Протокол опросного листа дошкольников
на тему «Я и мои ценности»
№ | Вопрос | ответ |
Что ты любишь больше всего на свете? | ||
Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь) | ||
Что ты будешь делать, если станешь волшебником? | ||
Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. | ||
Зачем человеку природа? | ||
Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети? | ||
Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым? | ||
Как ты думаешь, без чего человек не может жить счастливо (хорошо)? |
Для более глубоко изучения сущности того или иного педагогического явления, изменений, происходящих в нем и причин этих изменений, в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов, влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [6, с.56]. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и. т.д.
По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента – лабораторный и естественный.
Если эксперимент проходит в условиях группы ДОУ без нарушения естественного хода воспитательно-образовательного процесса и испытуемый не знает о проведении эксперимента, то его называют естественным экспериментом.
Лабораторный эксперимент проводится в условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, далеко не всегда можно сделать вывод, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода, так как испытуемый знает о проведении эксперимента и ведет себя не естественно.
В дошкольной педагогике целесообразно применять естественный эксперимент, когда ребенок исследуется в привычной для него обстановке с помощью материала и заданий, подобных тем, которые часто использует воспитатель, например рассказывание или пересказ сказки, рассматривание картинок, рисование и пр. Условия проведения такого эксперимента, инструкция и материал четко планируются и подбираются взрослым в соответствии с целью изучения.
Эксперимент естественный —разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где изучаемый фактор (обычно связанный с предметом исследования) находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора. Для более надежных выводов относительно роли последнего необходимо провести повторные исследования.
Преимуществом данного метода является естественность изучаемого процесса. Недостатком — сравнительная редкость и стихийность возникновения ситуации, соответствующей целям исследования; зависимость исследователя от хода событий; невозможность вмешательства; трудности фиксации основных характеристик процесса. Данный метод исследования является переходным от эксперимента к наблюдению: отсутствуют такие существенные признаки эксперимента, как активность исследователя и контроль переменных.
По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (например, уровня социального развития дошкольника, допредметных компетентностей и т. п.). Таким образом, получается исходный материал (входной контроль), который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, в которой изменяется независимая переменная (предмет) и исследуется влияние данного изменения на зависимую переменную (объект). Формирующий эксперимент позволяет выявить не только условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.
В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов наблюдения – экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной — та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выравнены, выравнен и состав групп. Если экспериментальная и контрольная группа на констатирующем этапе эксперимента имели статистически не значимые изменения, а после воздействия исследуемого фактора в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые изменения, а в контрольной группе — нет, гипотезу можно считать подтвержденной.
Подводя итоги экспериментальной работы, очень важно для начинающего исследователя не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа действительно может выступить критерием «истины».
При проведении любого педагогического эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование эксперимента. Планом эксперимента определяется характер отдельных фраз эксперимента и порядок их проведения. При планировании педагогического эксперимента исследователь должен определить: количество испытуемых (дошкольников, родителей, воспитателей); способы отбора испытуемых; этапы проведения эксперимента. Чем более четко спланирован эксперимент, тем более объективные результаты он дает.
План эксперимента должен включать:
- цель и задачи эксперимента;
- место и время проведение эксперимента и его объем;
- характеристику участвующих в эксперименте дошкольников, родителей, педагогов;
- описание материалов, используемых для эксперимента;
- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;
- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;
- описание методики обработки результатов эксперимента.
Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.