Ниже представлены логико-графические схемы из работ студентов с указанием ошибок в оформлении логико-графических схем..

Павлов К. Этноэкономические подходы и экономическое поведение //Человек и труд. - №1. – 2003. [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://www.chelt.ru  
Основная идея автора:представить этноэкономический подход, позволяющий выявить этнические особенности экономического поведения, потенциал рыночной адаптации нации и народностей. Причина:мировой опыт свидетельствует, что страна преуспевает в основном в тех секторах, которые в наибольшей степени отвечают исторически сложившимся условиям и национальному характеру. Теоретическая актуальность: Традиционные либеральные методы реформирования зачастую не срабатывают, потому, что кроме различных условий и факторов стоит принимать во внимание и этнические особенности.
Этноэкономический подход
Этноэкономика - это наука о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений. С методологической точки зрения более правильно говорить о взаимосвязи экономических и этнических процессов, при некотором приоритете экономических. Различные характеристики этноса обычно являются следствием длительной эволюции, результатом действия внешних условий и исторических сил.
Особенности национальной психологии русских
  1. Приверженность принципам общинности, патернализма и государственности - также во многом обусловлены природно-географическими и историческими факторами. В.Ключевский отмечал, что короткое русское лето, переменчивость погоды, трудности борьбы за выживание порождают у людей неуверенность в себе. «Средний» россиянин замкнут и осторожен, ему трудно с достоинством выдержать успех, в его характере просматривается преобладание эмоционального начала над рациональным. Возможно, из-за этого порой он отрешен от мирского, увлекается религиозной мистикой, ждет «чуда».
  2. Постепенная европеизация культуры, подвергшейся в прошлом сильному азиатскому влиянию. В политической и экономической сферах азиатское наследие сохранилось более явно. В значительной мере из-за этого производство долго топталось на низком техническом уровне, экономический рост носил по преимуществу экстенсивный характер и стимулировался принуждением, жестокостью властей. Уровень жизни основной массы населения всегда был низким.
  3. Огромная территория, экстремальные условия хозяйствования (напомним, что около 70% российских земель относятся к зоне Севера) объективно способствуют усилению роли органов власти в жизнедеятельности общества, сдерживают развитие экономики (затраты на производство единицы продукции у нас выше, нежели в большинстве западных стран) и т.д.
  4. Социалистические производственные отношения, целенаправленное утверждение коллективистской психологии и т.п. привели к тому, что сельчане пока еще воспринимают хозяина на земле как некую враждебную силу. Общинность и патернализм (надежда на то, что государство разрешит все проблемы) в значительной степени определяют специфику формирования российской модели рыночной экономики.
  5. Этнические русские составляют в России 83% населения, поэтому нужно учитывать и национально-территориальную специфику. Так, например, удмурты в условиях экономического кризиса и высокого уровня безработицы (последние несколько лет Удмуртская Республика «лидирует» среди регионов Урала по этому показателю) гораздо сильнее по сравнению с русскими тяготеют к сельской жизни. Это выражается в существенном сокращении традиционного оттока населения в города и даже в преобладании тех, кто переезжает в последнее время на постоянное жительство в деревню. В основном такие люди заняты в личных подсобных хозяйствах.
Этноэкономика влияет на теорию предельной полезности
Основные постулаты этой теории предполагают некое усредненное рыночное поведение индивидуума. Однако поступки людей существенно разнятся, отклонения зависят от многих факторов, в том числе от воспитания, образования, психологии человека. Но наряду с этим можно выделить и особенности поведения целых этносов, отличающие их от некоего стандарта.
«Неэкономический» народ
У русских многие исследователи отмечают наличие значительного числа «неэкономических» людей, что, несомненно, оказывает немалое влияние на динамику реформ. Следует учитывать и то, что в России живет около ста других наций и народностей, чье поведение может быть еще более далеким от рыночных стереотипов. Традиционные либеральные методы реформирования зачастую не срабатывают у нас еще и поэтому. Поведение людей и общества в целом зависит от конкретных социально-экономических условий, таких как фаза кризиса или подъема экономики, половозрастная структура общества и т.п.

Рис. 2. Национальные особенности экономического поведения (из работ студентов: недостаток – нет авторской критики со стороны студента).

Источник:Хауитт Питер. Макроэкономика: отношения с микроэкономикой. Экономическая теория /Под ред. Дж. Итуэелла, М.Милгрейта, П Ньюмена. – М.:ИНФРА-М, 2004. С 485-492.
Основная идея автора:показать разрыв между «микро» и «макроэкономикой», который благодаря специалистам, в пограничной зоне исследований, постепенно сужается. Причина:теории, которые нуждаются в изменении при переходе от одной сферы приложения к другой, не дают всеохватывающих законов и чреваты провалом при попытке новых приложений или при появлении новых данных. Теоретическая актуальность:микротеория постепенно преобразуется путем учета информационных проблем – тех, которые часто выдвигаются макроэкономистами. А макроэкономические работы без явного упоминания хозяйствующих субъектов, их проблем, связанных с принятием решений, и условий равновесия появляются все реже. А это значит, что современная экономическая работа уже не мыслима без обращения от частного к общему и от общего к частному, то есть к сплетению «микро» и «макро».
Факторы, усиливающие стремление специалистов к единству экономической теории. 1) Редукционистская методологическая установка: никакое объяснение экономических явлений не будет подлинно удовлетворительным, если оно не сможет свести эти явления к индивидуальным действиям основных агентов, принимающих решения. 2) Это отсутствие решающих эмпирических тестов или экспериментов в экономике, которое помешало продемонстрировать, что макроэкономическая теория приложима в пределах четко определенной области применения, даже не смотря на то, что она с трудом согласуется с микроэкономическими принципами. 3) Макроэкономика только выходила из преданалитической стадии, когда микроэкономика уже была заключена в четко выраженные математические структуры. Исторически одной из наиболее плодотворных стратегий для макроэкономистов стало заимствование и применение тех принципов, допущений и методов, которые оказались успешными в теоретически более развитой ветви экономической науки.
История развития макроэкономической теории, начиная с кейнсиан-ской революции, представляет собой борьбу между двумя течениями:
Поиски микрооснований стали основным источником развития макротеории. Важнейшие нововведения в макротеории Заключались в новых путях использования мощных организующих концепций микротеории: равновесия и рационального выбора. Эти концепции позволили применить модифицированные версии анализа спроса и предложения к решению макроэкономических вопросов. Ключом к этому нововведению было признание того, что цены не являются единственными уравновешивающими переменными. Кейнс использовал условие равенства величин совокупного спроса и произведенного выпуска – условие равновесия известного Кейнсианского креста. Существующая микротеория не адекватна макрозадачам.Конкретным сдерживающим началом для применения микропринципов послужило широко распространенное признание того, что некоторые из наиболее важных макроэкономических феноменов выявляют такие дефекты экономической системы, которые остаются за бортом стандартной микротеории, базирующейся на предположении о равновесии. В состоянии общего равновесия, по представлениям теоретиков микроэкономистов, все планы бесплатно координируются «рынком», функционирование которого часто эвристически персонифицируется в лице вальрасовского аукциониста.
Хикс показал, каким образом анализ Кейнса может быть формализован
В виде двух уравнений относительно двух уравновешива­ющих переменных: выпуска и нормы процента, формализация, ко­торая стала стандартной парадигмой макротеории на следующие 30 лет. И вплоть до 1960-х годов основные достижения в макротеории состояли в рацио­нализации и модификации соотношений, описывающих агрегирован­ное поведение и постулированных Кейнсом, с помощью оптимизаци­онного подхода.
Модильяни показал, как можно вывести результаты Кейнса из классической модели.
Необходимо зафиксировать номинальную ставку за­работной платы. Поскольку было широко распространено убеждение в том, что ставка заработной платы в краткосрочном периоде достаточ­но негибка, представлялось естественным считать сферой применимо­сти кейнсианской теории краткосрочные флуктуации, а сферой при­менимости теории общего равновесия — долгосрочные аспекты, в ко­торых вопросы адаптации вполне можно игнорировать. Эта точка зрения стала известна как «неоклассический синтез».
В 1960-м году Клауэр выразил свои сомнения относительно непротиворечивости такого деления.
Он указал, что кейнсианская потребительская функция - ключевое понятие в установлении равновесного выпуска оказалась несовместимой с вальрасиа-нским анализом общего равновесия. Ответ, предложенный Клауэром, заключался в том, что кейнсианский «эффективный» спрос перемещался в вальрасианскую систему, находящуюся вне равновесия. Если цены общего равновесия еще не установились, то избыточный спрос или предложение на рынках не дает всем участникам возможности успешно реализовать планы торговли, которые были ими сформированы на основе одного лишь бюджет-ного ограничения. Как только они это видят, они начинают учитывать не только свои бюджетные ограничения, но и количественные лимиты, устанавливаемые неценовым рационированием.
Идея Клауэра была далее развита Бэрроу и Гроссманом.
Они объединили его с аналогичным, проделанным Патинкиным анализом того, как величина спроса на выпускаемый продукт влияет на спрос на рабочую силу, если сис­тема не находится в общем равновесии. Бэрроу и Гроссман показали, как можно соединить эти идеи для того, чтобы обобщить Кейнсовом понятие равновесия, достигаемого через изменение выпуска. Для многих авторов анализ Бэрроу - Гроссмана представлялся тем микрооснованием макротеории, которое служило подтверждением нео­классического синтеза. Бэрроу и Гроссман назвали свою теорию ана­лизом «общего неравновесия», подчеркнув тем самым, что она дает кейнсианские результаты только тогда, когда цены отличаются от своих равновесных значений по Вальрасу.
Главная проблема, связанная с таким микрооснованием, была поставлена Эрроу.
Никому пока не удалось успешно интегрировать механизм нащупывания с основной частью микротеории - теорией равновесия. Эрроу который отметил, что поскольку в теории общего равновесия предпо­лагается, что все участники принимают существующие цены как дан­ные, то никто не может изменить цены, отличные от равновесных. Эвристическая конструкция, называемая «аукционистом», скорее позволяет уйти от этой проблемы, чем решить ее. Эта проблема заставляла в 1960-х и 1970-х годах некоторых авторов обратиться в поисках микрооснования к экономической теории инфор­мации. В теории общего равновесия нащупывание может мыслиться как механизм, с помощью которого рынок сопоставляет и распростра­няет информацию, требуемую для достижения координированного состояния. С точки зрения неоклассического синтеза макроэкономические проблемы возникают из-за того, что данный процесс требует времени. Трудность, отмеченная Эрроу, заключалась в том, что информацион­ные аспекты этого процесса не отражены в теоретической модели при­нятия решений. Поэтому многим казалось, что выход из этих трудно­стей лежит в более явном выделении роли не вполне совершенной информации в принятии индивидуальных решений.
Значительный прогресс был осуществлен авторами знаменитого «Сборника Фелпса».
Наиболее заметным вкладом оказалась «метафора об островах», изложенная по вводной статье Фелпса. Согласно Фелпсу, типичный участник сделок как бы последовательно переходит с одного «информационного острова» на другой. Цены на каждом острове всегда уравнивают спрос и предложение в пределах этого острова, но люди остаются неосведомленными относительно
цен и объемов сделок на других островах. Эта метафора дает микро-основание для неоклассического синтеза без опоры на проблематичный механизм нащупывания, но в значительной мере опирается на теорию формирования ожиданий. В ней, в частности, постулируется, что единственным препятствием на пути достижения долгосрочного равновесия является задержка с фор­мированием точных ожиданий общего уровня цен. Этот постулат не удовлетворил некоторых авторов и эта неудовлетворен-ность привела к «революции рациональных ожиданий» в макроэкономике.
Основополагающей для этой революции была статья Лукаса.
В этой работе Лукас представил точную модель для метафоры об островах, в которой участники формируют субъективные ожидания, являющиеся математическими ожиданиями в рамках модели. Эта схе­ма ожиданий не выводилась явным образом из какой-либо оптимиза­ционной схемы; однако она получила наименование «рациональной» из-за веры в то, что люди, которые формируют ожидания каким-либо иным образом, неизбежно оставляют неиспользованными некоторые возможности для повышения своего благосостояния.   Этому резко сопротивлялись экономисты -кейнсианцы, которые утверждали, что хотя эта теория имеет прочные микрооснования, она базируется на понятии равновесия, слиш­ком близком к идеалу экономики «без трения» в вальрасовской теории. Среди прочих возражений они обращали внимание на то, что платой за устранение проблемы нащупывания с помощью метафоры об островах Фелпса является отказ от фундаментального кейнсианского представ­ления об объемах и других неценовых сигналах уравновешивающих пе­ременных.
С помощью авторов: Даймонда и Хауитта произошло возрождение теоретической поддержки кейнсианских идей.
Они построили модели, в которых все участники явным образом рациональны, а состояния рав­новесия обнаруживают кейнсианские черты. Объединяющей чертой этих моделей является допущение о том, что даже при полной гибкос­ти цен люди реагируют на неценовые сигналы.
Вывод автора.Разрыв между «микро» и «макро», который стимулировал столь многих исследователей, быстро сужается. Появились ясные взаимосвязи между макроэкономикой и микро­экономикой. Микроэкономические прин­ципы равновесия и рациональности оказались столь плодо­творными для развития макроэкономики, в то же время остается вопрос, смогут ли они далее играть более весомую роль.
     

Рис. 3. Логико-графическая схема по теме «Макроэкономика: отношения с микроэкономикой»(недостаток: отсутствие авторской студенческой оценки)

Источник: Роуз – Аккерман С. Взяточничество. Экономическая теория /Под ред. Дж. Итуэелла, М. Милгрейта, П. Ньюмена. – М.: ИНФРА-М, 2004. С.19 – 23.
Основная идея: автор считает, что экономический анализ политических и административных институтов нужно начинать с изучения феномена взяточничества. Причина: широкомасштабное взяточничество способно трансформировать любую государственную систему, даже основанную на демократических и меритократических принципах, в систему, основанную на подкупе. Теоретическая актуальность:большинство работ о взяточничестве носят дескриптивный (описательный) и таксономический (в соответствии с иерархией взяточников) характер. Они интересны, дают информацию о масштабах и формах коррупции, но не содержат системного анализа экономических основ взяточничества.
Теория совершенной конкуренции: подчеркивается безличный характер всех рыночных сделок. Т.е. производитель продает свои товары всем покупателем без исключения и вне зависимости от расы, пола, личного обаяния. Согласно теории совершенной конкуренции «идеальный» чиновник принимает решение на основании объективных меритократических (основанных на выдвижении на руководящие посты наиболее одаренных и способных людей из всех слоев общества) критериев, не испытывая влияния персональных, этнических или семейных связей. принимает решение на основании объективных меритократических (я и вне зависимости от расы, пола, личного обаяния.яточничества
Противоречивые точки зрения:
Взяточничество присуще экономически отсталым странам как пережиток глубоко укоренившихся племенных обычаев. Взятки подрывают традиционную систему отношений и способствуют экономическому развитию страны.
Контраргументы автора:для возникновения коррупции обязателен несовершенный рынок Практика взяточничества укрепляет систему персональных привилегий, основанную на тесных личных связях и одновременно является для взяткодателей способом, с помощью которого аутсайдеры или члены обделенных групп могут приобрести влияние в обществе. Следовательно, единственным способом оценки последствий взяточничества является его сравнение системой, где оно отсутствует. Тогда оценка реальных фактов взяточничества будет зависеть: · от индивидуальных этнических представлений относительно самого феномена взяточничества, · от того, к каким изменениям набора принимаемых решений (большая или меньшая деперсонализация и объективность) приводит взяточничество, · от того, положительно или отрицательно (как именно) оценивается явление взяточничества.
1. Коррупция в среде законодателей. Субъект: избранный электоратом законодатель Механизм реализации Выборные законодатели заботятся о переизбрании, но также заинтересованы в повышении своих доходов. Если политик готов принять взятку, то ее размер должен быть, по меньшей мере, достаточным, чтобы компенсировать потерю голосов тех людей, кто надеялся на «безвзяточное» голосование политика, но надежд на это не реализовал. Условие: совершенная информация избирателей о том, кто, как и за что голосует. Проще (при соблюдении указанного условия): размер взятки должен компенсировать возможные потери законодателя в случае непереизбрания. 2. Взятки при гос. закупках. Субъект: агент по закупкам Механизм реализации Взятки невозможны в условиях совершенно конкурентного рынка, когда поставщики могут продавать, а покупатели могут приобретать любой товар по текущей цене. Для возникновения коррупции обязателен несовершенный рынок. Взятки принимаются потому, что субъекты, в подчинении у которых находится агент, осуществляющий гос.закупки, либо состоят в сговоре с ним, либо не имеют возможности осуществлять адекватный мониторинг его деятельности с помощью такого простого метода, как сравнение рыночных цен и ценами, предусмотренными контрактом на гос.закупки. Условие: если предлагаются взятки, то должна существовать ожидаемая избыточная прибыль, за счет которой взятки выплачиваются.
Может ли взяточничество повышать экономическую эффективность? Может, так как наиболее конкурентоспособные фирмы готовы уплатить взятку максимального размера, ожидая получить наивысшую прибыль. Методы и итоги достижения такого эффекта: 1. фирма может с помощью ухищрений снизить качество продукции так, чтобы гос.контролеры этого не обнаружили. 2. если между менеджерами фирмы есть различия в уровне законопослушания, то выиграют те, кто наиболее неразборчив в средствах. 3. сокрытие фактов дачи взяток ведет к бесплодной растрате ресурсов и неэффективному функционированию рынка из-за неполноты имеющейся информации.
Спорное утверждение: в СССР взятки также выполняли экономические функции, однако они не имели по сравнению с ценовой стоимостью никаких преимуществ, кроме идеологически. Автор видит смысл такого факта взяток в попытках «сокрытия» реального распространения механизмов рыночного типа от взоров общественности.
Механизм борьбы со взяточничеством, предлагаемый автором, - 1. Предоставление пенсий за непрерывный стаж работы: взяточник, пойманный с поличным, может утратить такую возможность. 2. При увеличении ожидаемого размера прибыли взяткодателя на один доллар величина штрафа в случае изобличения взяточника также должна возрастать на один доллар. Иначе фиксированная сумма штрафа будет предотвращать только взятки относительно небольшого размера. Предельная величина штрафа, налагаемого на взяткодателя, должна быть увязана не с величиной взятки, а с величиной прироста прибыли, который мог бы быть получен благодаря ей. Иначе штрафы, сумма которых устанавливается исходя из размера взятки, могут оказаться неэффективными с точки зрения влияния на поведение взяткодателя, если ожидаемая прибыль во много раз их превосходит.
3. Коррупция в сфере распределения благ и наложения взысканий. Субъекты: должностные лица, распределяющие блага и налагающие взыскания. Процедуры реализации: распределение редких благ (муниципальная квартира, немедленный доступ к важному лицу, лицензия на торговлю спиртными напитками, направление дела к конкретному судье и т.д. Кроме этого, санитарные инспекторы, инспекторы по технике безопасности, полицейские могут налагать штрафы, но могут и по своему усмотрению воздержаться от исполнения этой функции.
Механизм борьбы со взяточничеством, предлагаемый автором: Создание конкуренции для снижения размеров взяток, которые люди готовы платить. В тоге снизится заинтересованность должностных лиц в получении взяток, поскольку их размер перестанет компенсировать риск задержания и разоблачения. Конкуренция может быть создана следующими способами:
  1. Утверждение права претендента на получение блага обращаться к другому чиновнику в случае его неполучения у первого чиновника.
  2. Утверждение системы проверок, например, несколькими полицейскими одной организации или учреждения (игорный дом). Если одного полицейского подкупить может оказаться легко, то подкупить целый полицейский участок достаточно сложно.
Вывод автора: Использование конкурентных факторов в предотвращении коррупции может служить важным элементом борьбы с взяточничеством чиновников низшего ранга. Но обоснование такой работы потребует широкомасштабного исследования воздействия организационной и рыночной структуры на стимулы коррупции, имеющиеся как у чиновников, так у их клиентов.
В монографии Р. Познера «Экономический анализ права» рассматриваются также доходы от должности, дополняющие жалованье, и стимулы к замещению ими денежных доходов. Отмечается: (С. 812) Взяточничество аналогично шантажу в том смысле, что и взяточник, и шантажист получают плату в обмен на избежание принуждения к исполнению правовых норм. Поэтому следует ожидать, что в областях, где есть государственная монополия, оно может быть разрешено. Так и происходит: договорное регулирование за пределами суда в деле о причинении ущерба, нарушении контракта или частном антимонопольном регулировании является формой совершенно законного взяточничества, хотя данный термин не используется в этих ситуациях (исключая экономистов!) из-за его уничижительного подтекста.
       

Рис. 4. Логико-графическая схема по теме «Преимущества и недостатки рыночного механизма»

Рассматриваемый фрагмент: Введение. Подраздел: Соотношение между культурой и образованием (Источник:С.И.Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: «Школа-Пресс», 1995. С.35-38)
Основная идея:Цели жизни современного культурного общества – это цели образования. Между образованием и культурой имеется точное соответствие. Об образовании в подлинном смысле можно говорить там, где есть культура. Особое значение следует придать тесному взаимодействию между понятиями культуры, истории, философии, образования и педагогики. В целом педагогика – это прикладная философия.
Образованный человек: в его жизни нет такого момента, когда он мог бы сказать, что разрешил проблему личного образования Необразованный человек: утверждает, что разрешил для себя проблему образования
Образование - только там, где есть культура: Если цели образования совпадают с целями культуры, то видов образования должно быть с только же, сколько имеется отдельных ценностей культуры:
У первобытного человека нет образования. По формулировке Монро у первобытного человека есть воспитание для непрогрессивного приспособления к среде. Воспитание в первобытного человека строится на уровне наблюдения и подражания действиям взрослых. Воспитание неотделимо от самой жизни. Оно всецело определяется целью самосохранения Присутствуют: Нравственное, научное (теоретическое), художественное образование, правовое, религиозное образование Однако: Почти никто не говорит о хозяйственном образовании. Одновременно мы привыкли говорить о физическом и национальном образовании, которым нет соответствия в перечне культурных ценностей.
Древность Этатизму древности соответствует государственно-правовая система воспитания
Средневековье Верховенству религии соответствует религиозная система образования
Просвещение Интеллектуализму, утверждающему верховенство Разума, соответствует интеллектуалистическое воспитание
Противоречие (или нет?)
Задача всякого образования: приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Соответственно, педагогика как общая теория образования распадается на теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе деления на разделы: признак целей, преследуемых образованием Физического и национального образования, нравственного, научного и художественного, как особых видов образования, нет и не может быть, так как им не соответствуют никакие культурные ценности.
Попытаемся проанализировать:
1. Установление всякой нормы предполагает двоякое теоретическое знание:
Знание материла, который данная деятельность преобразует Знание тех целей, которые данная деятельность преследует в процессе преобразования
2. Цели образования – те культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.
3. Каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии
4. Философия– наука о самих ценностях, их смысле, составе и законах. Поэтому каждый раздел педагогики – это раздел прикладной философии:
Логика – теория научного образования (неудачно называемая дидактикой) Этика – теория нравственного образования Эстетика – теория художественного образования
5. Отличие педагогики от философии:педагогика привлекает психологию и физиологию
6. Платон, Локк, Руссо, Спенсер – имена не только философов, но и реформаторов в педагогике. Песталоцци – самобытное отражение в педагогике переворота вследствие критицизма Канта. Фребель отражал в педагогике принципы философии Шеллинга.
Главный вывод: Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура – это совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено.
Дополнительный вывод: С.И.Гессензадает вопрос: как со всем этим согласовать тот факт, что два величайших реформатора в педагогике Руссо и Толстой отрицали культуру? Проанализируем это на краткой оценке одной из основополагающих работ Руссо (или Толстого)
           

Рис.5 - Логико-графический анализ фрагмента работы С.И.Гессена «Основы

педагогики. Введение в прикладную философию»

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К КТ-8 – НАПИСАНИЕ ЭССЕ (ТЕЗИСОВ, СТАТЬИ)

Эссе (essay) — самостоятельная письменная реферативно-аналитическая работа, освещающая современное состояние конкретной научной проблемы и содержащая ответ на вопрос о перспективах и возможных путях ее решения. Объем эссе – не менее 3 страниц, но не более 6-7.

На усмотрение преподавателя может быть проведено устное собеседование по содержанию письменной работы.

Тематика эссе может соответствовать примерной, представленной ниже. Наиболее значимой может стать тематика по проблемным вопросам, выявленным в ходе совместной работы преподавателя и студентов во время лекций и семинаров.

Структурно эссе представляется в виде констатации проблемы (исследовано, определено, выявлено другими авторами и т.д., но на практике не подтверждено. Проблемным может являться какое-то явление из личной социокультурной практики студента. Например, мифологизация стандартов поведения (ценностно-смысловой портрет современного предпринимателя, знание как ценность, образование, как ценность, нормативность девиаций и пр.). Далее автор конкретизирует свою позицию, обосновывая ее собственными исследованиями, актуальными исследованиями других авторов.

Актуальными считаются исследования, опубликованные в научных журналах, выпущенных не ранее, чем за 6 месяцев до времени написания работы.

Журналы:

  • Альманах Res Cogitans
  • Аналитика и исследования
  • Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ
  • Бизнес.Общество.Власть
  • Ведомости Тюменского государственного нефтегазового университета
  • Век ХХ и мир (электронный журнал)
  • Вестник еврейского университета
  • Вестник Института Кеннана в России
  • Вестник МГУ. Серия социология и политология.
  • Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии
  • Власть
  • Вопросы социологии
  • Гендерные исследования
  • Гендерные тетради
  • Глоссарий
  • Женщина в российском обществе
  • Журнал исследований социальной политики
  • Журнал социологии и социальной антропологии
  • Коммерсантъ-ВЛАСТЬ
  • Мир России
  • Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
  • Общественные науки и современность
  • Поволжский журнал по философии и социальным наукам
  • Полисфера
  • Политические исследования
  • ПОЛИС: Политические исследования
  • Права женщин в России: законодательство и практика
  • Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания
  • Препринты Высшей школы экономики
  • Проблемы теоретической социологии
  • Регион: экономика и социология
  • Регион: экономика и социология
  • Свободная мысль
  • Социальная психология личности
  • Социально-гуманитарные знания
  • Социально-политический журнал
  • Социальный диалог в России
  • Социологические исследования
  • Социологический журнал
  • Социологический форум
  • Социологическое обозрение
  • Социология и современность
  • Социология медицины
  • Социология: теория, методы, маркетинг
  • Социология: 4М
  • Социум (электронный журнал)
  • СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Философия социальных коммуникаций
  • Форсайт
  • Центр независимых социальных исследований. Труды.
  • ЦЕФИР: результаты исследований
  • Человек
  • Человек и общество: поиски, проблемы и решения
  • Человек: образ и сущность
  • Экономическая социология
  • Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения
  • Эксперт
  • Этнические проблемы современности
  • Accounting, Organizations and Society
  • Actes de la Recherche en Sciences Sociales
  • Administrative Science Quarterly
  • Advances in Accounting
  • Advances in Developing Human Resources
  • Advances in Management Accounting
  • Agribusiness
  • Aircraft Engineering and Aerospace Technology
  • Alma Mater. Вестник высшей школы
  • American Business Review
  • American Economic Association, Papers and Proceedings
  • American Economic Review
  • American Economic Review
  • American Journal of Economics and Sociology
  • American Journal of Political Science
  • American Journal of Sociology
  • American Journal of Sociology
  • American Political Science Review
  • American Psychologist
  • American Sociological Review
  • American Sociological Review и др.

Информационный ресурс:

Социологическая теория: классические тексты и современные дискуссии http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/
Справочные порталы:

· http://www.ecsocman.edu.ru/

· http://www.russia-gateway.ru/

· http://www.tisbi.ru/Resource/Lib/l

· http://socionet.narod.ru/socisl.

· http://www.vedi.ru/analis

· http://www.rost.ru/news

· http://www.bizon.ru/

· http://soctech.narod.ru/ - Институт социальных технологий

· http://article-sociology.ru/

· http://youth.crno.ru/youth/social/

· http://www.isras.ru/csuisp.html

· http://www.st-academy.ru/projects/

· http://www.advertology.ru

· http://www.socionics.ibc.com.ua

· http://www.lib.ua-ru.net/diss.

· http://sotis.ucoz.com/

· http://socionom.ru/journal/

Самая значимая часть работы связана с авторской оценкой соответствия теоретических позиций авторов, чьи работы, теоретические конструкты были описаны, с личным опытом студента, с его индивидуальными жизненными практиками, с материалами из средств массовой информации, жизни окружающих людей и т.д.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Конкретность задания допускает исключение из работы таких ее важных составляющих, как введение и заключение.

В целом, текст эссе должен быть представлен на 4-5 страницах стандартного формата А4. Желательно, чтобы текст был оформлен в редакторе Microsoft Word шриф­том Times New Roman или Times New Roman Cir, (кегль 14), форматирование – по ширине страницы. В логико-графических схемах желательно использовать кегль 12.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления»

Примерная тематика эссе:

  1. Проблемы образования (права, семьи, общности студентов, взаимодействия общностей студентов и преподавателей, взаимодействия власти и студенчества) в ракурсе осмысления сущности социальных институтов, социальных институтов как нормативно-ценностных комплексов, функций и дисфункций социальных институтов.
  2. Проявления глобализации в экологической, экономической, политической, духовной жизни общества. И. Валлерстайн о противоречиях глобализации и актуальные практики.
  3. Есть ли угрозы социокультурной безопасности современной России?
  4. Проблемы управления женским коллективом: социокультурные аспекты.
  5. Новая российская элита: есть ли в ней для меня место?
  6. Новые механизмы социальной мобильности в современной России.
  7. Гомосексуальность как норма социального поведения в России: правда и ложь
  8. Наркотизация, как естественное состояние многовекового генезиса российского народа: правда и ложь.
  9. Современное сожительство: норма или отклонение?
  10. Инновации в современных формах семьи: норма или отклонение?
  11. Русские люди ленивы и агрессивны: великая ложь во спасение?
  12. Можно ли рассматривать современную экономику как вид садизма?
  13. Противоречия социологической и экономической теорий.
  14. Дисфункции социальных институтов в современной России и их последствия.
  15. Когда начинается наш жизненный старт?
  16. Реклама как «двигатель» потребностей рептильного сознания.
  17. Реклама: «двигатель» торговли или «ловушка» для социокультурного развития человека?
  18. Образ современного учителя: правда и ложь
  19. Образ современного преподавателя вуза: правда и ложь
  20. Есть ли угрозы культуре современной России?
  21. Глэм-капитализм: взгляд молодежи.
  22. Поколение «У» - российские реалии в ценностных установках.
  23. Изменения гендерных стереотипов в современном обществе.

Подсказку в тематике эссе (тезисов, статьи) может оказать и перечень вопросом к зачету (экзамену) по социологии. Выбор темы желательно согласовать с преподавателем либо во время консультаций, либо через Интернет-ресурсы.

Критерии оценки эссе:

Наши рекомендации