Глава 4. Руководство и контроль прохождения практики
Методические рекомендации
по организации педагогической практики магистрантов
направления 022000.68 «Экология и природопользование»
2011 г.
Составители: канд.биол.наук, доц. И.В. Мельник
канд.биол.наук, доц. О.В. Обухова
канд.биол.наук, Е.Г. Васильева
Рецензент: д.б.н., профессор Волкова И.В.
Методические рекомендации по организации педагогической практики магистрантов направления 022000.68 «Экология и природопользование»
Сост.: Мельник И.В., Обухова О.В., Васильева Е.Г., 2011 - 21 с.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии АГТУ
Протокол № от 2011г.
Методическое пособие утверждено Методическим советом направления 020400.68 «Биология» (протокол № от 2011 г.).
Астраханский государственный технический университет
Содержание
Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель практики Глава 3. Содержание практики Глава 4. Руководство и контроль прохождения практики Глава 5. Проведение учебных занятий 5.1. Лекционное занятие 5.2. Семинарские занятия 5.3. Консультации 5.4. Аттестация Глава 6. Форма отчетности Глава 7. Подведение итогов практики Глава 8. Учебно-методическое обеспечение практики Список использованной литературы Приложения | Стр. |
Глава 1. Общие положения
Настоящие рекомендации сформированы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» и примерной программой практик, рекомендуемой УМО.
Практика магистрантов, обучающихся по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» является обязательной составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Сроки проведения педагогической практики определяются учебным планом и отражены в графике учебного процесса на очередной учебный год.
Прохождение практики завершается составлением отчета о практике и его защитой. Отчеты по практике могут предлагаться к участию в конкурсах студенческих работ.
После окончания практики ее результаты обсуждаются на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии.
Педагогическая практика магистрантов проводится на кафедрах, участвующим в работе магистерской программы и осуществляющих подготовку бакалавров и специалистов. В исключительных случаях допускается прохождение педагогической практики в других высших учебных заведениях.
Глава 2. Цель практики
Педагогическая практика направлена на то, чтобы раскрыть перед магистрантами систему современного развивающего обучения: теоретические основы процесса обучения биологических дисциплин и руководства познавательной деятельностью студентов (учащихся), научить будущего специалиста слушать и слышать своих учеников, понимать их точку зрения, уметь организовать диалог, дискуссию, конструктивную критику, проводить обобщение и систематизацию. Стимулировать магистрантов к самостоятельному получению необходимых знаний, способствовать развитию личностно значимых практических умений и навыков. Научить магистрантов не просто пользоваться чужими, готовыми опорными конспектами и структурно-логическими схемами занятий, а создавать их, формируя индивидуальный профессиональный почерк.
Научная деятельность в период прохождения педагогической практики имеет подчинённое значение и заключается только в содержательном анализе тем преподаваемых дисциплин, выявлении проблемных областей, формулировке конкретных проблем области исследования.
Цель педагогической практики заключается в формировании у магистров навыков исполнения процедур педагогической деятельности.
В соответствии с целью основными задачами педагогической практики являются:
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по программам бакалавров или специалистов и получаемых при обучении в магистратуре по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;
- приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории, публичного изложения теоретических и практических разделов учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебно-методическими пособиями;
- приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;
- изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;
- приобретение навыков воспитательной работы;
- практическое ознакомление магистрантов с авторской методикой преподавания конкретного курса, обязательно входящего в базисный учебный план;
- изучение учебно-методической литературы, лабораторного и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- разработка дополнительных методических и тестовых материалов для студентов в помощь преподавателю при ведении лекционных и семинарских занятий по курсу;
- осуществление контроля качества усвоения студентами учебного материала путём содержательного квалификационного анализа самостоятельных работ студентов;
- изучение современных образовательных технологий высшей школы;
- непосредственное участие практикантов в учебном процессе, выполнение педагогической нагрузки, предусмотренной индивидуальным заданием;
- развитие навыков работы в группе при совместной аналитической (научной) деятельности в процессе разработки методических и тестовых материалов.
Глава 3. Содержание практики
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ФГОС ВПО с учетом интересов и возможностей выпускающей кафедры.
Программа практики увязана с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения.
Педагогическая практика магистрантов должна включать в себя два этапа:
· первый этап – «ознакомительная практика» – занимает 30% от времени прохождения педагогической практики. В течение этого времени практикант посещает занятия, проводимые научным руководителем, с целью ознакомления с методикой преподавания, а также изучения социально-психологических и иных особенностей студенческой группы, в которой магистрант будет проводить занятия;
По итогам ознакомительной практики магистрант готовит планы (конспекты) проведения семинаров (практических занятий) и согласовывает их с научным руководителем.
· второй этап – «стажёрская практика» – занимает 70% от времени прохождения педагогической практики. В течение этого времени практикант под руководством преподавателя-методиста проводит не менее 2 семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое (не исключается их проведение в параллельных группах), а также готовит лекцию в виде текста или оформленной компьютерной презентации (по согласованию с научным руководителем), которая после проверки остаётся на кафедре.
После проведения каждого семинара (практического занятия) магистрант обсуждает его итоги с научным руководителем и, при наличии замечаний, принимает меры к их устранению.
В период прохождения педагогической практики магистрант должен:
- ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;
- освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;
- изучить современные образовательные технологии высшей школы;
- получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием современных информационных технологий обучения;
- изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием;
- при проведении своих занятий для повышения степени усвоения учебного материала аудиторией широко использовать современную мультимедийную и проекционную технику;
- посещать и участвовать в анализе занятий, проводимых другими магистрантами.
За время научно-педагогической практики магистрант должен овладеть навыками:
- свободной ориентации во всем многообразии форм, методов и методических приемов обучения,
- дидактической обработки научного физического материала с целью его изложения учащимся;
- представления учебной информации различными способами;
- применения современных педагогических и информационных технологий к обучению.
В период практики магистрант должен быть ориентирован на подготовку и проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой. Возможно участие студента в приеме зачетов совместно с руководителем.
Конкретное содержание практики планируется научным руководителем магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и практических занятий с указанием объема часов.
Глава 4. Руководство и контроль прохождения практики
Научный руководитель магистранта планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя. При этом он может осуществлять следующие процедуры преподавательской деятельности:
• пополнять свои профессиональные знания в области преподаваемой дисциплины посредством самообучения;
• готовить учебные материалы к семинарским, практическим и лабораторным занятиям по преподаваемой дисциплине, предоставляя их на проверку руководителю;
• проводить под контролем руководителя по подготовленным им учебным материалам семинарские, практические занятия со студентами (осуществления контроля руководителем может носить эпизодический характер);
• участвовать вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;
• разрабатывать под контролем и при помощи руководителя план и текст лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, желательно совпадающей с темой его диссертационного исследования;
• читать подготовленную лекцию студентам – будущим бакалаврам или специалистам при обязательном присутствии руководителя;
• участвовать в организации и проведении программ производственных практик студентов-бакалавров, в проверке их отчетов по практике;
• участвовать под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ, проверять, оценивать их и принимать защиту;
• участвовать в работе по подготовке студенческих научных конференций;
• участвовать вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании экзаменационных заданий для студентов;
• под непосредственным контролем руководителя принимать экзамены и (или) зачеты по учебному курсу у студентов;
• оказывать руководителю помощь в подготовке учебных изданий.
Научный руководитель оказывает необходимую методическую и теоретическую помощь практиканту в процессе подготовки семинаров (практических занятий) и лекции.