Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 1 страница
Алфеева Л.Н.
МУЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ И ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыка является одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагогов и детей.
Главная моя задача на занятии ритмики и физкультуры - вызвать у ребят интерес к музыке, обогатить их чувства и на этой основе, в свою очередь, побудить детей к творческой двигательной активности. Замечено, что при этом решаются параллельно и другие задачи - развитие музыкальных способностей, формирование основ вкуса, обучение детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в семье.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы музыкальный руководитель и педагог были увлечены своим трудом, владели профессиональным мастерством, были неравнодушными к тому, о чем говорится, что и как исполняется детям. Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. В процессе выполнения музыкально-ритмических движений на уроках ритмики и физкультуры, прежде всего, развивается чувство ритма, музыкальные способности, происходит укрепление веры ребенка в свои силы.
Важно умело использовать на занятиях самую разнообразную музыку в жанровом отношении. В коллективном, групповом и индивидуальном исполнении задания на занятиях учитываю уровень каждого дошкольника . Музыкальный репертуар соответствует заданиям педагога, индивидуальным способностям ребенка и разграничивается по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее и соответственно он может воспринимать музыку и более сложного характера, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать музыкальную пьесу соответственно заданию по его силам и способностям, чтобы оно завершалось успехом. Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности музыкальном. Полезно побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке. Наряду с эмоциональной настроенностью, слушание и использование музыки в движении воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу. Обучение детей на занятиях подкрепляется разнообразными впечатлениями от музыки. Следует всегда помнить, что усилиями одного какого-то педагога на занятиях без поддержки других трудно добиться желаемых результатов в развитии детей. Важен союз педагогов.
Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя. Отрадно узнавать, что дети в сюжетно-ролевых играх "любят играть роль музыкального руководителя".
Роль занятий ритмики и физкультуры под музыку велика. Например, это может способствовать тому, что особо активные дети могут свободно импровизировать под любую предложенную музыку и даже сочинить танец.
Пример из моей практики: инсценируя сказку-балет "Щелкунчик" П.Чайковского, ребята слушали музыку, двигались, играли на музыкальных инструментах, подпевали, что делало их восприятие более активным, усиливая тем самым интерес к музыке. Совместно усилиями взрослых и детей ставились танцевальные композиции. Результатом работы явился настоящий балет.
Я стараюсь следить за эмоциональным состоянием детей, регулируя смену их впечатлений музыкой. Например, если группа детей пришла на занятия несколько грустной, то я понимаю, что надо поменять настроение детей посредством смены соответствующей музыки или наоборот.
Следует подчеркнуть, что слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. В общении с родителями того или иного ребенка, я рассказываю о его музыкальных успехах на занятиях. Стараюсь объяснить родителям, что хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и, найдя нужный подход, они могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления, что поможет развить те или иные творческие способности. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия: посещать балетные постановки в театре, концерты.
Таким образом, ритмика, физкультура и музыка в комплексе взаимодополняют друг друга, обогащая процесс как физического, так и эстетического воспитания.
Свое выступление хотелось бы завершить высказыванием нашего знаменитого композитора Д.Б.Кабалевского: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества».
Литература:
1. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2003.
2. Раевская, Е. П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
3. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по творчеству. – М.: Аквариум, 1997.
Батыгина Л.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).
Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства. Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественных впечатлений - первая задача эстетического воспитания и ее решение наиболее успешно в процессе непосредственного контакта ребенка с эстетическими явлениями в окружающей жизни и природе.
Природа - универсальная школа воспитания чувств. Эстетические чувства в процессе общения с природой возникают у детей стихийно, но их развитие нельзя пускать на самотек. Правильное развитие у детей эстетического восприятия природы обогащает воображение, память, волю, художественное мышление, формирует характер. Большая роль в воспитании эстетически развитой личности принадлежит педагогу.
В распоряжении педагога есть много средств эмоционального воздействия на малышей. Предложите детям послушать две-три пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского, например, «Май», «Июнь», «Октябрь», прочитайте эпиграфы, стоящие перед каждой пьесой. Если взрослый научил детей чувствовать всю прелесть весны, красоту лета, грусть осени, величавость зимы, если дети сумели ощутить тепло майского дождя, аромат летних трав, то они не могут не услышать звуки природы, не ощутить прекрасной музыки великого композитора. И здесь педагог должен сосредоточить внимание детей. Вслушайтесь с ними в симфонию звуков: в шум листвы, стук дождя. Пение птиц. Гама красок, звуков в природе рождает художественные и музыкальные образы. Пусть дети прислушаются к хрустящим под ногами снежинкам, звону ручья. Беспокойному гомону перелетных птиц, потрескиванию почек на деревьях, пробуждающихся к жизни. Только всестороннее чувственное познание поможет ребенку сделать первый шаг в мир прекрасного.
Образы природы - зимы снежной с ее морозам, лета жаркого с его веселыми хороводами, весны с гомоном птиц, осени с закромами хлебными - живут в народном музыкальном творчестве, и удивительно сливаются с напевными мелодиями народных песен, хороводов, таких как: «Земелюшка-чернозем», «Во поле березка стояла», «Со вьюном я хожу», «На горе то калина…», «Ой вставала я ранешенько». Эти мелодии звучащие широко, распевно или весело задорно, помогают формированию в ребенке эстетических чувств, насыщают духовно, делая его добрее, отзывчивее. Песни «Петушок», «Солнышко», «Ладушки» понятны даже малышам, доступны для исполнения, полюбились им и вошли в их репертуар. Познакомит детей с богатством народной песни, донести до них красоту этой музыкальной формы - задача педагога. Существует много прекрасных песенных мелодий, раскрывающих красоту и богатство родной природы. Постепенное накопление всех полученных знаний и впечатлений пробуждает в ребенке потребность в самовыражении и самореализации. Музыка - одно из самых эффективных средств передачи настроения природы, ритма в движении животных, гармонии живого и неживого.
Музыку называют языком души. Это верно! Где еще можно найти такую дивную звучащую гармонию, богатство оттенков, переливы красок? Именно музыка способна нам дать представление о красоте природы, именно музыка может проникнуть в ее тайны. Природа со своей гаммой звуков развивает музыкальную память, музыкальный слух, помогает тоньше и внимательнее прислушиваться к музыке, которая звучит дома, в детском саду. Любовь к музыке надо воспитывать так же, как и любовь к природе, ведь эстетическая восприимчивость не развивается сама по себе. Эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных педагогом и максимально эффективных средств и способов. Такими средствами выступают чтение художественной литературы с описанием красоты природы, рассматривание произведений искусств с передачей образов флоры и фауны, прослушивание музыкального репертуара, который точно передает настроение и состояние сезонных явлений природы, непосредственное общение с природой т.е. наблюдение за ней, труд, посильное преображение. Все эти средства выступают основой содержания работы педагога с детьми.
Литература:
1. Лоскутова, Р. Методическое пособие по курсу «Формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства» методическое пособие для студентов / Р.Р.Лоскутова, Ю.В.Христолюбова. – Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т., 2011. - 69с.
2. Соболева, Э.В.. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя «Споем мы дружно песню» / Э.В.Соболева.- М.: Просвещение, 1979. – 192с.
Грошева В.А.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Мы часто утверждаем: «Человек должен развиваться целостно». Это, в первую очередь, обязывает развивать его душу и тело, т.е. в комплексе.
В определенный период своей педагогической деятельности мне довелось работать в сельском дошкольном детском доме. Дети поступали из Дома ребенка в 3 года и жили здесь до 7 лет. Коллектив педагогов возглавляла опытный методист Хохрякова Антонина Ивановна, которая сплотила и вдохновила нас на творческий труд, на изучение влияния музыки на развитие и воспитание детей, находящихся в условиях детского дома. В своей работе мы исходили из того, что в период до 7 лет формируется база данных ребенка - основа для последующих знаний. Именно поэтому считается, что на развитие ребенка очень сильно влияет окружающая среда. Мы отчетливо понимали специфику работы с нашими детьми. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве своем развиваются ущербно.
Поэтому, после изучения трудов ученых о влиянии музыки на всестороннее развитие дошкольников, оценки имеющихся условий перед коллективом была поставлена цель: расширить влияние музыки в повседневной жизни, в самостоятельной музыкальной деятельности, интеграции музыкального воспитания в другие виды деятельности.
Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания. Поэтому она должна была выполнить свою важную функцию - развивать общую музыкальность. Это и способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность вслушиваться, сравнивать, оценивать музыкальные явления, проявлять творческое отношение к музыке. Эта сторона воспитания неразрывно связана с другими сторонами всестороннего влияния музыки на развитие личности ребенка.
Музыка является активно действенным средством физического развития. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Музыка стала убаюкивать наших малышей и просыпаться они стали тоже под музыку. Состояние возбуждения сменялось на спокойствие и уравновешенность. На зарядке, физкультурных занятиях широко использовалась инструментальная музыка. Все наблюдали, как с началом музыкального сопровождения дети становятся подтянутыми, движения - ритмичными и четкими. Музыка организует и дисциплинирует. Движения становились четкими, выразительными, ритмичными, плавными и энергичными, в зависимости от характера музыки. Занятия танцами, ритмикой явились чем-то большим, чем просто движения под музыку. Дети учились всматриваться в окружающий мир, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Например, прослушать музыкальное произведение и составить рассказ, понаблюдать за окружающими людьми и передать в ритмичных движениях, представить предметы - живые или неживые. Музыкальная ритмика развивала внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности и эмоционального, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку, что требует свободного движения тела. Ритмичные движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, различные перестроения. Все эти движения благодаря музыкальному сопровождению приобретают ритмичность, четкость, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков. Динамика, темп, ритм музыкального сопровождения побуждают детей изменять скорость движения. Специальное внимание уделили мимике и пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды. Особой и очень важной являлась задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроением под музыку. Дети учились строить «цепочку», круг, осваивали движения в парах, в тройках, по четыре, змейкой, т.е. приобретали свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз организовывала смену направления, перестроение движений. Таким образом, нам удалось использовать музыку как средство физического развития детей.
Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию. Перед педагогами была поставлена задача: поддерживать творческие проявления, которые акцентируют восприятие и представление, будят фантазию, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск - всегда требует умственной активности.
Влияние музыки на интеллектуальное развитие осуществлялось в различных видах музыкальной деятельности. Например, движения лисички, медведя, волка, лягушки и т.д., ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки. Это в свою очередь, способствует развитию мышления. Использование народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений, их последовательность. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывали, комбинировали движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждали детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слова, характер мелодии. Во время слушания дети знакомились с музыкой разного характера (веселой, грустной, медленной, быстрой и т.д.) и не просто познавали, а воспринимали и усваивали специфику разных произведений (авторская или народная песня, двух или трехчастная форма и др.), т.е. обогащалось их представление о музыке разного характера. В пении дети имели возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. И это тоже способствовало интеллектуальному развитию.
Уровень развития речи дошкольников тесно связан с их умственным развитием. Поэтому особо хочется остановиться на речи наших детей. Речь наших малышей имела большие проблемы, связанные со звукопроизношением, связной речью, грамматикой. Словарный запас ограничен. В силу замкнутости жизненного пространства кругозор и словарный запас ограничен. Им были не понятны даже такие слова как, например, соседи, новоселы. Поэтому песня должна была расширить рамки окружающего мира, а музыка способствовать быстрому обучению и запоминанию новых слов и фраз. Перед разучиванием русского танца «Прялица» детей познакомили с прялкой, словарный запас обогатился новыми словами «прялка», «пряха», «прясть», «прялица». Слова проговаривались протяжно, нараспев, шепотом, что помогало четкому произношению отдельных звуков и слогов. Особое внимание уделялось проговариванию окончаний. Пение развивало голосовой аппарат, укрепляло голосовые связки. Врач-логопед использовала пение при лечении заикания. В таком направлении мы работали над умственным развитием наших воспитанников при помощи музыки.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен, о музыке народной и классической. Так, дети с удовольствием водили хороводы вокруг березки. В быт детей, начиная со 2 младшей группы, вошла народная музыка, народная песня, хороводы и пляски, т.к. объем звучания многих простых народных песен соответствует небольшому объему детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на 4 звуках, «Котя, котенька, коток» - на 7 звуках. Хороводы, игры, песни, пляски, народные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа. Огромные возможности таят народные песни и танцы - своеобразная энциклопедия жизни народов мира. Проводили традиционные, комплексные, тематические занятия. Так, на тематическом занятии «Русский хоровод» использовали русские народные песни «Полянка», «Ах, ты береза», «Ах, вы, сени», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Сеяли девушки яровой хмель». Содержание песен: и авторских, и народных - нравственный заряд. Дети из песен узнавали о большой и малой Родине, о Москве - столице нашей Родины, о гимне, о больших и маленьких праздниках, о сверстниках, как живут люди, как заботятся друг о друге. «Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете». «От улыбки хмурый день светлей. От улыбки в небе радуга смеется. Поделись улыбкою своей, и она опять к тебе вернется». Через содержание музыкальных произведений дети знакомились с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и др. Например, в песне «А я по воду ходила» - узнают о труде девушки. В песне «Голубые санки» - как дед сделал санки, о дружбе мальчика и девочки. Воспитание любви, заботы, хороших взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Значение музыкальной деятельности для нравственного воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проводились в коллективе детей. В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя неуверенные дети.
Большим событием в детском доме были праздники, они несли детям не только радость, но и обогащали их новыми эмоциональными переживаниями. К празднику готовились все: и взрослые, и дети. Пекли пироги, готовили подарки, вместе с детьми готовили оформление, приглашали гостей. Коллективный труд по изготовлению праздничных флажков, цветов, елочных игрушек, убранства помещений сближал взрослых и детей. В процессе подготовки праздничных номеров и на самом празднике дети стремились к тому, чтобы выступление их было слаженно, интересно, красиво, выразительно. У них развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, Если при разучивании песни, танца или другого номера кто-либо отставал в движении, пении, забывал текст - дети замечали, что это нарушает общий ансамбль, снижает качество исполнения. Дети помогали друг другу и в большинстве случаев успешно.
Одним из любимых занятий детей стала игра на музыкальных инструментах. В старшей группе был мальчик Дима Кузин, который практически не разговаривал и поэтому его неохотно брали в игры. Но он обладал чутким слухом и правильно передавал музыкальный ритм. В оркестре он стал играть на ударных инструментах. Ребенок, которого неохотно брали в игры, оказался в центре внимания, т.к. его ставили в пример. Со стороны детей появилось чувство уважения. Малыш больше не страдал от одиночества. Игра в оркестре воспитывала активное внимание, усидчивость, выдержку, настойчивость, волю, чувство товарищества, взаимопомощь. Через участие детей в оркестре мы, педагоги, воспитывали в детях чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Каждый, кто торопился или отставал, чувствовал за собой вину, ответственность перед коллективом и старался исправить свою ошибку. Если дети сами не вызывались оказать помощь, отстававшим, им предлагал сделать это педагог. Были дети, которые отказывались играть, объясняя, что у них все равно не получится. Было приятно, когда дети сами оказывали помощь друг другу.
Наши дети жили в окружении природы: в лесу, около реки. Поэтому мы, взрослые, считали, что музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы: шум волны и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, журчание ручейка, шелест и стук дождя и т.д. Эта музыка очень нравилась детям, и все педагоги старались поддерживать внимание детей как можно чаще. Поэтому многие развлечения были связаны с природой. Традицией стало отмечать «День птиц», «День рождения березки», «Проводы зимы» и др.
Таким образом, музыкальная деятельность создавала необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывала первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому музыкальные игры-сказки оказали прямое воспитательное влияние на малышей. Развивалась не только речь, но и художественный вкус, певческие навыки, вызывало радостные эмоции. Застенчивые дети раскрепощались, выполняя небольшие роли, например, деревца, кустика, подержать самовар на базаре в сказке-опере «Муха-Цокотуха», к более ответственным и центральным. Дети учились объединяться для общего дела, стремились помочь друг другу, учились распределять роли, готовить атрибуты, красивые декорации, т.е. создавались условия для нравственного и трудового воспитания. В дни праздников и развлечений звучали детские оперы. В такой интересной, яркой и, одновременно, доступной форме, мы подвели детей к такому понятию как опера. Дошкольники - дети эмоциональные, музыкально отзывчивые и поэтому музыкальные сказки удавались на славу.
Детский дом каждый год провожал своих воспитанников в разные школы-интернаты. Мы не знали, как сложится их дальнейшая жизнь, но в одном мы были уверены, что музыка помогла малышам смотреть на окружающий мир открытым взглядом, сделала их любознательными, уверенными в своих силах. Мы знали, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, тем более в зрелости. Музыкально одаренные дети получили возможность обучаться в музыкальной школе-интернате для одаренных детей. Для них музыка стала частью жизни, а в дальнейшем, возможно, и профессией. Работая целенаправленно, в определенной системе педагогический коллектив успешно работал над поставленной целью в течение длительного времени и, каждый год, подводя итог проделанной работы, отмечал результативное влиянии музыки на всестороннее развитие дошкольников.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». - М.: Просвещение, 1985.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду // Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989ю
3. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А.Рубинштейн. - Том 1. -М.: Педагогика, 1989.
4. Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И.Бекина, Т.П.Ломова. - М., 1984.
5. Биличенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития / Г.Г. Биличенко. – М.:Творч. центр, 2005.
Егорова Н.В., Кузнецова М.Н.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОУ
Система образования детей дошкольного возраста, сложившаяся в нашей стране за последние десять-пятнадцать лет, построена на предметном принципе, частично повторяющем школьную систему. В результате - жизнь ребенка в детском саду вместо естественной и целостной становится искусственно распределенной по разным дисциплинам или видам деятельности, которые вводятся отдельно, часто вне связи друг с другом. Иными словами, педагог все время дробит, разделяет, расчленяет информацию об окружающем мире на основе его мыслительного анализа, а процесс синтеза остается за ребенком. Поскольку контроля за синтезом нет, - неизвестно, насколько он удачен. Содержание предметов все время расширяется и углубляется, а взаимосвязи между рассматриваемыми явлениями, событиями, объектами и отношениями между ними остаются очень поверхностными, хотя и провозглашаются дидактикой. В свое время великий педагог-гуманист К.Д.Ушинский сравнивал такую систему с плохим возницей, который нагружает воз доверху, чтобы привезти домой как можно больше различной клади, но при этом забывает, что кладь надо хорошо упаковать, и поэтому приезжает домой с пустой телегой.
Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста - это дело государственной важности. Поэтому активно ведется поиск такой модели образования, которая содержит: с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки и, с другой, - установку на восприятие дошкольниками окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений.
«Интегрированные занятия. Интеграция. Интегрированный подход. Интегративный принцип» В последние годы этот термин все чаще встречается в педагогической литературе. Понятие «интеграция содержания образования» понимается в целом как взаимодействие разных видов деятельности. Привлек интегративный метод и наше внимание. Чтобы переход на новый уровень работы был не настолько резок, для начала мы взяли интеграцию одного из основных направлений ДОУ: художественно-эстетическое развитие. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией). Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.
Практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное художественное творческое развитие дошкольников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи.
Мы покажем возможное взаимодействие содержания таких разделов программы как образовательные области «Художественное творчество», «Ознакомление с художественной литературой», «Музыка».
Цель данных занятий - объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать изобразительную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс. Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку.
Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала, игровые макеты, презентации, детские диафильмы - эффективные методы развития художественных и литературно-творческих способностей.
Методика работы с детьми основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.