение при помощи слухового анализатора, кинестетическая – включает мышечный, а визуальная – использует зрительный анализатор. Учитывая сенсорные возможности человека, педагоги выбирают оптимальный способ работы по устранению диалектных произносительных ошибок в речи студента.
Способ работы с графическими схемами позволяет практическим путем (визуально) достичь понимания того, что в русском языке слово имеет тенденцию динамического расширения по объему звучания от безударных слогов к ударному слогу в предударной позиции и резкого сужения-стяжения в заударной позиции.
СХЕМА № 1.
Для выработки правильного произношения гласных «А» и «О» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ, разберем ряд двухсложных слов, например, РОСА, КОСА, ПОРТНОЙ, ЛОТО, БАНАН, СТАКАН, ГАРМОНЬ, ЛАТУНЬ.
Начертим схему-треугольник к слову РОСА. Учитывая, что к УДАРНОМУ СЛОГУ гласные увеличиваются по объему звучания, начертим расширяющийся треугольник. Поскольку в слове РОСА два слога, разделим треугольник на две части. По правилам орфоэпии в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ гласные «А» и «О»всегда звучат как «А», только чуть слабее и короче, чем в УДАРНОМ. Ударение в слове РОСА падает на слог СА, и поэтому самую широкую часть треугольника будет занимать ударный слог СА. Сегмент предударного слога РО будет меньше. (Рис. 1).
(Рис.1)
Начертим точно такой же треугольник (Рис.2).
Напишем внутри сегмента предударного слога РО значок [L].
Значком L «крышечкой» обозначает гласные «А» и «О», стоящие в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ. Этот знак фонетической транскрипции принят в русской лингвистической практике [6].
(Рис.2)
Снизу сегмент слога РО обведем лигой – так всегда мы будем выделять ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ. Теперь произнесем слово РОСА – у нас получится РLСА, или РаСА. Аналогично разбирается слово КОСА, которое произносится – КLСА или КаСА.
Затем по схеме № 1 разбираются слова БАНАН, ЛАТУНЬ, где в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ пишется гласный звук А. (Рис. 3).
(Рис.3)
Для закрепления навыка графического разбора и произнесения двусложных слов с гласными «А» и «О» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ можно предложить студентам разобрать оставшиеся слова, а также придумать и разобрать самостоятельно еще несколько слов по схеме № 1.
Рассмотрим произношение гласных «Е» и «Я» В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ, учитывая, что различие этих гласных в данной позиции снимается, образуя одинаковое укороченное «И-образное «Е», в транскрипции «Еи»[7].
Для закрепления навыка произнесения «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ в двусложных словах, мы также будем использовать схему № 1.
Начертим треугольник, расширяющийся к УДАРНОМУ СЛОГУ. (Рис. 4).
Рассмотрим слова БЕЛОК, РЯДОК.
(Рис.4)
Мы опять поставили ударение в сегменте слога «ЛОК» и определили ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ.
Слово «РЯДОК» имеет в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ тот же средний укороченный звук «Еи».
Для закрепления навыка работы со схемой № 1 необходимо, чтобы студенты самостоятельно придумали и разобрали слова с гласными «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ.
СХЕМА № 2.
Разберем ряд слов трехсложной структуры, где ударение падает на последний слог, но теперь разделим треугольник на три части.
Нарисуем схему-треугольник к слову КРАСОТА. Поставим ударение в слове КРАСОТА, и отчеркнем сегмент УДАРНОГО СЛОГА «ТА» - самый широкий сегмент треугольника. Затем определим ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ слог – «СО», отчеркнем еще один сегмент влево от ударного слога в сторону начала слова – на схеме мы видим, что сегмент этого слога меньше, чем ударный. Снизу обведем его лигой, а внутри него поставим значок L. (Рис. 5).
(Рис.5)
Все остальные слоги, следующие от ПЕРВОГО ПРЕДУДАРНОГО к началу слова, являются ПРЕДПРЕДУДРНЫМИ. Все эти слоги (их может быть несколько), РЕДУЦИРУЮТСЯ, и гласные звуки в них значительно изменяются и укорачиваются по объему звучания. В слове КРАСОТА – это один слог – «КРА». При РЕДУЦИРОВАНИИ гласный «А» в этом слоге, произносится, как очень короткий беглый «Ы-образный» звук, который мы обозначаем знаком твердой беглости - «Ъ». На схеме мы его зачеркиваем (рис. 7).
(Рис.6)
Мы видим, что треугольник расширяется, следовательно, гласные в слове КРАСОТА увеличиваются по объему звучания. Теперь мы произносим КРъСLТА или КРъСаТА.
По этой же схеме разберем и произнесем слова: МОЛОКО, ПРОВОДА, КОЛБАСА, ПОЛОЖИТЬ, УХОДИТЬ и т.д.
Обратим внимание, что при произнесении слога «КРА» – рот полуоткрыт, на слог «СL» - (так мы произносим теперь слог «СО») – раствор рта увеличивается, а для произнесении слога «ТА» – необходим самый широкий раствор рта. Иногда студенту трудно открыть рот на звук «А» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ слоге. Тогда можно попросить его представить, что «он хочет откусить яблоко», и рот рефлекторно откроется сам. Этот простой прием помогает правильному оформлению «А» и «О» в ПРЕДУДАРНОЙ позиции.
Теперь подберем трехсложные слова по схеме № 2, для правильного произношения «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ
Разберем слова ПЕРЕБОР, ЛЕДЯНОЙ.
Начертим схему для слова ПЕРЕБОР.
(Рис. 7)
Разберем это слово графически. В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ гласная «Е» произносится как «Еи», в ПРЕДПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ гласная «Е» РЕДУЦИРУЕТСЯ, и будет звучать как беглый «И-образный» звук, который на схеме мы помечаем знаком мягкой беглости «Ь». «Собираем» все слово, и у нас получается – ПьРЕиБОР.
Разберем слово ЛЕДЯНОЙ по этой же схеме.
(Рис. 8)
Мы видим, что слово ЛЕДЯНОЙ имеет ту же конструкцию, что и слово ПЕРЕБОР, следовательно, произносится как ЛьДЕиНОЙ.
А теперь студенты могут сами придумать новые слова, где есть гласные «Е», «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ и разобрать их, используя графическую схему № 2.
СХЕМА № 3.
Разберем слова четырехсложной структуры, где есть УДАРНЫЙ слог, ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ и 2 ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ слога.
Начертим графическую схему слова РАЗВОРОШИТЬ, с гласной «О» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ. (Рис. 9). Разделим треугольник слова РАЗВОРОШИТЬ на сегменты, соответствующие их слоговому составу.
(Рис. 9)
В данном случае у нас ДВА ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ СЛОГА. Гласные «А» и «О» в ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ слогах РЕДУЦИРУЮТСЯ, и на схеме они зачеркиваются. В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ гласная «О» транскрибируется значком L. Собираем слово и произносим: РъЗВъРLШИТЬ или РъЗВъРаШить.
Таким же образом, по схеме № 3, разбирается слово КОНРАБАНДИСТ, которое произносится как КъНТРъБLНДИСТ или КъНТРъБаНДИСТ.
Разберем слова четырехсложной структуры для закрепления навыка произношения «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ и ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ СЛОГАХ. Например, слова: ВЕРЕТЕНО, ПЕРЕВЯЖУ. Разделим треугольник на сегменты, соответствующие слоговому составу слова ВЕРЕТЕНО.
(Рис.10)
Отчеркнем УДАРНЫЙ СЛОГ «НО». В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ гласная «Е» произносится как укороченный средний звук «Еи», а в двух ПРЕДПРЕДЦУДАРНЫХ СЛОГАХ гласные «Е» РЕДУЦИРУЮТСЯ, зачеркнем сегменты треугольника, в которых располагаются ПРЕДПРЕДУДАРНЫЕ СЛОГИ и поставим над схемой знак мягкой беглости «Ь».
Теперь соединим слоги в слово. У нас получится - ВьРьТЕиНО.
Аналогично, разбирается слово ПЕРЕВЯЖУ, которое произносится как ПьРьВЕиЖУ.
А теперь студенты могут предложить свои примеры слов, содержащих несколько ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ СЛОГОВ и разобрать их, используя схему № 3.
СХЕМА № 4.
Теперь перейдем к другой форме графической схемы.
Разберем слова трехсложной структуры, в которых ударение падает на второй слог, но есть еще третий слог, стоящий за ударением – ЗАУДАРНЫЙ. Мы уже говорили вначале, что ЗАУДАРНЫЕ слоги по звучанию имеют тенденцию к стяжению. В слове может быть несколько ЗАУДАРНЫХ СЛОГОВ. Гласные в ЗАУДАРНОМ положении РЕДУЦИРУЮТСЯ. Разберем слова ЗАГАДКА и КОРОБКА. Начертим для них схему.
(Рис. 11)
Поставим ударение в слове ЗАГАДКА – это будет слог «ГАД», отчеркнем сегмент УДАРНОГО СЛОГА, влево от него к началу нашего треугольника будет ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ «ЗА», поставим в сегменте этого слога символ L. Затем пририсуем к сегменту УДАРНОГО СЛОГА треугольник, сужающийся к концу слова – это будет слог «КА», по правилу РЕДУКЦИИ заударная гласная «А» будет звучать как беглый «Ы-образный» звук. Обозначаем его – «Ъ». Произнесем слово ЗАГАДКА, и у нас получится ЗLГАДКъ или ЗаГАДКъ.
Таким же образом, разбирается слово КОРОБКА, с гласной «О» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ. Собираем слово и произносим: КLРОБКъ или КаРОБКъ.
Проверим произношение «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ в словах трехсложной структуры по схеме № 4. Разберем слово ВЕРЕВКА.
(Рис. 12)
Отчеркнем сегмент УДАРНОГО СЛОГА «РЕВ», обведем лигой сегмент ПЕРВОГО ПРЕДУДАРНОГО СЛОГА «ВЕ», поставим внутри сегмента «Еи» – знак транскрибированного произношения «Е» и «Я» в этом слоге. Зачеркнем сегмент РЕДУЦИРУЕМОГО СЛОГА «КА». Соберем слово и произносим: ВЕиРЕВКъ. Таким же образом разбирается слово ЛЯГУШКА.
СХЕМА № 5.
Разберем ряд слов четырехсложной структуры, где ударение падает на 3-ий слог, но есть еще 4-ый слог, стоящий за ударением.
Разберем слово ТАБАКЕРКА. Начертим схему этого слова.
(Рис. 13)
Таким же образом разбирается слово ПОГОВОРКА и произносится ПъГLВОРКъ.
Проверим произношение «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ по схеме № 5. Разберем слово ПЕРЕБРАНКА.
(Рис. 14).
Далее можно предложить студентам придумать и разобрать новые слова по схеме № 5.
СХЕМА № 6.
Разберем слова пятисложной структуры.
Начертим схему к слову СКОРОГОВОРКА.
(Рис. 15)
Разбиваем слово при помощи схемы на слоги, анализируем, собираем и
произносим СКъРъГLВОРКъ.
Аналогичным способом разбирается слово ПРОБЛЕМАТИЧНО, с гласной «А» в ПЕРВОМ ПРЕДЦУДАРНОМ СЛОГЕ и произносится ПРъБЛьМLТИЧНъ.
.
(Рис. 16)
Далее рассмотрим слова пятисложной структуры для закрепления произношения «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ.
Начертим схему для слов ПЕРЕМЕЩАТЬТСЯ, ПЕРЕРЯДИТЬСЯ.
(Рис. 17)
Логика разбора аналогична словам СКОРОГОВОРКА и ПРОБЛЕМАТИЧНО, только в двух ПРЕДПРЕДУДАРНЫХ СЛОГАХ «ПЕ» и «РЕ» мягкие гласные «Е», заменяются знаком мягкой беглости – «Ь».
А в ПЕРВЫХ ПРЕДУДАРНЫХ СЛОГАХ этих слов гласные «Е» и «Я» произносятся, как укороченный средний звук «Еи».
Дальше нужно предложить студентам самостоятельно разобрать несколько слов по схеме № 6.
СХЕМА № 7.
Учитывая, что наш способ работы над диалектными ошибками графический, мы придерживаемся принципа изменения вариативности графических форм.
Разберем вариант, когда слово начинается с УДАРНОГО СЛОГА и имеет двухсложную структуру. Для этого повернем треугольник схемы № 1 на 180 градусов. Разберем слова МАМА, ВАЖНО.
(Рис.18)
Поделим наш треугольник на две части, так как слово МАМА состоит из двух слогов. На схеме мы видим, что УДАРНЫЙ СЛОГ «МА» - это больший сегмент треугольника. Поставим в нем ударение. Второй слог «МА» - ЗАУДАРНЫЙ, он занимает сужающийся сегмент треугольника. Мы уже знаем, что когда ПОСЛЕДНИЙ ЗАУДАРНЫЙ слог ОТКРЫТЫЙ и заканчивается гласными «А» или «О», то при РЕДУЦИРОВАНИИ они звучат как средний звук между «Ы» и «А», который мы отмечаем знаком твердой беглости – «Ъ».
Таким же образом разбирается и слово «ВАЖНО», в котором ЗАУДАРНЫЙ гласный «О» РЕДУЦИРУЕТСЯ и на схеме обозначается знаком «Ъ».
Студентам предлагается придумать и разобрать слова по схеме № 7, например: РАМА, КАРА, МАЛО, САЛО, МОЖНО, ДОЛЖНО и т.д.
СХЕМА № 8.
Усложним предыдущую схему. Для этого разберем слова трехсложной структуры с двумя заударными слогами. Например: ДЕВОЧКА, ХОЛОДНО.
(Рис. 19)
В этих словах в ЗАУДАРНОМ положении у нас оказываются два слога. Зачеркнем на схеме два сегмента ЗАУДАРНЫХ СЛОГОВ. Теперь произнесем слово целиком, и у нас получится ДЕВъЧкъ.
Таким же образом разбирается слово ХОЛОДНО и произносится ХОЛъДНъ.
Далее нужно предложить студентам самостоятельно придумать и разобрать новые слова, относящиеся к схеме № 8.
СХЕМА № 9.
Следующая схема поможет разобраться, как произносятся слова трехсложной структуры, в которые начинаются с гласных звуков «А» или «О» (АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА). В данной работе мы придерживаемся принципа усложнения графических схем, поэтому разбираем слова именно в такой последовательности.
Начертим схему для слова АНАНАС.
(Рис. 20)
По правилам орфоэпии если ПЕРВЫЙ ПРЕДПРЕДУДАРНЫЙ слог в слове открытый, т.е. начинается с гласных звуков «А» или «О» (АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО), то эти гласные произносятся, как звук «А», только чуть слабее и короче, чем в УДАРНОМ СЛОГЕ и по объему тождественены произношению гласного «А» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ. Соответственно, они тоже обозначаются символом L. Для построения графической схемы к слову АНАНАС, будем использовать схему №1, но дополним ее еще одним треугольником, обозначающим ПРЕДПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ, так как в слове АНАНАС три слога. Определяем УДАРНЫЙ СЛОГ, для этого отчеркиваем самый широкий сегмент треугольника и ставим ударение над слогом «НАС». Оставшийся сегмент – это ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ «НА», гласная «А» в котором транскрибируется, как L - обводим его снизу лигой, а затем пририсовываем еще один небольшой треугольник, расширяющийся от ПЕРВОГО ПРЕДУДАРНОГО СЛОГА к началу слова. Это будет слог «А», состоящий из одной этой буквы, и звучать он будет, как звук «А» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ. Поставим на схеме символы L в этих слогах.
Теперь произнесем все слово, и у нас получится – LНLНАС или аНаНАС.
По этой же схеме разберем слово «АПЕЛЬСИН», помня о том, что «Е» и «Я» в ПЕРВОМ ПРЕДУДРНОМ СЛОГЕ звучат как «Еи». Следовательно, при произношении у нас получится - LПЕиЛЬСИН или аПЕиЛЬСИН. Затем, студенты могут по этой же схеме придумать новые слова и разобрать их самостоятельно.
СХЕМА № 10.
Разберем слово четырехсложной структуры - АВАНСЦЕНА, в котором присутствует один ЗАУДАРНЫЙ слог.
(Рис. 21)
Для построения графической схемы к слову АВАНСЦЕНА, используем схему № 9, но добавим к ней справа треугольник, сужающийся к концу слова. Это и будет ЗАУДАРНЫЙ СЛОГ «НА». Зачеркнем его, так как мы уже знаем, что в ЗАУДАРНОМ СЛОГЕ гласные звуки РЕДУЦИРУЮТСЯ. В остальном, графический разбор слова АВАНСЦЕНА аналогичен слову АНАНАС.
Прочтем слово, и у нас получится - LВLНСЦЕНъ или аВаНСЦЕНъ
По этой же схеме разберем слово ОДЕВАТЬСЯ.
(Рис. 22)
Гласная «Е» в ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ будет произноситься как средний звук «Еи». Звук «О» в АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА мы обозначаем символом L. Заударный слог на схеме обозначаем знаком твердой беглости - «Ъ».
Когда мы соберем слово, у нас получится - LДЕиВАЦЦъ или аДиВАЦЦъ. Соответственно, слово ОГЛЯНУТЬСЯ после разбора произносится как LГЛЕиНУЦЦъ или аГЛЕиНУЦЦъ..
Начертим еще два графических варианта схемы № 10.
Это будут трехсложные слова: ОДНАКО, ОТКРЫТКА, и пятисложные - АБРАКАДАБРА и АВТОРИТЕТНО.
(Рис. 23)
Разберем их по принципу схемы № 10 и у нас получится – «LДНАКъ» или «аДНАКъ», LТКРЫТКъ или аТКРЫТКъ, «LБРъКLДАБРъ или «аБРъКаДАБРъ», LВТъРиТЕТНъ или аВТъРИТЕТНъ.
Необходимо, чтобы студенты предложили и разобрали новые слова по схеме № 10.
Еще один важный момент: необходимо обратить внимание на то, что в речевом потоке, предлоги (например, ЗА, НА, ПОД, НАД, НЕ, НИ и т.д.), соединяются в произношении с последующим словом, и становятся единым речевым фонетическим комплексом. В таких случаях правила произношения распространяются на весь комплекс.
Например: фраза ПОЙДУ ЗА ВОДОЙ будет звучать, как «ПLЙДУ ЗъВLДОЙ»; ТАМ ЗА РЕКОЙ – «ТАМ ЗъРЕиКОЙ»; ЧАЙКИ НАД МОРЕМ –«ЧАЙКи НLДМОРьм»; НЕБО НАД ТОБОЮ –«НЕБъ НъДТLБОю» и т.д.
Далее можно предложить студентам придумать и самостоятельно разобрать несколько чистоговорок, фраз и небольших текстов, используя работу с графическими схемами. А при достижении положительного результата, переходить к более сложному литературному материалу.
В заключении отметим, что мы рассмотрели 10 основных схем графического построения русского слова. Способ исправления говоров при помощи графических схем помогает визуально наблюдать построение слова и ощущать его своеобразный каркас. Этот метод выстраивается в довольно стройную систему, которая дает студентам возможность просчитывать фонетический состав слова, как в математике. Запомнив правила и разобрав целый ряд слов, студенты получают практический навык, помогающий исправить многоударность, неправильное растягивание или стяжение гласных в словах, и приблизиться к нормативному сценическому произношению.
Такой способ работы над произношением может пригодиться не только российским, но и иностранным студентам, осваивающим русскую речь. Многие иностранцы, обучающиеся в Российских театральных учебных заведениях, и участвующие в отрывках и спектаклях вместе с русскими студентами, хотят правильно и чисто говорить по-русски, и эта методика дает им такую возможность.
Конечно, способ исправления говоров при помощи графических схем, лишь часть общей системы, разработанной педагогами. Этот способ вытекает из уже имеющихся приемов. Он особенно эффективен для людей, имеющих хорошую зрительную память. Работая со студентами над исправлением говора при помощи графических схем, мы на практике убедились, что этот метод приносит плоды.
[1] Лубенская К.А. Русское литературное произношение и ударение. Метод. разработка. СПб., 1997. С. 9.
[2] См.: Латышева Н.А. О закреплении правильного ритмического соотношения длины слогов в речевом потоке // Теория и практика сценической речи. / Под ред. В.Н. Галендеева. СПб., 2005.
[3] См.: Алферова Л.Д. Проблема говоров в сценической речи. Автореф. дис. .канд. искусствовед. СПб., 2006.
[4] См.: Сценическая речь. Учебник. /Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой. 2-е изд. М., 2000, С. 261-270.
[5] Реброва Н.П., Чернышова М.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004. С.58.
[6] См. в частности: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
[7] См.: Латышева Н.А.Указ соч. С.100.