Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 5 страница

Далее, на наш взгляд, будет полезно рассмотреть проблему использования фонограмм в работе с детьми. Важно отметить, что в последнее время стало доступным приобретение качественно звучащих фонограмм. Широк жанровый репертуар, различные оркестровки, типы носителей. В связи с этим даже при активном использовании технические накладки можно свести к нулю. Фонограмма позволяет знакомить детей с шедеврами музыкального искусства в исполнении лучших музыкантов. Однако, чем младше дети, тем больше нужно использовать «живой» музыки. Для занятия пением желательно непосредственные инструментальные сопровождения, а не минусовая фонограмма. А вот для занятия ритмикой хореографией фонограмма предпочтительнее, так как в этом варианте темпоритм неизменен. В случае непосредственного аккомпанемента музыкальный руководитель часто замедляет или ускоряет темп, подгоняя его под движения детей. Важно помнить о корректном использовании фрагментов музыкального произведения.

Время подготовки и проведения праздников весьма благоприятно для работы с родителями. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда инициативу проявляют родители, когда именно они ищут общение с музыкальным руководителем, хореографом, прислушиваются к рекомендациям. Мы не можем упустить такой возможности. Проанализировав эффективность различных форм работы, мы сделали вывод, что придется следовать современной направленности средств массовой информации, т.е. на равнее с печатными консультациями мы размещаем иллюстрации (лучше фотографии детей, ведь нет большей радости, как увидеть свое чадо) в ежемесячной газете детского сада «Ивушка». Больше всего вопросов у родителей возникает во время подготовки к костюмированному празднику. Хорошо иметь альбом с эскизами костюмов.

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформлении помещений. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создает неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, легкие и эстетичные, легко трансформирующиеся.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто будет исполнять в нем роль. Мы считаем, что и «взрослый артист» и «артист-ребенок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаем предпочтение недорогим, но эффективным тканям. Это креп-сатин, габардин, ткань с пайетками.

Конечно же, ни один самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умение и способности.

Литература:

1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л./Музыкальное воспитание дошкольников/- М.: Издательский центр «Академия», 1998-240 с.

2. Захарова, С.Н. Праздники в детском саду/ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

3. Бекина, С.И. Праздники в детском саду/ - М.: «Просвещение», 1976 – 380 с.

Одинцова С.А.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЭКОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира.

В современной теории и практике музыкального воспитания накоплен значительный опыт, создающий определенные предпосылки для формирования духовного мира дошкольников и детей младшего школьного возраста средствами музыки (О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительности не получила должного отражения в педагогической науке и практике.

Реальная картина становления экологической культуры сложна и противоречива. Детям дошкольного возраста свойственны несформированность экологических знаний. Поэтому, большое внимание в своей работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития уделяем экологическому воспитанию, т.к. дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. И именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (в игре, создавать изопродукцию, ухаживание и забота о животных и растениях).

Каковы возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры дошкольников в образовательном процессе?

С давних времен музыка используется как лечебный фактор. Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой воображаемы мир, мир причудливых образов и настроений. Мелодия может увести ребенка от отрицательных переживаний, помочь раскрыть ему красоту природы и мира. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ЗПР, т.к. данная категория детей характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире.

В коррекционной работе с детьми с ЗПР применяем элементы музыкотерапии. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. После прослушивания мелодий в беседе с ребенком выясняется, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картину словами он может нарисовать, описать.

Для активизации зрительных образов используется релаксационная музыка, передающая картины природы в аудиозаписях: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Шум дождя», «Пение птиц», «Ручей» и другие. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В работе по экологическому воспитанию нами используются разнообразные игры не только экологического содержания, но и музыкально-дидактические игры, которые тоже снимают психоэмоциональное напряжение, а также воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивается у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Например, такие игры как «Птица и птенчики», «Курица, петух и цыпленок», «Земля, вода, воздух», «Море» и другие.

Многие исследователи (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, И.Ф.Марковская, Е.М.Мастюкова) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь настолько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы. Эту задачу решает коррекционная ритмика, элементы которой используется нами в работе. Коррекционная ритмика - особая технология, специфической особенностью которой является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционных технологий, коррекционная ритмика построена на сочетании музыки, движения и слова.

При исполнении музыкальных этюдов (подражание движениям птиц, животных; «Кружатся снежинки» и т.п.) и выполнении музыкально-ритмических упражнений («Собираем яблоки», «След в след», « У оленя дом большой») дети могут выразить свои эмоции и применить свои экологические знания.

В качестве физкультминуток проводим подвижные игры с музыкальным сопровождением (например, «Мы на луг ходили», «Мы - снежинки», «Кошка» и т.д.).

Одним из методов экологического воспитания является отражение впечатлений природы в разных формах художественной и игровой деятельности. На музыкальных занятиях используем игры-драматизации экологического содержания (например, «Мы на речке отдыхали»), сюжетно-ролевые игры («Прогулка в лесу», «Юный эколог», «Мы - исследователи» и др.).

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В педагогическом процессе эффективным средством формирования экологической культуры является музыкальное искусство. Специфика музыки как вида искусства, искусства выразительного, способного через музыкальные интонации ярко и убедительно отображать любой аспект жизни, любую грань взаимоотношений человека с действительностью, позволяет также глубоко воздействовать на слушателя, вызывая определенные чувства, эмоции, представления и, тем самым, формировать отношение человека к действительности. Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе важным условием является использование музыкальных и экологических методов во взаимосвязи.

Литература:

1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика, М., 1985.

2. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов, М., 1986.

4. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей.- Минск, 2001.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста.- М., 1998.

6. Николаева, С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.- М., 1996.

Созонова И.Д., Муравьева А. М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром… Порой так хочется вновь вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновение? Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь помогает игра. Театрализованная игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятный для развития и реализации индивидуальных творческих способностей детей в музыкальной и театрализованной деятельности. В период от трёх до семи лет интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Как показывает опыт, самый короткий путь к развитию эмоциональности раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и развитию художественного воображения - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать театр. Сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, пробуждают способность к сочувствию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно - ролевые, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Все это явилось основанием для организации в детском саду театрального кружка «Колокольчик».

Для целенаправленной работы по художественно-эстетического воспитанию, развитию у детей творческой активности в детском саду разработали проект: « Театр и дети».

Вид проекта: творческо-музыкальный.

Направление деятельности: Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Участниками проекта являются: дети старшей группы, музыкальный руководитель, педагоги МБДОУ, родители.

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Работа по реализации проекта проходит при поддержке музыкального руководителя, воспитателей, педагогов ДОУ, родителей.

Цель основного этапа проекта - это формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно­го освоения детьми различных видов творчества.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельно­сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр Зв ерей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

На подготовительном этапе педагогическому коллективу предстояло решить следующую задачу:

- разработать основные методические материалы;

- скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;

- изготовить необходимые дидактические пособия;

Для реализации задач в процессе работы над проектом для педагогов детского сада проводились мастер-классы «Куклы своими руками», «Варежковый театр», « Использование различных техник» по изготовлению атрибутов кукольного и других видов театра, консультации, выступления на педагогических советах, оказывается помощь в организации уголков ряжения и театрализованных зон в группах.

Работа с родителями сводится к пропаганде театрального и музыкального искусства и творчества: это проведение консультаций, бесед, выступление на родительских собраниях с целью оказания помощи при проведении театрализованных представлений, организация детского досуга и совместные посещения театров города.

Реализация задач проекта также осуществляются на занятиях кружка. Задачи основываются на следующих принципах:

Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности;

Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Принцип вариативности. Данный принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда, не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Раскрытию творческих способностей детей способствует многофункциональность помещения. Посредством изменения положения ширмы, экрана, освещения групповая комната или зал трансформируются в «комнату сказок», концертный и театральный зал, музыкальную гостиную, гримерную, зал для просмотра диафильмов.

Таким образом, театральная зона предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Для углубленного изучения театрального искусства вывозим детей в театры, где они могут окунуться в мир театра. Посещали кукольный театр, где дети смотрели кукольные спектакли: «Золотой цыпленок», «Морозко»; театр имени оперы и балета им. Э.Сапаева. Вниманию детей были представлены сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Красная шапочка», «Кошкин дом».

Работа ведется и в свободное от занятий время, при организации подвижных игр: «Мишки-шалунишки», «Веселые зайчата» и др. Учим проявлять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, побуждаем создавать коллективно образы персонажей. Педагоги используют любые моменты в жизни группы для упражнения детей в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается интонационная выразительность и плавность языка.

На занятиях кружка развиваем память и фантазию детей, учим правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитываем добрые чувства, развиваем умение разыгрывать спектакль по знакомым сказкам, интерес импровизировать с куклами, выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.

Итогом работы по театрализованной деятельности является участие детей в постановках спектаклей, литературно-музыкальных композициях для детей и родителей ДОУ, а также для КМО музыкальных руководителей микрорайона и города.

За время существования театрального кружка «Колокольчик» были показаны инсценировки русских народных сказок, а также музыкальные сказки: «У самого синего моря» (по сказкам С.Пушкина); «Дюймовочка»; «Кошкин дом»; «Колосок»; «Золушка»; «Золотой гусь»; «Муха-Цокотуха»; «Волк и семеро козлят, да на новый лад», «Царевна лягушка». От занятия к занятию творческая активность детей возрастает. Детей увлекает участие в спектаклях, играть роли сказочных персонажей.

Ожидаемый результат в процессе работы над проектом:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

При организации работы по театральной деятельности используем педагогические технологии Е.Г.Чуриловой «Методика и организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.И.Бурениной «Театр всевозможного. От игры до спектакля», Т.Н.Дороновой «Играем в театр».

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем занимаются дети в детском саду, значительно повысился. Родители принимают участие в изготовлении театральных костюмов и атрибутов к спектаклю, принимают активное участие в постановках, в праздниках и развлечениях. В каждой группе организован уголок театра, родители помогают в изготовлении декораций пальчикового, варежкового, настольного и других видов театра. В детском саду подобран необходимый методический материал, сформирована аудиотека.

Деятельность по реализации проекта выводит работу коллектива на качественно новый уровень, предъявляя более высокие требования к каждому специалисту-участнику реализации проектов. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. гербовой, Т.С. Комаровой.-М., 2011.

2. Ветлугина, Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.М. Музыкальные занятия в детском саду. - М., 1984.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.- М., 1991.

4. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное побуждает доброе.- М., 1976.

5. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.

6. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.

7. Маханева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

8. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети. - М., 2006.

9. Буренина, А.И. Театр Всевозможного. - Санкт-Петербург 2002.

Средина И. И.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях взаимосвязи изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности. Цель нашей деятельности: развитие первичных форм творчества, эмоционально-ценностного отношения к миру, эмоционально-образного мышления, воображения, фантазии. Мы считаем, что именно синтез искусств способствует развитию творческого мышления формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми. Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность: рисование на основе полученных впечатлений, сочинение песен, маленьких историй на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Развитие природных задатков, творческих способностей через синтез искусств.

2. Формирование эмоционально-образных представлений об окружающем мире.

3. Воспитание потребности детей в творческом самовыражении, инициативности, и самостоятельности в воплощении художественного образа;

4. Развитие воображения и фантазии.

5. Формирование навыков творческого сотрудничества в совместной художественно-практической деятельности.

6. Обогащение духовного мира ребенка, совершенствование его нравственного начала.

Детям свойственно целостное восприятие искусства, и в своей педагогической практике мы стремимся пробуждать у них различные ассоциации: зрительные, звуковые, моторно-динамические, вербально-коммуникативные. Это выражается в широком применении в работе с детьми различных видов художественной деятельности: движения, рисунка, рассказа и т.д. Развивая у детей ассоциативное мышление, мы стремимся закладывать основы различных видов художественной деятельности, стимулировать детское музыкальное творчество.

Творчество формируется теми же средствами, что и воображение (игра, творческие задания, игровые ситуации, общение и др.), поэтому воображение составляет основу творчества. В искусстве и в детской игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребенка и художника и преломленная через их индивидуальность. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, и волшебство перевоплощения. Особенностью детского и художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют мир, играя самым разнообразным материалом: краской, глиной, камешками, бумагой, звуком, словом. Любой предмет, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. И если в это время организовать игру, так или иначе связанную с искусством, в которой наряду со знакомыми ребенку предметами, появятся краски и звуки, картины и музыка, то он легко и естественно войдет в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный.

Из опыта работы можно сказать, что работа в этом направлении идет успешнее, если воспитатели и родители используют повседневной жизни классическую и народную музыку и вместе с детьми участвуют в едином творческом процессе. Только сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты. Например, праздник «В пещере Али-Бабы», где участвовали все родители, дети и воспитатели подготовительной группы оставило неизгладимое впечатление на всех участников. Поощрение взрослых, их внимание и похвала помогают преодолеть стеснение, зажатость у детей, а также включить их в творческий процесс. Такие праздники сближают родителей и детей, создают атмосферу радости и творчества. В течении года родители активно откликались на наши предложения о участии в мероприятиях любого плана. К новогоднему празднику, к празднику 8 марта они вместе с детьми готовили костюмы, пели и танцевали, исполняли различные роли.

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности. В процессе работы над интегрированными занятиями мы поняли, что для продуктивной деятельности необходимо создание единого образовательного пространства, где усилия всех специалистов будут направлены на реализацию общей идеи.

В нашем детском саду созданы все условия для творческой работы: есть музыкальный зал с подиумом для индивидуальных выступлений, аудиоаппаратура, микрофоны, театральная гостиная с разнообразными видами театра, а также костюмерная и гримерная, комната народного декоративно-прикладного искусства, в которой собраны изделия русской и марийской культуры; предметная среда: музыкальные инструменты, игрушки-самоделки, а также фонотека с произведениями народной, классической и современной музыки; галерея детских выставочных работ. У нас сложился замечательный творческий коллектив педагогов-единомышленников. Мы считаем, что важным условием для развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Большую роль играет заинтересованность педагогов и подготовленность в данном вопросе. Многое зависит от умения объяснять, нацеливать детей на создание своих неповторимых образов в движении, музыке, рисунке, придумывании мелодий и ритмов. Работа по развитию творческих способностей предполагает тесное содружество детей и взрослых, а значит, влечет за собой развитие творческой активности не только у дошкольников, но и у педагогов.

Наши рекомендации