Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 2 страница

В каждой возрастной группе проводится 1-2 занятия в месяц, с учетом необходимого времени для своеобразного погружения в тему. Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна: "В гостях у Осени!", "Золотой ключик", "Волшебная птица", "Моя семья" (к Международному дню семьи) и т. д.

Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду. При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры и т.д. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки). Например, на занятии "Богатыри" (ко Дню защитников Отечества) предварительная работа ведется в группе с воспитателем (чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о богатырях), совместно с родителями (экскурсия в музей), в области «Художественное творчество» (знакомство с портретом, обучение техническим приемам изображения фигуры и лица человека), в области «Музыка» (слушание музыки, разучивание песен, танцев). А образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П.И.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Осень»), причем на занятии произведение было исполнено самим музыкальным руководителем на скрипке. В изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе - через художественные средства выразительности (А.С.Пушкин «Осень», А.Толстой «Осень» и др.). На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности. Важно, чтобы образовательные области сочетались, одна с другой и между ними, был связующий элемент - образ. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании мы сообщаем за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (организуют экскурсии с детьми в музеи и выставочные залы, посещение театров, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.

Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Литература:

1. Васюкова, Н.Е. Изодеятельность и детская литература.: Учебно-методическое пособие / Н.Е.Васюкова, И.А.Лыкова. - М.:Сфера, 2009.- 140с.

2. Комарова, Т.Г. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Комарова, М.Б. Зацепина. - М: Мозаика-синтез, 2010.- 141с.

3. Справочник старшего воспитателя. – 2011. - № 6. - С.17.

Жукова И.В.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время синтез искусств составляет существенную черту художественной культуры и выступает ведущей тенденцией современности. Формирование и развитие синтеза искусств, с одной стороны, детерминировано фундаментальными социально-эстетическими потребностями: в общении, творчестве, духовных ценностях, эстетическом идеале, социальной активности. Отдельные виды искусств перестали удовлетворять все увеличивающиеся и духовно обогащающиеся социально-эстетические потребности личности. С другой стороны, актуализация синтеза искусств обусловлена художественными потребностями, присущими определенной эпохе.

Современные исследования указывают на необходимость активного использования принципа синтеза искусств для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений. Возможности синтеза искусств оказывают влияние на становление личности ребенка (активность мышления, общения, творчества). Применение в образовательном процессе вариантов синтезирования искусств (музыка и живопись, музыка и литература, литература - живопись) оказывает большее влияние на процесс творческого развития дошкольника, нежели применение художественно-эстетических средств изолированно друг от друга.

Целью нашей развивающей работы явился поиск и обоснование системы методических приемов, направленных на развитие творческих способностей. Исходя из этого, задачи развивающего обучения были обозначены следующим образом:

- активизация процесса воображения с помо­щью различного вида творческих заданий;

- развитие творческих комбинаторных навыков на основе формирования операциональных компо­нентов творческого воображения;

- формирование структурных психологических компонентов творческих способностей путем расши­рения запаса знаний и представлений об окружаю­щем; развитие эмоционально-чувственной сферы;

- активизация речевой деятельности, обеспе­чивающей процесс творческого воображения.

Развитие творческого потенциала ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить творческое развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с использованием игровой и музыкально-эстетической деятельности. Как известно, музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Содержание работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н.А.Ветлугина, Т.С.Ко­марова, К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе являются основным правилом в построении системы комплексных занятий с детьми.

В целях творческого развития детей мы сформулировали педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

В работе с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие творческих способностей, мы использовали следующие виды художественной деятельности:

- изобразительная (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);

- конструктивная (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);

- декоративная (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов);

- музыкальная (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);

- художественно-речевая (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы).

Развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием принципа синтеза искусств предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников: «Волшебные приключения Кляксы», «Какими бывают облака?», «Осенние деревья. Чудесный сад. Самое грустное и самое веселое дерево в саду», «Ковер доброго и злого волшебника», «Артисты цирка. Самый веселый клоун мира», «Петушок и бобовое зернышко», «Путешествие в мир красок». В их основу положены методические разработки Т.С.Комаровой, Н.Ж.Кряжевой, Н.В.Корчаловской, С.К.Кожохиной. Также в работе мы использовали дидактические игры, направленные на обогащение творческого потенциала детей средствами искусства: «Угадай-ка», «Знайка», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Музыкальная загадка», «Сложи сказку», «Придумай портрет», «Подбери картинку к своему настроению», «Природа и настроение», «Эмоции в сказках», «Радость и грусть», «Измени конец сказки», «Оживлялки», «Аудиозагадка».

Огромное значение для развития творческих способностей имеет атмосфера творчества и создание содержательной жизни ребенка. Но атмосфера творчества, созданная в детском саду, невозможна без поддержки родителей. Надо рассказывать им, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, регулярно обращать внимание на творческий рост ребенка, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показывать, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. А также шире использовать рисунки детей в жизни группы, устраивая выставки для родителей.

Таким образом, нами была разработана и апробирована развивающая программа творческого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием принципа синтеза искусств, сформулированы эффективные условия и методы работы с дошкольниками в выбранном нами направлении. Содержание проводимой нами работы по развитию творческих способностей детей было структурировано на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства.

Литература:

1. Комарова, Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет / Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина. - М.: Владос, 2001.- 124 с.

2. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / Сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.- 78 с.

3. Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р.М.Чумичева. - Ростов на Дону, 1995.- 477 с.

Захарова Н.Н.

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна. Поэтому введение эстрадной музыки в спортивные занятия - это своего рода эксперимент. Практика показала необходимость и пользу этого начинания и одновременно помогла решить многие вопросы, связанные с методикой проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики под музыку.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает её увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию точности движений, их координированности. Она облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале или в заключительной части занятия. Если у ребёнка не получается какое-либо упражнение - я ставлю его в танец, где это движение - основное. И под музыку, репетируя танец, ребёнок с удовольствием отрабатывает это движение.

На мой взгляд, на физкультурных занятиях в детском саду, дети не должны ходить и двигаться как солдатики, только по команде взрослого. Дети должны выплеснуть свою энергию. Но это вовсе не означает, что не должна присутствовать дисциплина. Занятия организую так, чтобы дети сами захотели двигаться. Для этого на каждом своём занятии использую музыку. Дети очень любят танцевать. Стараюсь подбирать музыку подвижную, с чётким ритмом, под которую удобно выполнять упражнения. Мы редко выполняем упражнения под счёт, я всегда говорю: «Двигаемся под музыку».

Утренняя гимнастика. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - зарядить детей энергией на весь день, способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка вызывает эмоциональный подъем у детей, оживляет физкультурное занятие и утреннюю гимнастику, делает их маленькими праздниками в жизни дошкольников. Не случайно дети часто сами, по собственной инициативе, уходя, запевают песню. Если по каким-либо причинам физкультурные занятия или утренняя гимнастика проходят без музыкального сопровождения, это встречается детьми возгласами разочарования и многочисленными «почему?».

Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность утренней гимнастики значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда были больше в случае выполнения детьми упражнений под музыку.

Музыку можно использовать в любое время занятия. В начале занятия весёлая бодрая музыка поднимает настроение.

Воспитывать у детей красивую осанку, научить их правильной, ритмичной, хорошо координированной ходьбе намного легче, когда звучит музыка. Маршируя под музыку, дети получают удовольствие от ходьбы, невольно подтягиваются, стараются идти как можно лучше. Это особенно заметно, когда на занятии звучит новый или давно не исполнявшийся марш. Всегда включаю музыку в начале занятия при разминке, когда дети выполняют упражнения в ходьбе или беге по кругу. Это задаёт ритм, повышает настроение, подтягивает. Как только включаю музыку - улыбки сияют на лицах детей.

Музыка при выполнении общеразвивающих упражнений. Музыку можно включать и при разучивании комплексов ОРУ. Это может быть достаточно ритмичная, но не слишком громкая музыка, чтобы детям были слышны рекомендации воспитателя. Выполнение упражнений под музыку и с улыбкой на лице - получаются успешнее и чётче. Комплексы общеразвивающих упражнений на развитие гибкости, сопровождаются напевной музыкой, чтобы дети больше упражнялись в пластичном, плавном выполнении движений. Воспитывать у детей умение выполнять упражнение плавно, пластично довольно трудно. Размеренные движения несвойственны дошкольникам, из-за чего многие упражнения, требующие пластичного исполнения (например, разнообразные потягивания), дети выполняют быстрее, чем требуется. Поэтому, оценивая выполнение движений, всегда обращаю внимание на то, соответствует ли выполнение характеру музыки. «Выполнять упражнение нужно плавно и спокойно, послушайте, как нежно и спокойно звучит музыка»,- объясняю при выполнении упражнения на потягивание.

Игры под музыку. Есть много игр, основанных на музыке. Дети очень любят такие игры. «Два круга», где дети по окончании музыки должны построиться в два круга: круг девочек и круг мальчиков. «Кто быстрее», где дети по окончании музыки должны выполнить какие - либо указания, например: построиться по росту, сесть на стульчики, построиться парами и т.д. «Кто кого перетанцует».

Использование музыки в любых подвижных играх, наподобие ловишек, позволяет быстро остановить игру по желанию воспитателя. Дети сами прекращают бегать, если останавливается музыка.

Музыка в конце занятия. Часто использую расслабляющую музыку в конце занятий, позволяющую детям полностью расслабиться, даже просто полежать, слушая музыку. Слова «давайте послушаем красивую музыку» позволяют быстро восстановить тишину.

Музыка на физкультминутках во время занятий. Если разучить с детьми несколько простых танцев с элементами общеразвивающих упражнений, то услышав музыку, дети сами начнут танцевать. В настоящее время есть много песен, где проговариваются все движения. Такие песни удобно ставить, когда физкультурный руководитель, по каким-то причинам отсутствует или проводить днем музыкально-ритмические паузы между интеллектуально нагруженными занятиями. Такие физкульминутки хорошо поднимают тонус и настроение детей после дневного сна. Можно организовывать такие паузы даже при занятиях с маленькими детьми. Именно малыши любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцевально-ритмическая разминка, одна из наиболее любимых воспитанниками детского сада. Овладение танцевальными движениями - это усвоение целого комплекса двигательных умений из различных комбинаций. Это требует от детей ловкости, быстроты реакции, хорошей координации движений, а именно эти качества необходимо развивать у дошкольников как можно раньше. Использование танцевальных движений, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям.

Музыка в самостоятельной деятельности детей. Музыка всегда запоминается. И даже после занятия дети интуитивно пропевают музыку, что развивает память и речь, часто и танцуют под свои напевы, самостоятельно отрабатывая технику, развивая координацию движений.

Самое главное - детям занятия с использованием музыки безумно нравятся. А если ребёнок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Воспитывается любовь к спорту и необходимость жизни в постоянном движении. Музыка наполняет жизнь детей восторгом и радостью.

Литература:

1. Алямовская, В.Г. Как воспитывать здорового ребенка / В.Г.Алямовская. - М., 1983.

2. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов.- М., 2004.

3. Теплякова, Л.А. Учимся быть здоровыми / Л.А.Теплякова, С.В.Шишова. - Тамбов, 1995.

4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е.Н.Борисова. - М.:Глобус; - Волгоград: Панорама, 2009.

5. Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1983.

6. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А.Колодницкий. - М.: Гном-пресс, Новая школа, 1998.

Зорина Л. Г.

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Музыка - сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает духовное влияние в формировании индивидуальности, развития духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста, так как именно в детстве закладывается основа развития личности.

Научно доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах. Разные виды искусства обладают специфическими свойствами воздействия на человека даже внутриутробно: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка.

Несомненно, музыка развивает личность ребёнка разносторонне, что обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Приобщаясь к музыкальному искусству, у детей формируются предпочтения, интересы, потребности, вкусы, элементы музыкально-эстетического сознания. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте музыка рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Важным условием развития детского творчества является приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно - речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.

Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам художественной деятельности. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается в том случае, если используются все виды музыкальной деятельности и развивается у ребёнка общая музыкальность: способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение; способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, что требует музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания; проявление творческого отношения к музыке. Вот ряд задач, необходимых для решения педагогами, при обучении музыкального искусства:

- воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, что даёт возможности широко использовать воспитательное воздействие музыки;

- приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формировать восприятие музыки, исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты;

- обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;

-развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений;

- развивать творческое отношение к музыке (передача образов в музыкальных играх и хороводах, импровизация попевок);

- содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, оценочному отношению к исполняемым произведениям.

С развитием общей музыкальности у ребят проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Посредством музыки формируется моральный облик ребёнка, идёт воздействие на его чувства, возникают сопереживания, воспитывается эмоциональная отзывчивость к музыкальным произведениям различного характера. Музыкальные занятия влияют на общую культуру поведения дошкольника, требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, имеет познавательное значение. Внимательно слушая произведение, перед детьми выстраивается целый ряд задач: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. В пении ребёнок импровизирует, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, создаёт свой вариант мелодии. С большим удовольствием дети придумывают, комбинируют движения пляски, напевают и двигаются под музыку в музыкально-ритмической деятельности. На каждом этапе возникают новые задачи, требующие осмысления, фантазии и творчества.

Современными исследователями доказано, что музыка воздействует на общее состояние организма человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания, настроения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Занятия ритмикой, где взаимосвязаны музыка и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Развивать музыкальные способности нужно как можно раньше. Отсутствие музыкальных впечатлений вряд ли можно будет восполнить будучи уже взрослыми. А для формирования основ музыкальной культуры нужна соответствующая среда, которая даст возможность, познакомится с разнообразием музыкальной культуры в полной мере.

Восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образная деятельность - это основные виды музыкальной деятельности, выделяющиеся в музыкальном воспитании детей. Каждый вид музыкальной деятельности требует определённых знаний, которые даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. В итоге, овладевая всеми видами музыкальной деятельности, дети развиваются разносторонне.

Таким образом, нужно помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У детей обогащается эмоциональная сфера, мышление, воспитывается любовь к прекрасному, чуткость в жизни, развиваются мыслительные операции, язык, память. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина.- М.; Просвещение,1981г.

2. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание» / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989.

Кузнецова А. А.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях.

Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания, формирует «творчество» как качество личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Детское музыкальное творчество - это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Использование импровизации - перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку - тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Песенное творчество - это умение детей импровизировать простейшие мелодии, танцевальное - комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции, игровое - самостоятельно находить способы воплощения игрового образа.

Целью этой работы является формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально-игрового творчества.

Для достижения цели можно определить следующие задачи:

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально–ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игровое творчество.

В содержание учебного материала входит включение в групповые занятия специальных упражнений, музыкальных заданий и творческих игр. Песенное творчество - это умение детей импровизировать простейшие мелодии. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.

Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливать к развёрнутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.

Наши рекомендации