Которые должен знать каждый

v Немецкие заглавные слова расположены в алфавитном порядке (см. Приложение 1). Буква ß в отношении алфавита приравнивается к ss, буквыä, ö, ü – к a, o, u: aussenden außerhalb; östlich Ostseeländer; Mundart münden

v Слово со строчной буквы дано раньше, чем слово с прописной:

laut Laut m; zwei Zwei f; wissen Wissen n

v На всех немецких и русских словах, кроме односложных, обозначено ударение косой чертой над буквой ударного гласного:

Besúcher m, Néuheit f, láchen

v В словах, где ударение падает на гласные с умляутом, оно не показывается, например: möglich. Однако в словах, где два гласных имеют умляут, ударение показано: überflǘssig, überfǘllen

v В словах с двумя равноударными слогами ударение стоит над каждым слогом, например: schnéewéiss, éinhúndert, méinetwégen

v Если немецкое слово имеет два различных равноправных варианта ударения, то в заглавном слове показан один из них, а рядом – другой, например: Úniform и Unifórm f; únglaublich и ungláublich

v В сложных словах с двумя ударениями, главным и второстепенным, дается только главное ударение, например: Fáchgebiet n, Ápfelbaum m

 

v Вертикальная пунктирная черта в заглавном слове помогает правильно понять соотношение букв или частей слова: Begóni¦e (e читается); Ma¦hagóni (h читается); Nácht¦ruhe (не Nách-truhe); Nách¦trupp (не Nácht¦rupp); Míttel¦stűrmer (не Mttlels¦tűrmer)

v При иностранных словах, представляющих трудности для чтения, дана транскрипция (всего слова или части слова), например:

Charme [∫arm], Camping [kεm-], Cello[∫tε-], eventuell [-v-]

v При заглавных словах имеется указание на принадлежность к той или иной части речи (см. Приложение 2)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§ При существительных в немецко-русских словарях традиционно указывается род (m – мужской, f – женский, n – средний), окончание родительного падежа единственного числа («шпаргалка» для тех, кто забыл, как склоняются имена существительные) и форма именительного падежа множественного числа. Знак равенства (=) означает, что форма родительного падежа единственного числа или форма множественного числа совпадает с формой заглавного слова. Разберём примеры:

Ø Tisch m -es, -e стол

Буква m означает, что слово мужского рода (der Tisch); в родительном падеже имеет окончание -es – des Tisches, т.е. существительное склоняется по сильному типу; форма множественного числа – die Tische.

Ø Fest n -es, -e праздник

Буква n означает, что слово среднего рода (das Fest); в родительном падеже имеет окончание -es – des Festes, т.е. существительное склоняется по сильному типу; форма множественного числа – die Feste.

Ø Löwe m -n, -n лев

Буква m означает, что слово мужского рода (der Löwe); в родительном падеже имеет окончание -n – des Löwen, т.е. существительное склоняется по слабому типу; форма множественного числа – die Löwen.

Ø Bahn f =, -en дорога

Буква f означает, что слово женского рода (die Bahn); в родительном падеже не имеет окончания – der Bahn, т.е. существительное склоняется по женскому типу; форма множественного числа – die Bahnen.

Ø Panzer m -s, = танк

Буква m означает, что слово мужского рода (der Panzer); в родительном падеже имеет окончание -es – des Panzers, т.е. существительное склоняется по сильному типу; форма множественного числа – die Panzer.

§ Если слово в родительном падеже или во множественном числе имеет две формы, то приведены обе формы, например:

Ø Land n -es, Länder и поэт. –e

§ В немецко-русских словарях проводятся также особенности написания и произношения формы родительного падежа или формы множественного числа, например:

Ø Zentrum n -s, ..tren (читай: Genitiv: Zentrums, Plural: Zentren)

Ø Akademie f =, ..mien (читай: Genitiv: Akademie, Plural: Akademi¦en – здесь e читается)

§ Если слово во множественном числе не употребляется, указание на образование множественного числа отсутствует:

Ø Hast f = спешка

Ø Lachenm -s смех

§ Слова, употребляющиеся только в форме множественного числа, имеют помету pl, существительные, имеющие собирательное значение, – помету собир., например:

Ø Geschwister pl братья и сёстры

Ø Gebirge n -s, = собир. горы

§ При сложных именах существительных указывается, как правило, только род. Окончание родительного падежа и форму множественного числа можно найти при соответствующем простом существительном:

Ø Eisenbahnf (смотри Bahn f =, -en)

При наличии у второго компонента сложного слова разных форм множественного числа нужная форма приводится и при сложном слове:

Ø Fremdwort n, pl …wörter

В словарь, как правило, включены не все сложные слова, а только те существительные, которые при соединении образуют новое понятие, например:

Ø der Tod – смерть; der Kampf – борьба; der Todeskampf – агония

Если сложного слова в словаре нет, ищите перевод его элементов, а затем переводите слово целиком:

Ø которые должен знать каждый - student2.ru которые должен знать каждый - student2.ru derArbeitsplatz – рабочее место

die Arbeitder Platz

работа место

Ø которые должен знать каждый - student2.ru которые должен знать каждый - student2.ru die Tischlampe – настольная лампа

der Tisch die Lampe

стол лампа

§ Не всегда в словаре можно найти существительные, образованные суффиксальным способом. Зная значение суффиксов, нетрудно догадаться о значении слова. Рассмотрим наиболее употребительные суффиксы существительных мужского рода:

· Существительные с суффиксами -e, -er, -ler, -ner обозначают профессию, национальную принадлежность, происхождение из какой-либо местности, название машин и приборов: der Lehrer – учитель, der Moskauer – москвич, der Künstler – художник, der Redner – оратор, der Franzose – француз,

der Messer – нож

· Суффикс -lingобозначает чаще всего наименование лиц: der Jüngling – юноша, der Fremdling– незнакомец

· Из иностранных суффиксов наиболее часто встречаются -ist, -at, -et,

-ant, -ent, -ier, -eur, -or, -är: der Pianist– пианист, der Soldat – солдат, der Aspirant – аспирант, der Ingenieur – инженер, der Professor – профессор, der Athlet – атлет, der Militär – военнослужащий, der Pionier – пионер

Наиболее употребительные суффиксы существительных женского рода:

· С суффиксом -in образуются существительные женского рода от соответствующих существительных мужского рода, обозначающих названия лиц, профессию, национальность: der Freund – друг , die Freundin – подруга; der Lektor – учитель, die Lektorin – учительница

· С суффиксом -ung образуются существительные женского рода от основы или корня глагола. Обычно они обозначают названия действий или результаты действий, редко предметы: bilden – образовывать, die Bildung – образование; absolvieren – оканчивать, die Absolvierung – окончание

· С суффиксами -heit,-keit образуются существительные женского рода, обозначающие названия отвлеченных понятий, производные от прилагательных: gesund (здоровый) – die Gesundheit(здоровье); möglich (возможный) – die Möglichkeit (возможность)

· С суффиксом -schaft образуются существительные женского рода от основ других существительных или прилагательных. Обычно они имеют абстрактное, собирательное значение. Суффикс-schaft соответствует часто русскому суффиксу –ство: der Student (студент) – die Studentenschaft (студенчество); eigen (свойственный) – die Eigenschaft (свойство)

· Суффикс -tion служит для образования от глаголов на -ieren существительных со значением действия человека. В русском языке ему соответствуют суффиксы -ия, -ция: organisieren (организовывать) – die Organisation (организация); registrieren (регистрировать) – die Registration (регистрация)

· Суффикс -tät служит для образования существительных от основ прилагательных. В русском языке ему соответствуют суффиксы -ость, - ство. Такие существительные обозначают свойства, качества: aggressiv (агрессивный) – die Aggressivität (агрессивность); brutal (грубый) – die Brutalität (грубость)

· Суффикс -ei служит для образования существительных от основ существительных. Такие существительные обозначают свойства, качества (с оттенком пренебрежения): der Barbar (варвар) – die Barbarei (варварство); der Streber (карьерист) – die Streberei (карьеризм)

Наиболее употребительные суффиксы существительных среднего рода:

· Суффиксы -chen, -lein служат для образования уменьшительных и ласкательных существительных: das Haus (дом) – das Häuschen (домик); das Bach (ручей) – das Bächlein (ручеёк)

· Суффиксами в словах иностранного происхождения являются -um, -ium, -em, -at, -ment: das Museum;das Auditorium; das Problem;das Referat;

das Document

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ Принадлежность к прилагательному обозначается пометой a.

§ О значении прилагательных, образованных приставочно-суффиксальным способом, можно догадаться, зная, как переводятся наиболее употребительные приставки и суффиксы.

Прилагательные, образованные с помощью суффиксов:

· Суффикс -ig служит для образования прилагательных от основ существительных. В русском языке ему соответствует суффикс -н(ый): die Milch молоко – milchig молочный (о цвете); das Gespräch разговор – gesprächig разговорчивый; das Loch дыра – löcherig дырявый; das Jahr год – jährig годовалый

· Суффикс -lich придает значение:

- принадлежности к лицам, к коллективу; cоответствует в русском языке суффиксам -ск(ий),-енн(ый),-оват(ый) и др.: das Dorf деревня – dörflich деревенский; der Vater отец – väterlich отеческий;

- качества, свойства: das Herz сердце – herzlich сердечный; die Angst страх- ängstlich боязливый;

- связанное с деятельностью человека: der Dienst служба – dienstlichслужебный; die Landwirtschaft сельское хозяйство – landwirtschaftlichсельскохозяйственный;

- ослабленности признака: dick толстый – dicklichтолстоватый; krank больной – kränklichболезненный;

- временное значение: der Tag день – täglich дневной; die Nacht ночь – nächtlich ночной.

· Суффикс -isch служит для образования прилагательных от заимствованных слов. В русском языке ему соответствует суффикс -ск(ий). Этот суффикс придает прилагательным:

- значение географической или национальной принадлежности: Europa Европа – europäisch европейский; der Araber араб – arabisch арабский;

- значение признака, свойства человека: der Argwohn подозрительность – argwohnisch подозрительный; das Phlegma флематичность – phlegmatisch флегматичный.

· Cуффикс –bar служит для образования прилагательных от глаголов. В русском языке ему соответствуют суффиксы -им(ый), -н(ый). Придает прилагательным:

- значение пассивной возможности действия: verwenden употреблять – verwendbarупотребительный; essen есть, кушать – essbarсъедобный;

- значение обязательности совершения действия: der Dienst служба – dienstbar обязанный служить; der Zoll пошлина – zollbar облагаемый пошлиной;

- значение активного свойства: die Flamme пламя – flammbarвоспламеняющийся.

· Суффикс -samслужит для образования прилагательных от глаголов и существительных. В русском языке ему соответствуют суффиксы -н(ый),-ив(ый),-лив(ый). Придает прилагательным:

- значение активности, годности лица или предмета:die Arbeit работа– arbeitsam работящий; sich erholen отдыхать – erholsam содействующий отдыху;

- значение признака, свойства, состояния человека: die Tugend добродетель – tugendsam добродетельный; sparen экономить – sparsam экономный.

· Суффикс -los часто служит для образования прилагательных от существительных. В русском языке ему соответствуют приставки без-, бес-. Придает прилагательным:

- значение отсутствия признака, свойства, состояния человека: das Gefühl чувство – gefühllos бесчувственный; der Wille воля – willenlos безвольный;

- значение отсутствия чего-либо у лица или предмета: das Laub листва – laublos безлистный; der Schnee снег – schneelos бесснежный.

· Суффикс -voll придает прилагательным значение наличия признака при характеристике свойств человека: der Charakter характер – charaktervollс характером; der Humor юмор – humorvoll полный юмора, забавный.

Прилагательные, образованные с помощью приставок:

· Приставка un-. В русском языке ей соответствуют приставки не-, бес-, без-. Придает прилагательным значение отрицания, иногда противоположности: ähnlich похожий – unähnlich непохожий; erfahren опытный – unerfahren неопытный; glücklich счастливый – unglücklich несчастный.

· Приставка ur-. Часто соответствует в русском языке приставкам пре-, пра-. Придает прилагательным:

- значение древности, изначальности: alt старый – uralt древний, предревнейший; slawisch слявянский – urslawisch праславянский;

- усилительное значение качественных прилагательных: gesund здоровый – urgesund очень здоровый: gemütlich уютный – urgemütlich преуютный.

· Приставка erz-. Часто соответствует в русском языке приставкам пре-, архи-. Придает прилагательным усилительное значение отрицательных, иногда положительных свойств и качеств человека: böse злой – erzböse злой, как черт; attraktiv привлекательный – erzattraktiv весьма привлекательный.

· Приставка miss-. Часто соответствует в русском языке приставке не-. Придает прилагательным значение отрицательного качества, иногда противоположного: launig веселый – misslaunig не в духе; günstig благоприятный – missgünstig недоброжелательный.

Словосложение прилагательных:

· Сложные прилагательные образуются путем сложения основ иногда с помощью соединительных элементов -(e)s,-(e)n,-e. Первый компонент (существительное, прилагательное, глагольная основа, наречие) уточняет значение второго. Ударение падает, как правило, на первый компонент:

Ø dunkelrot = dunkel + rot – темно-красный

Ø fahrtmüde = die Fahrt + müde – уставший от дороги (поездки)

Ø schwarzweiß = schwarz + weiß – черно-белый

ГЛАГОЛ

§ При глаголах показана их переходность (возможность иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога) – vt и непереходность – vi. Безличные глаголы снабжены пометой vimp.

Возвратные глаголы даны в одной статье с соответствующим переходным или непереходным глаголом и отмечены римскими цифрами, например: erkälten I vt простужать ...II sich erkälten простужаться.

Если глагол употребляется только с sich, он приводится в следующем виде: begnügen, sich довольствоваться чем-л.

§ Глаголы сильного и неправильного спряжения отмечены звездочкой. Их формы можно найти в Таблице глаголов сильного и неправильного спряжения (см. Приложение 3). При глаголах, имеющих сильные и слабые формы, звездочка стоит в скобках, например: fahren* vi (s) ехать; senden(*) vt 1. * посылать, отправлять; 2. радио, тлв. передавать, транслировать

§ Буква (s) означает, что данный глагол спрягается в сложных прошедших временах (Perfekt и Plusquamperfekt) со вспомогательным глаголом sein, буквы (s, h) – то, что он может спрягаться как с sein, так и с haben. Отсутствие при глаголе буквы в скобках означает, что этот глагол спрягается с глаголом haben. Рассмотрим примеры:

Ø bleiben* vi (s) оставаться

Bleiben – это глагол сильного спряжения (bleiben – blieb – geblieben), непереходный, спрягающийся со вспомогательным глаголом sein.

Ø rodeln vi (s, h) кататься на санках (с гор)

Rodeln – это глагол слабого спряжения (rodeln – rodelte – gerodelt), непереходный, который в зависимости от значения может спрягаться как с глаголом sein, так и с haben.

Ø gucken vi разг. глядеть, смотреть

Gucken – это глагол слабого спряжения (gucken – guckte – geguckt), непереходный, спрягающийся со вспомогательным глаголом haben.

§ В Таблице глаголов сильного и неправильного спряжения приведены в основном корневые глаголы. Чтобы выяснить, как спрягается сильный или неправильный глагол с приставкой, нужно отделить приставку от корня и отыскать соответствующий глагол в таблице. Не забудьте, что неотделяемые приставки – безударные, а отделяемые – ударные. Если глагол содержит неотделяемую приставку, при образовании формы Partizip II приставка ge- не добавляется. Рассмотрим примеры:

Ø abfahren = ab + fahren

1. В таблице находим глагол fahren: fährt; fuhr; gefahren

2. Добавляем отделяемую приставку ab и получаем формы:

Наши рекомендации