Методика исправления речевых недостатков

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их постановки:

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.

Выделяют две основные формы дислалий:

\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении артикуляционного аппарата).

Методика исправления речевых недостатков - student2.ru

ДЛЯ СПРАВКИ.

Фонематический слух—это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.

Музыкальный слух—умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных групп (языка, мягкого нёба, губ)).

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

· степени сложности дефекта

· индивидуально-возрастных особенностей человека

· регулярности занятий

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения.

Методика исправления речевых недостатков - student2.ru

ДЛЯ СПРАВКИ.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И.

2. Губы нейтральны, как при произношении звука А.

3. Губы округлены, как при О и У.

4. Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.

5. Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.

6. Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

2. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1. С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.

2. Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами, удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед зеркалом).

Упражнения для развития движения губ.

1. Вытягивание сомкнутых губ хоботком.

2. Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.

3. Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

4. Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.

5. Прикусывание нижней губы верхними зубами.

6. Вытягивание верхней губы за нижнюю.

7. Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба.

1. Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.

2. По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О! АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).

3. Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями (руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную музыку

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

На пятках за кошкой

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком—

Усатая кошка.

Цыплёнок от страха

Забрался в корзину.

Сердитая кошка

Выгнула спину.

Звук р.

Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Приёмы постановки звука.

Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д, повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…

Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.

При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.

Полезны для выработки вибрации произнесение Д вместо фонемы Р в словах с сочетаниями ТР или ДР в начале (тдава, ддова, тдусы, ддозд, ддуг).

Использование текстов в работе над звуками.

Не стучите в эти двери

Спят уже наверно звери

Если будите стучать—

Звери могут зарычать

Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду

-Что имели вы в виду?

-Рразорву и ррастеррзаю

Ррразнесу и рраскидаю

Рраспугаю всех подрряд

Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Кар-р-р тошка

тонка

ета

туз

низ

андаш

амель

апуз.

Сороку поймать морока

А сорок сорок—сорок морок.

Звук л.

Приёмы постановки звука Л.

Предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот момент чётко слышится сочетание ЛА.

Перед зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. При этом положении получается протяжное Л.

Использование стихотворных текстов в работе над звуком Л и Р.

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестрёнка её Лада

Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров

Нам готовил вкусный плов.

Повар плов тот стал солить

Солью по полу сорить.

Возле плова, посерёдке

Пров поставил по селёдке.

За столом был полный лад

Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили

И меняли налима вы мне на линя

О любви ни меня ли вы мило молили

И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?

Лидию не видели?

Полили ли вы лилию?

Полили мы лилию.

Либретто—ригаллетто.

Звук с, з, ц.

Приёмы постановки звуков С, З, Ц.

Просят улыбнуться, оттянуть несколько раз углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для С.

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним резцам передней части спинки языка. Произносят звук Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С.

Использование текстов в работе над звуками.

Цок-цок-цок-цок-цок

Цып-цып-цып-цып-цып

Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц

Цап-цап-цап-цап-цап.

Заря-зарница

Солнцева сестрица

День замыкает

Месяц зажигает.

С—протяжный

Ц—короткий

С—свистящий, настоящий

Ц—какой-то весь цедящий

С—протяжный

Ц—взрывной

Ты не путай их, друг мой.

Царь, царевна, цирк, царица

Марципан, дворец, девица

Циферблат, цыплёнок, цок

Цены, ценник и цветок.

Звук ш, ж, щ, ч.

Сначала ставится звук Ш, потом Ж. Несколько раз произнести слог СА и во время его произнесения плавно поднимать кончик языка, получается звук Ш.

Звук Ж может быть поставлен от Ш, так же и от З, как Ш от С.

Для поставки звука Щ можно использовать звук С. Произносится слог СП, СА протяжным, свистящим элементом: СП, СП … или СА, СА…

Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге ТИ или АТ.

Использование стихотворных текстов в работе над звуками.

Пирожки, лужки, дружки

Кружки, ложки и стожки

Фляжка, ножка, нож, лачужка

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.

Щёлок, щука и щиток

Щи, щепотка, щавель, щёки

Щебет, щёголь, щепки, щётки

Борщ, товарищ, плющ и клещ

Помощь, немощь, плащ и лещ.

На руке у старца чётки

А в углу совок и щётки

На лицо упала чёлка

А в заборе нашем—щёлка.

Оч-оч-оч. Наступила ночь.

Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушат, тушат,—не потушат

Заливают,—не зальют.

(К. Чуковский. Путаница).

Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ош-ш-ш-ш-ш-парю!

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Страш-ш-ш-ш-ш-но?

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Ринолалии.

Практически все звуки при ринолалии назалираваны, многие из них звучат лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признаком. Поэтому работа по исправлению звукопроизношению длится долго.

Коррекция каждого звука предусматривает:

· умение выделять его среди других звуков

· соотносить с определённой артикулемой

· правильно воспроизводить артикулему

· принять это умение в потоке связной речи

Специфическими для ринолалии являются замены П, Б на М, Т, Д на Н и обратно: Н—Д, Т, М—Б, П.

Например: придёт—принёт

Ландыш—ладныш

Скворец—скворес

Дал—нал

Подплыла—подпрыла.

Применительно к взрослым разработана методика С.Л.Таптаповой (1963), которая предлагает произносить про себя гласные звуки. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения, а так же гимнастика для нёба, губ, щёк, языка, работа над дыханием. Благодаря такому циклу упражнений нормализуется речевая моторика , уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков. Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы должны регулярно повторяться. Для начала звуки артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений:

А : Э

АА : ЭЭ

ААА : ЭЭЭ

АААА : ЭЭЭЭ и т.д.

Следующий этап:

АО АОЭ

АУ АУЭ

АЭ ЭАУ и т.д.

Постановка звука П проходит при наличии направленной воздушной струи путём похлопывания губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится ПА—ПА—ПА—ПА.

Звук С исправляют так:

· учат дуть на вату

· дуть с просунутым между губами широким языком

· дуть на язык между зубами

· дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Дуть надо тихо и беззвучно.

Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинаются с А. Обучающий тянет звук А и одновременно поднимает язык «ковшиком», или то же, только после поднятого языка сближает зубы и округляет губы.

Свистящий З можно убрать с помощью Э. Надо слегка высунуть язык и сблизить зубы.

Упражнения в произнесении звонких в интервокальной позиции между разными гласными, например:

АВА ЭВА ОВА УВА ИВА

АВЭ ЭВЭ ОВЭ УВЭ ИВЭ
АВО ЭВО ОВО УВО ИВО

АВУ ЭВУ ОВУ УВУ ИВУ

АВЫ ЭВЫ ОВЫ УВЫ ИВЫ

Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются произносить одну из гласных шёпотом.

Следующий приём применяют уже с подачей голоса « в маску». Надо длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка высунуть язык, получится звук ММММЗЗЗЗ. Подобным образом сочетания МЖ и МВ.

Использование текстов в работе над звуком М.

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

Малиновая М

Моё метро,

Метро Москвы!

Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев

Мечутся, мнутся:--Мало местов?

-Милые! Масса места

Мягко, мух мало!

Можете! Мерси…

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика

Мечта!

(С. Кирсанов. «М»).

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речевого образования. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта.

И.И Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М.1984.

Г.В.Чиркина. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.1969.

В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе д./с. М.1984.

Логопедия. Учебник для Вузов. М.1998.

Заикания.

Проблему заикания может считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Д Методика исправления речевых недостатков - student2.ru ЛЯ СПРАВКИ.

Заиканием называют трудность произносить известные буквы, слоги и слова, более или менее соединенную с судорожными движениями язычных органов.

Роды заикания различны. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются при произношении только некоторых слов; третие не могут произнести ни одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в продолжение целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно заикаются, у некоторых заикание превращается в минутную немоту.

Заикание у взрослых в большинстве случаев является следствием длительно протекающего эволюционного заикания, возникшего в детстве, в периоде незаконченного формирования речи.

Лечение заикания у взрослых проходит по принципу сплочения больных в лечебные коллективы и осуществления курса лечения по единому плану, включая комплекс медико-педагогических мероприятий.

Для начала пациентам рекомендуется ограничение речевого общения. Ежедневно, утром и вечером, они должны принимать холодные ванны и делать обтирание. Дыхательная гимнастика так же входит в курс лечения: несколько глубоких вдохов и выдохов, сначала от 5-6, затем до 12-15 в течение 2-3 месяцев. Другое упражнение: вдохнуть через нос, задержать воздух в лёгких (5-10 сек.), позже до 30-60 секунд. Затем сделать быстрый выдох, изо всех сил, а в другой раз—медленное, растянутое дыхание.

Упражнения для голоса: сделав глубокое, медленное вдыхание, тянуть одну из гласных букв ( И, Э, А, О, У, Ы) сильным грудным голосом. Повторять в течение 5 минут.

Голосовая гимнастика должна производиться ежедневно. Упражнения в чтении и разговоре: сделав глубокий вдох заставить прочесть громко и медленно, слог за слогом короткое предложение из 3-4 слов. За сеанс надо прочесть от 20-30 подобных предложений.

Потом следует приступить к упражнениям в разговоре или беседе. Для этого дают заучить отрывок прозы. Эти беседы должны вестись обыкновенным, натуральным голосом.

Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при одновременной гимнастике для дыхания, упражнениях для голоса, в чтении и разговоре, удастся излечить заикание.

Так же существует комплексный метод лечения заикания, в который входят:

++ медикаментозное лечение

++ общегигиенические мероприятия

++ физиотерапевтические процедуры

++ лечебная физкультура

++ массаж

++ психотерапия (аутогенные тренировки).

Такое лечение делится на 3 периода:

1. Период в 14 занятий:

· артикуляционная и дыхательная гимнастика

· счётная и фразовая зарядки

· вопросы и ответы

· несложные сообщения

· короткое стихотворение ( наизусть)

2. Период в 12 занятий:

· речевая зарядка

· изложение прочитанного

· рассказ на данную тему

· практика разговорной речи

3. – небольшие доклады

· работа с художественным материалом

· экскурсии.

Весь практический материал таких занятий направлен на коррекцию нарушений дыхания, голоса, артикуляции, на развитие моторики артикуляционного аппарата и тренировку моторной функции.

Правила для упражнения в плавной речи были разработаны в 1924 году. Они представляют познавательный интерес и в настоящее время, т.к. используется до сих пор в практике логопедов.

А) Говорить надо медленно и спокойно, т.е. выговаривать слог за слогом, слово за словом.

Б) Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.

В) При разговоре стоять или сидеть надо прямо и спокойно.

Г) Прежде чем начать говорить надо быстро и глубоко вдохнуть ртом.

Д) Расходовать дыхание надо экономно.

Е) Направлять выдох не на согласный звук, а на гласный.

Ж) Никогда не нажимать на согласные.

З) Если слово начинается с гласного, то начинать надо тихо, пониженным тоном.

И) Всегда стараться говорить внятно.

Брадилалия и дислалия.

К нарушениям темпа речи относится брадилалия и тахилалия. При этих расстройствах нарушено развитие внешней и внутренней речи. Речь мало понятна для окружающих.

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи. Она встречается чаще его у флегматичных, медлительных людей. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

Речевая характеристика брадилалий:

· замедленный темп речи

· замедленны процессы чтения и письма

· монотонность голоса ( иногда появляется носовой оттенок)

· удлинённые паузы между словами

· растянутое произношение звуков речи

Такая речь не эстетична и мешает общению с окружающими, вызывает у них напряжение и неприятные ощущения.

Тахилалия—патологически ускоренный темп речи. Является сложным речевым расстройством.

Характеризуется:

· ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса

· речь отличается неудержной стремительностью

· при торопливости появляются запинки, повторения, проглатывания, неясность произношения фраз, перестановка слогов и слов.

У человека с тахилалией нарушен темп общих движений: движения быстрые и стремительные, внимание не устойчивое, недостаточный объём зрительной и слуховой памяти.

При устранении брадилалий логопедические приёмы направлены на воспитание:

= более быстрых и чётких речевых движений в процессе речи

= убыстрение речевых реакций

= темпа внутренней речи

= темпов письма и чтения

= выразительных форм сценического чтения и речи

Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных речевых упражнениях:

/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности (скороговорки, короткие фразы)

/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм

/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма

/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевые особенности разных персонажей самим пациентом

/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации

/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку ( поскоки, прыжки, приседания)

/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями

/\/\/\ Сюжетные подвижные игры ( пятнашки, догонялки, эстафеты)

В результате 6-12 месячной работы речь становится чётче и быстрее. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды памяти.

Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи.

Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.

2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения.

3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные пересказы прочитанного, детализация пересказа.

4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится медленное чтение про себя.

5. Подготовка к публичному выступлению.

Продолжительность курса 2,5—3 месяца.

В.С.Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкания. Расстройства речи у детей и подростков. М.1969.

10. Нарушения голоса:

При наличии патологических изменений в гортани нарушается нормальная функция голоса, уменьшается звучность голоса, появляется хрипота, голос может совсем исчезнуть, что для актёров недопустимо.

Методика исправления речевых недостатков - student2.ru

ДЛЯ СПРАВКИ.

Голос—это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Звук голоса—колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука—субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Голосовой аппарат образует звук путём колебания эластических голосовых связок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из лёгких. При нарушении определённой координации взаимоотношений между натяжением голосовых связок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Методика исправления речевых недостатков - student2.ru

ДЛЯ СПРАВКИ.

Тембр (окраска звука)—является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс—резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.

Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона и множества обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Выделяют два основных резонатора: грудной и головной. При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки ( трахея и крупные бронхи). Тембр голоса «мягкий».

Возвращаясь назад, надо отметить, что голосовой аппарат человека состоит из 3х частей:

1. полости лёгких, бронхов и трахеи

2. гортани, в которой располагаются голосовые связки

3. верхних дыхательных путей—глотка, носоглотка, носовая полость, придаточные пазухи носа и полости рта.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать 3 типа голосоподачи:

1. Сначала идёт лёгкий выдох, затем смыкаются, и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после лёгкого шума. Такой способ считают придыхательной атакой.

2. Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков.

3. Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твёрдой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако, особенно для сцены, возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния актёра, а иногда и в целях постановки голоса на занятиях сценической речью.

-Недостатки голоса.

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.

Д Методика исправления речевых недостатков - student2.ru ЛЯ СПРАВКИ.

Нарушения голоса—это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Помимо основных дефектов голоса—утрата силы, звучности, искажений тембра, голосовое утомление, комок в горле, першение, кашель, налипание плёнок, давление и боли.

Нарушения голоса чаще проявляется как самостоятельные, причинами их являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата.

Дисфония (афония) обусловлена парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при ОРВИ, ОРЗ, гриппе, дифтерии, а также при перенапряжении голоса, что можно часто наблюдать в актёрской среде. Простуженные голосовые связки воспаляются, набухают, в гортани накопляется много слизи, что мешает плотному смыканию и нормальной их вибрации, наступает хрипота. В такой период лучше облегчить голосовую и речевую нагрузку.

Актёры, страдающие ларингитами (воспаление горла) должны обращать особое внимание на свой голосовой аппарат. Правильная постановка голоса снимает напряжение голоса, улучшает лимфо- и кровообращение в воспалённых тканях.

Восстановление голоса начинается с работы над дыханием. Особенностью дыхательной опоры является участие вдыхательных и выдыхательных мышц одновременно. Такое упражнение называют «погреть связки»: бесшумный вдох и выдох (диафрагмальное дыхание подготавливает организм к интенсивным голосовым упражнениям). Затем предлагается лечь на коврик, расслабиться, одну руку положить на живот для контроля за движением мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков С, Ш, позже звонкий В.

Самостоятельные тренировки актёры должны проводить, не перенапрягая голосовой аппарат. Трудность восстановления голоса состоит в том, что при малейших простудах возникает обострение процесса, и есть постоянная опасность потерять голос.

294. Активные и интерактивные технологии обучения студентов режиссерской специальности.

Активные и интерактивные методы и технологии

профессионального обучения

Учебная деятельность студентов в широком понимании

рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе

отражательно-преобразующей деятельности субъекта. Научное познание

как исследование является деятельностью, направленной на получение

принципиально новых знаний. В русле компетнтностно-деятельностного

подхода психолого-педагогической основой учения является активная

познавательная деятельность самого студента, приводящая к

формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в

процессе деятельности знания, навыки и умения.

Современная ориентация образования на формирование

компетенций предполагает создание дидактических и психологических

условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и

познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою

индивидуальность выразить себя как субъект обучения. Активное обучение – представляет собой такую организацию и

ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную

активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся

посредством широкого, желательно комплексного, использования как

дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое

использование ими различных средств и методов активизации

(В.Н.Кругликов, СПб, 1998).

Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс

организации и стимулирования активной учебно-познавательной и

исследовательской деятельности студентов по овладению

общекультурными и профессиональными компетенциями строится на

основе использования активных методов и технологий в процессе

проведения занятий. Активные методы обучения – 1) совокупность приемов и

подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и

преподавателя в процессе обучения (В.А. Сластенин); 2) способы и

приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к

мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского

подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и

научно-исследовательской деятельности.

Активные формы проведения занятий – это такие формы

организации образовательного процесса, которые способствуют

разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному)

изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному

взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями

между ними, нацеленному на выработку правильного понимания

содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их

совокупность образует определенный вид занятий, на которых

осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы

конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на

занятиях определенной формы используются активные методы, можно

добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его

эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный

характер.

Отличие активного и пассивного метода обучения можно

проиллюстрировать следующим образом (рис. 1).

Пассивный метод характеризуется доминированием воздействия

преподавателя на обучающихся, центральная роль принадлежит

преподавателю – транслятору знаний; в процессе обучения отсутствует

общее обсуждение ключевых вопросов темы занятия.

При активном обучении студент в большей степени становится

субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем,

активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие,

поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие

обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Отличительные особенности активных форм проведения

занятий:

целенаправленная активизация мышления, когда студент

вынужден быть активным независимо от его желания;

достаточно длительное время активности обучаемых (в

течении всего занятия);

самостоятельная творческая выработка решений, повышенная

степень мотивации эмоциональности обучаемых;

взаимодействие обучаемых строится преподавателем

посредством прямых и обратных связей. В педагогической практике используется классификация методов

активного обучении, разработанная Н.В. Борисовой. Данная

классификация представлена в табл. 1.

Авторы выделяют имитационные и неимитационные методы

обучения. Имитационные активные методы обучения, т.е. формы 15

проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность

построена на имитации профессиональной деятельности. «Мы предлагаем

не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а

имитируем деятельность, основываясь на информации». Именно этим

отличаются деловые и блиц-игры, разыгрывание ролей, решение

конкретных ситуаций, «круглый стол», «мозговая атака» и другие от

пассивных методов обучения.

Наши рекомендации