Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 6 страница

Литература:

1. Варки, Н. Ребенок в мире творчества/ Н. Варки // Дошкольное воспитание. - 2003. №6. – с. 57- 67.

2. Горяева, Н. Радость приобщения к творчеству/ Горяева Н. // Музыкальный руководитель – 2007. - №5. – с. 2 – 5.

3. Мерзлякова, С. Комплексные и интегрированные занятия/ Мерзлякова С. // Музыкальный руководитель. - 2008. - №3. - с. 2 – 3.

Тимакова М.А., Фурзикова С.И.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В настоящее время, в жизни современного общества наблюдается потребность социально-экономических преобразований, требующих формирования творчески активной личности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала молодого поколения. Детский сад на современном этапе является, одним из определяющим фактором, формирования творческой личности ребенка. В результате, встает необходимость совершенствовать учебно-воспитательный процесс с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Воображение является особой формой человеческой психики, которое заключается в создании новых образов и идет путем переработки, имеющихся представлений и понятий. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Но, воображение как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит на музыкальных занятиях.

Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Главным может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех развития психических процессов, в том числе и воображения, зависит, прежде всего, от того, насколько интересно построены музыкальные занятия.

В сфере дошкольного образования уровень инновационного развития определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей образовательных систем, но, тем не менее, все это опирается на педагогические знания и опыт. Изучив теоретические и практические аспекты, возникла необходимость создания данной разработки. Данная работа возникла на стыке психологии и музыки. Целью, которой является - способствовать созданию педагогических условий для развития воображения у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Задачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:

1. Формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличение объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.

2. Формирование творческих навыков детей в процессе восприятия музыки.

3. Создание условий для формирования механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановка задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.

Эффективность работы по развитию воображения у детей старшего возраста на музыкальных занятиях определяет следующее:

1. Тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических работников ДОУ.

2. Создание эмоционально-психологического комфорта на занятии.

3. Воспитание исключительно на позитивной основе.

4. Организация развивающей образовательной среды.

В ходе работы мы использовали следующие формы:

- музыкальные занятия и досуги;

- праздники, музыкальную деятельность на других занятиях;

- утреннюю гимнастику;

- организацию самостоятельной игровой деятельности;

- работу с родителями.

Для достижения оптимального результата в своей работе мы использовали следующие методы и приемы:

- музыкальные игры и игровые задания;

- метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

- прослушивание музыкальных произведений, просмотр репродукций картин, чтение художественной литературы;

- композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения, слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

- беседы с детьми, направленные на анализ музыкальных произведений;

- прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

- «Цвет - настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

- создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

- «рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

- «музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающихся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением;

- коллективного сочинения различных историй на музыку, требующих умения подстроиться под содержание ранее придуманного рассказа.

Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с различными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П.Чайковского, Г.Свиридова, А.Вивальди, В.Моцарта, Р.Шумана и других, которые несут в себе яркую, эмоциональную окраску, побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Задачи по развитию творческого воображения не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. Огромная роль отводится воспитателю. На занятии воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо. Воспитатель в повседневной жизни поддерживает интерес к музыкальной деятельности, создавая проблемные ситуации, активизирует творческие проявления. Проводит предварительную работу, которая включает в себя: составление рассказов по прослушанному произведению, беседы, рассматривание иллюстраций.

Для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Предметную среду необходимо рассматривать в свете тех условий и того пространства, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить. Таким образом, систематическая, планомерная работа по развитию воображения на музыкальных занятиях, тесная связь специалистов способствуют развитию творческого воображения старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 93с.

2. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44-51.

3. Лазарев, М. Царство звука. – Обруч, 1996, -№3 с.13-14.

4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994. 224с.

Хлупина Н. Г. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром и гармоничным существованием. К ним, без сомнения, относится дошкольное музыкальное воспитание, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкальной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:- способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;- выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической.- координации слуха - голоса - зрения - движения;- чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;- палитры звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса;- радостного, сопричастного, игрового мироощущения.Необходимо ребёнку не только приобретать знания, умения и навыки, но и дать возможность прожить это, почувствовать и ощутить и оценить внутреннее состояние в этом процессе, т.е. «запомнить» это на переживаниях.

Постоянный поиск ответов на вопросы подтолкнул нас к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Нами были рассмотрены парциальные программы художественно-эстетического направления, с целью выбора эффективных методов и приемов.

На сегодняшний день в практике музыкального воспитания мы используем инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка:- коммуникативные игры и танцы;- координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые);- пальчиковые игры (музыкальные и речевые);- речевое музицирование;- ритмодекламации под музыку;

- игры звуками;

- элементарные формы музыкальной импровизации;

- эвритмия;- логоритмические упражнения.Mетодики, разработки и знакомство с идеями - все это, несомненно, оказалось очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

Самой же приемлемой и близкой явилась методика развития музыкальности детей с помощью детского театра, которую мы используем в своей работе в течение нескольких лет.

В дополнение к обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, реализуемой в нашем ДОУ, используем инновационную технологию: Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.

Музыкальный театр - синтетическая форма, объединяющая виды деятельности- «Элементарный музыкальный театр» как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей. Конечным итогом является постановка детского мюзикла.

В зависимости от целей и задач, поставленных педагогом, практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, театрализация, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительная деятельность. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому мы используем музыку, которая помогает передать характер персонажей.

В технологиях этой методики очевидны:- тесная взаимосвязь возрастной психологии развития и музыкальной деятельности;

- предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия;

- экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Этапы работы:

1. Я ХОЧУ ЗНАТЬ (Заинтересовать ребёнка, вызвать любопытство к новой деятельности) игра носит подражательный характер-включение детей в действо, творимое педагогом методом «Зеркала» или «Эха».

2. Я ЗНАЮ (Непосредственно работа) подключение поисково-творческой задачи-сотрудничество в развитии сюжета, поиски новых способов, художественных красок воплощения роли.

3. Я УМЕЮ (Применение знаний и навыков в играх, самостоятельной деятельности).

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»;

- ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.

Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей, выявили значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых осуществлялось с использованием данной инновационной технологии.

Эффективное использование данного опыта может быть достигнуто при условии овладения педагогом инновационными методиками музыкального воспитания на авторских семинарах-практикумах; наличии фонотеки и необходимого музыкального репертуара, а также стремлении педагога к профессиональному самосовершенствованию.

Все роли исполнялись детьми под "живую" музыку, самодельные куклы изготовлены силами родителей и воспитателей. В целом все, и дети, и родители, и педагоги, получили огромное удовольствие, работая в непривычном для себя формате. Надеемся на успешное продолжение эксперимента в данном направлении.

Черняева Г.А.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ ИЛИ ЧТО МЫ МОЖЕМ УСЛЫШАТЬ В МУЗЫКЕ

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта.

Реализация этого принципа выдвигает перед образовательным учреждением проблему определения психологической, эмоциональной, социальной готовности ребёнка к школе на разных ступенях обучения. При выборе оптимальных педагогических условий для воспитанников важно учитывать как возрастные этапы развития, так и индивидуально типологические особенности. Известно, что способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения. Одним из вариантов решения проблемы может стать музыка. А одна из многочисленных тем - времена года. Направление - эмоциональное развитие дошкольников.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов Вивальди (1725), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П.И.Чайковского (1876), балет А.К.Глазунова (1899).

Для работы с дошкольниками достаточно применить цикл концертов Вивальди и цикл фортепьянных пьес П.И.Чайковского. Для наиболее полного восприятия музыкальных картинок рекомендуется использовать:

1. Сонеты к временам года А.Вивальди - своего рода литературную программу.

2. Мультфильм-фантазию на музыку П.И.Чайковского из альбома "Времена года". В изобразительном решении использованы кружева и вятская игрушка.

3. Серия картин соответствующих теме. Например: М.И.Опаренюк "Времена года", И.И.Шишкин.

Методическое руководство:

В проекте представлены возможные упражнения, этюды, игры и т. д., используемые на занятиях и направленные на развитие у детей высших психических функций: (внимания, памяти, эмоций, производных движений и обученияих навыками общения в группе, взаимодействия друг с другом в различных ситуациях, а так же выработку у детей воображения, внимания при выполнении заданий, этюдов, упражнении, положительных черт характера).

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды, игры разной подвижности, занятия рисованием. Далее приводится описание проекта к заявленной теме, с последующим раскрытием этапов работы. Материалы, оборудование, беседы, этюды, игры, упражнения, творческие задания могут варьироваться педагогом самостоятельно, опираясь на план проведения проекта и особенностями детей в каждом коллективе.

Проект «Музыкальные картинки или что мы можем услышать в музыке» разработан как дополнение к тренинговой программе эмоционального развития детей, для наиболее полного всестороннего развития личности ребёнка.

Актуальность проекта - возможность приобрести более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций посредством прослушивания музыкальных произведений на тему «Времена года» - цикл концертов Вивальди, цикл фортепьянных пьес П.И.Чайковского.

Основная цель проекта - развитие эмоциональной сферы ребенка, используя волшебный мир искусства способствующего всестороннему развитию личности ребёнка, посредством обучения и развития музыкального восприятия, учить слышать не только музыкальные инструменты произведения, но и составлять художественно-образный смысл произведения, с его последующим воспроизведением на бумаге. Педагогическая целесообразность проекта в том, что материал представлен в виде подробных сценариев занятий.

Отличительной особенностью этого проекта является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Структура занятий была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Проект предполагает работу с маленькими детьми, следовательно, каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей. Проект направлен на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Творческая мастерская:

Программное содержание: вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальную композицию, воспоминания о собственном восприятии времен года. Продолжать развивать музыкальное восприятие, учить слышать не только музыкальные инструменты, но и представлять рисунок музыки с последующим художественным воспроизведением в своих работах. Закрепить знания детей о музыкальных композициях, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа. Экскурсия на участок детского сада, по возможности в парк с целью наблюдения пейзажей. Разучивание стихотворений, пение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций, репродукций, подлинников произведений художников о временах года.

Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:объяснительно-иллюстративный, музыкальный; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: ситуация занимательности, сравнение, анализ, обобщение; по источнику информации и характеру деятельности: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию).

Приёмы: слушание; воспроизведение в рисунке; составление музыкальных картин, сопоставления со смежными видами искусств

Материалы и оборудование: музыкальный ряд из цикла А.Вивальди «Времена года» или цикл фортепьянных пьес «Времена года»; зрительный ряд портреты И.И.Шишкин, П.И.Чайковский А.Вивальди; репродукции картин художников; мультфильм-фантазия на музыку П.И.Чайковского из альбома "Времена года"; материалы гуашевые краски, кисти, вода, альбомные листы бумаги на каждого ребенка. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, раздаточный материал.

В заключении, обратим внимание, что при проведении занятий возможны различные творческие варианты. Музыка по-своему передаст жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Прослушав любое музыкальное произведение можно предложить ребёнку передать свои впечатления от услышанного каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает то, или иное произведение. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Следует проанализировать с ребёнком то, что он выразил в рисунке, что хотел бы выразить.

Литература:

1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

2. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.:Книголюб, 2004. - 104с.

3. Зеньковский, В. В. Психология детства / В.В.Зеньковская. - М., Издательский центр «Академия», 1996.

4. Картушина, М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

5. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 320 с.

6. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/авт.-сост. Е.И.Подольская. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011. - 167 с.

7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

8. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова / Под ред. М.И.Буянова. - М.: Просвещение, 1990, - 128 с.

Чиркова Г.А.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПЕРЕДАЧЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ

Современные условия жизни предъявляют человеку высокие требования. Сегодня он должен быть, прежде всего, творцом. Поэтому формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Данной проблемой занимались Л.С.Выготский, И.Я.Лернер, Б.М.Теплов, П.И.Пидкасистый, Н.А.Ветлугина и др.

Заложенное в дошкольном детстве творческое отношение к деятельности послужит хорошей базой для развития самостоятельной, инициативной личности. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются во всех видах деятельности дошкольников.

Изобразительной деятельности отводится в этом процессе одно из первых мест, так как детское творчество преимущественно художественное. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Только опять вопрос: В каком объеме педагог сможет должным образом обеспечить это все нашим детям?

Проблема эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.

В последнее время в теории и практике эстетического воспитания ведутся поиски новых форм, методов и приемов развития творчества в художественной деятельности. Одним из направлений стало использование взаимосвязи различных видов искусства, так как в нем содержится богатый эмоционально-образный эстетический потенциал.

В данном направлении работали Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, С.П.Козырева и др. Т.С.Комарова рекомендует в качестве одного из условий развития изобразительного творчества дошкольников применять другие виды художественно-эстетической деятельности, использовать музыкальные произведения в качестве фона, создающего благоприятную атмосферу [29].

По мнению О.П.Радыновой, рисование под влиянием восприятия музыки, содействует взаимному обогащению как одной, так и другой деятельности [63]. В исследовании С.П.Корыревой определены пути осуществления взаимосвязи музыки и изобразительной деятельности, способствующему художественному развитию дошкольников [31].

Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.П.Печко, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, и др.). Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г.Костюка, В.А.Мясищева, В.А.Петровского, О.П.Радыновой, В.А.Сухомлинского, Т.Н.Тарановой, Г.С.Тарасова, В.Н.Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С.Бабаджан, В.М.Бехтерева, А.В.Запорожца, Р.В.Оганджанян, В.А.Разумного, Б.М.Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально-творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.

Наши рекомендации