Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 3 страница

Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий музыка служит прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. На занятиях по развитию речи воспитателям рекомендуется использовать речевые игры. Песенки-игры включаются в физкультурные пятиминутки, что способствует активизации дыхательной системы и улучшению кровообращения. В музыкально-дидактические игры по развитию музыкального творчества дети играют в группе в свободное от занятий время. На целевой прогулке «Звуки города» дети прислушиваются к шуму автобуса, машины. На экскурсии в лес воспитатель может предложить детям послушать музыку леса: шорох листьев, стук дятла, шум ветра. Чтобы закрепить полученные знания в детском саду, можно вовлечь родителей в учебный процесс. Они всегда помогут детям сделать инструменты для домашнего оркестра, шумовые инструменты для творческой лаборатории в детский сад.

Литература:

1. Выготский, А.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение», 1991. – 123 с.

2. Головская, К. В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания. М.: «Просвещение», 1987. – 145 с.

Лоскутова Р.Р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экологическое содержание в современной образовательной системе дошкольных учреждений включает взаимоотношения человека и общества, взаимоотношения между людьми и окружающей социальной и природной средой. В философских и педагогических исследованиях экологическая культура рассматривается как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность (В.И.Вернадский, Э.В.Гирусов, В.Д.Иванов, Б.Г.Иоганзен, И.Д.Зверев, Ю.Г.Марков.).

В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры: как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А.Ф.Лиходиевский, Е.Н.Никанорова, Н.Н.Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н.Г.Васильев, М.С.Коган, С.Н.Кравченко, А.И.Кочергин, Ю.Г.Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н.Н. Киселев, И.Д. Лаптев, К.И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой (Э.С.Маркарян) [3,с.15].

На современном этапе развития общества возрастает значимость
экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней [1,с.6]. В псхолого-педагогической литературе достаточно полно освещены вопросы ознакомления детей с природой (Э.И.Залкинд, М.К.Ибраимова, Л.С.Игнаткина, Н.Н.Кондратьева, З.П.Плохий, П.Г.Саморукова, Е.Ф. Терентьева, A.M. Федотова, В.Г.Фокина, И.А. Хайдурова и др.). В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В.П.Арсентьева, Н.Н.Вересов, Г.В.Кирикэ, Т.А.Маркова, О.А.Овсянникова, М.Ю.Попова, Н.А.Рыжова и др.), в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры детей. Однако проблема эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства в настоящее время изучена недостаточно.

Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности. Понятия «культура» охватывает не вообще всё то, что означает социальное, в отличие от природного, а такое социальное, которое способствует сохранению и развитию общества. Никогда еще за всю историю люди не находились в такой тесной зависимости от состояния своей культуры, как в настоящее время. Сегодня, как никогда, культурное как продукт человеческого общества и природное, как изначально данное, переплетаются в емкое понятие «жизнь», порождающая феномен «экокультура». «Экологическая культура как этап и составная часть развития общемировой культуры характеризуется острым глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями» (Н.Ф.Реймерс). Экологическая культура являет собой процесс восприятия природы как целого, радость сотворчества с ней, приобщения к созидательным процессам мироздания, ведущих от хаоса к космосу, к ощущению гармонии и красоты природы. Вместе с тем чувство природы как целого, бывшее на протяжении многих веков интуитивным чувством, не находившим поддержки в естествознании, наполнилось в XX веке конкретным содержанием: пониманием всеобщности природных связей, в результате чего оно стало реальной силой, способствующей сохранению экологической целостности природы [4,с.12].

Новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Человек, осознавший себя частью Вселенной, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности, показателем которой является ценностное отношение как ядро сознания, обеспечивающего целостность личности и целостность связи ее с миром природы. И тогда мы сможем сделать образование средством и условием развития личности, становления экологического сознания [1,с.5].

Мир природы остается для человека молчаливым и отстраненным до тех пор, пока он не проникает в ее суть, после чего она становится для него действительным собеседником и помощником. Проникновение в природу должно идти через вдохновенный и исполненный творческого пыла чувственный опыт. Приблизиться к природе можно, только если до конца ощутить ее и вжиться в нее. Постоянный контакт с природой, воплощающей трансцендентный идеал, красоту и чистоту, помогает человеку через сосредоточение на переживании природной гармоничности запечатлеть его в душе, заложить основы здорового, нравственного отношения к миру и самому себе, понять самого себя как часть природы и природу внутреннего своего «Я».

Таким образом, содержание экологического образования дошкольников опирается на эмоциональные образы природы. Оно включает в себя обобщенные формы знания и рассматривает наряду с научными, нравственные, правовые, практические стороны отношения общества и отдельного человека к природе. Николаева С.Н. пишет, что 20-й век - это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией. Это негатив проявляется в антропоцентрическом прагматизме: человек считает себя царем природы [3,с.40].

Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. Одной из недостаточно разработанных сторон эколого-эстетического образования является развитие эстетического отношения к природе. В нашей статье особое внимание уделяется педагогическим средствам и способам формирования эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста, т.к. именно этот возраст является наиболее благоприятным. Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).

Содержание экологического образования, по мнению С.Н.Николаевой включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Дошкольные учреждения решают конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира. Совершенно очевидно, что все эти задачи могут успешно решаться лишь при условии воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности.

Формированию эстетических чувств и представлений детей, приобщению к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства. Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественных впечатлений - первая задача эстетического воспитания и решения наиболее успешно в процессе непосредственного контакта ребенка с эстетическими явлениями в окружающей жизни и природе. Гончарова Е.В. говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего. Эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных педагогом и максимально эффективных средств и способов. Такими средствами выступают чтение художественной литературы с описанием красоты природы, рассматривание произведений искусств с передачей образов флоры и фауны, прослушивание музыкального репертуара, который точно передает настроение и состояние сезонных явлений природы, непосредственное общение с природой т.е. наблюдение за ней, труд, посильное преображение. Все эти средства выступают основой содержания работы педагога с детьми в ходе театрализованной деятельности.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а нечто большее, «социальные чувства человека, сопереживание, сочувствие выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [3,с.24].

Музыка с момента своего воздействия понималась как общение между людьми, как несущая в себе мир жизни другого человека. Выделяемый мир музыкального произведения - двухсубъектен, и музыкальное восприятие как форма общения разворачивается в последовательности от постижения путем сопереживания духовного мира «героя» к позиции «автора», на которой осуществляется в своей возможности эмоционально - эстетическое отношение к постигнутому, возникает отзывчивость, сопереживание у слушателя. Музыкальное искусство через общение, диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие как общение, диалог обуславливает раскрытие внутреннего мира человека, помогает ему осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену с другими. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает гармоническое единство, ее внутренний мир побуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению, как в целом своей жизни, так и сиюминутных порывов.

Постепенное накопление всех полученных знаний и впечатлений пробуждает в ребенке потребность в самовыражении и самореализации. Дети активно начинают изображать прекрасное в природе в своих рисунка. Передавать точные образы живой и не живой природы в театральных миниатюрах. Музыка - одно из самых эффективных средств передачи настроения природы, ритма в движении животных, гармонии живого и неживого. Для успешного формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности мы предлагаем следующие творческие задания, музыкально-тематические занятия, познавательные природоведческие игры и праздники. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с природой убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного.

Таким образом, при формировании эстетического отношения к природе, музыку мы используем в любой деятельности, потому что она не может оставить равнодушным ни одного ребенка, к музыке тянуться все дети. Музыка как наиболее эмоциональный вид искусства играет важную роль, связывая отдельные его звенья. Дети с удовольствием рисуют под ее сопровождение, охотно читают стихи под ее фон, она стимулирует к деятельности. А выбор музыкального произведения зависит от темы занятия, от ее задач.

Литература:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-I //Сборник нормативно-правовых актов в сфере образования. Официальное издание. - М., 2000. - С. 3-25.

2. Виноградова, Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе //Дошкольное воспитание. -2010. - № 5. - С. 14-17.

3. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Улановой Л.И. - Йошкар-Ола, 1995. - 243 с.

Лоскутова Р.Р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Феномен музыкального мышления выступает как многоуровневое образование, рассматриваемое с различных наук. В работах В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.Н.Холоповой и др., раскрывается культурологический уровень музыкального мышления, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А.Н.Сохора, Р.Г.Тельчаровой, В.Н.Холоповой.

В работах Б.В.Асафьева, М.Г.Арановского, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского и др., рассмотрено историческое становление и развитие музыкального мышления. Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б.В.Асафьева, М.Г.Арановского, Л.А.Мазеля, Е.В.Назайкинского, А.Н. Сохора, Ю.Н.Холопова, Б.Л.Яворского и других.

Теоретический анализ литературы показывает, что существует несколько значений термина «мышление». Так, А.В.Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза». О.П.Морозова, утверждает, что «мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации, и получение результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний». В.В.Богославский определяет мышление как «опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях». Таким образом, исследователи отмечают, что мышление выступает, прежде всего, как одна из форм познания и отражения действительности. Это особая реальность, доставляющая нам опосредованное или непосредственное знание о другой, скрытой от нас реальности. Мышление отталкивается от чувственного познания ощущения и восприятия, но совершается посредством понятий. Если ощущения и восприятие позволяют человеку отражать только то, что непосредственно действует на его органы чувств, то в мышлении человек отражает лежащее за пределами его чувственных характеристик вещей, т.е. взаимосвязь вещей и явлений. Следовательно, в мышлении человек способен отражать не только действительные события или явления, но и будущие. Поэтому с категорией мышления связана способность человека творчески преобразовывать мир.

Музыкальное мышление - сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Сложность, многокомпонентность музыкального мышления и является, по-видимому, причиной того, что до сих пор ни в музыкознании, ни в психологии и педагогике нет единого общепринятого термина для его обозначения. Называют его «интеллектуальным восприятием», и «отражением человеком музыки», и «освоением музыки» и т.д. Наиболее адекватным представляется в этой связи термин «музыкальное восприятие-мышление», который достаточно точно отражает специфику данного процесса в единстве его основных компонентов.

Цельюнашей исследовательской работы является выявление роли музыкально-дидактических игр и пособий в развитии музыкального мышления детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента нами были избраны критерии развитости музыкального мышления дошкольников:

- объем музыкально-интонационного словаря;

- умение устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;

- наличие чувства музыкальной формы;

- степень развитости аналитического опыта, адекватности восприятия музыкальных произведений;

- зрелость музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию музыки.

Нами были проведены диагностические методики, с помощью которых нам удалось выявить уровень сформированности у дошкольников качеств, обобщённых их критериемными характеристиками.

Диагностические измерения критериев, указанных выше, осуществлялись по специально разработанным методикам. В ходе проведения диагностики чувства музыкальной формы нами использовалась тест- игра «Незавершенная мелодия», целью которой было выявление уровня развития чувства завершенности музыкальной мысли. В целях объективного оценивания учащихся по указанным параметрам использовалась методика «Музыкальнo-жизненные ассoциации». Она позволила выявить уровень восприятия дошкольниками музыки с различных позиций: давала возможность судить о направленности музыкально-образных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, выявляла эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, опору восприятия на музыкальные закономерности. Методика «Выбери музыку» была посвящена выявлению возможностей детей в определении родственной по содеранию музыки.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей были введены музыкально-дидактические игры и пособия.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент. Данные нашего исследования свидетельствуют о положительной динамике уровня развития музыкального мышления посредством музыкально-дидактических игр и пособий у старших дошкольников.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс музыкально-дидактических игр и пособий, направленный на повышение уровня развития музыкального мышления старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Литература:

1. Алиев, Ю.Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю.Б.Алиев - Воронеж, 1998.

2. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 1974.

3. Горюхина, Н.В. Обобщение как элемент художественного мышления. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. - Киев: Музычна Украина, 1989.

4. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский. - М., 1972.

Мотовилова Л.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Развитие музыкальных творческих способностей - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, благодаря воспитанию и обучению.

Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания таких понятий как музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят направление педагогических воздействий и диагностика музыкальных способностей. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное развитие музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Так психолог Б.М.Теплов утверждал, что по своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизированный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять. Детскому музыкальному творчеству уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных музыкально-педагогических систем в нашей стране и за рубежом. Значение музыкального творчества в музыкальном развитии детей определяется тем, что он - прямой путь вовлечения в музыку, активный способ развития закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

Искусство должно стать средством выражения и развития творческого «я» каждого ребенка - и эту проблему мы рассчитываем решить положительно в ходе реализации образовательного проекта « Как рождается звезда?»

Формирование основ музыкальной культуры детей через приобщение к музыкальному искусству, выявление музыкально-творческих способностей детей через развитие песенного творчества, я считаю целью данного образовательного проекта. Перед собой ставлю следующие задачи: выполнить теоретический анализ исследований по проблеме развития музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста; разработать и апробировать методику форм работы по развитию песенного творчества детей старшего возраста; развивать творческое «я» каждого ребенка через музыкальную деятельность; разработать систему занятий направленных на развитие песенного творчества; провести эксперимент по формированию музыкально-творческих способностей (песенное творчество) с детьми старшего возраста.

Теоретической основой изучения музыкально-творческих способностей старших дошкольников являлись системный, деятельностный и личностный подходы. Основная опора делалась на методические пособия Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, О.С.Боромыковой, Е.И.Юдиной, программу развития ребенка К.В.Тарасовой «Гармония», авторскую программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», М.Г.Волковой «Как определить и развить способности ребенка?», Д.Б.Богоявленской «Основные концепции творчества и одаренности». В процессе работы над проектом использовались такие методы исследования как, изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; анкетирование; метод экспериментальных комплексных творческих заданий (КТЗ); анализ результатов сформированности навыков песенного творчества.

Реализация данного проекта проходила в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (1 месяц), где создавалась информационная база, осуществлялось выявление уровней развития музыкально-творческих способностей (песенное творчество).

2 этап - формирующий (в течение учебного года), где реализуются основные виды деятельности по направлениям проекта.

3 этап - контрольный (1 месяц), включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

В результате реализации проекта:

- дети познакомятся с музыкальным искусством (музыкальная азбука, словарь эстетических эмоций, азы вокального исполнительства), видами музыкальной деятельности (танец, песня, музыкальная игра, творчество), с разнообразными формами пения, что обогащает духовный мир ребенка;

- у детей будут сформированы навыки песенного мастерства: умение владеть голосом, правильно дышать при пении, интонировать звуки, расширять певческий диапазон, свободно и раскрепощено держаться на сцене, передавая содержание исполняемого произведения; умение интонационно-речевой выразительности; умение видеть-слышать-чувствовать себя;

- разовьется сфера чувств, чуткость к вокальному искусству, готовность к творческому исполнению, самовыражению музыкальных способностей;

- дети смогут творчески самостоятельно использовать знакомые песни в играх, хороводах, игре на музыкальных инструментах.

Краткое описание проекта:

Сущность творчества выражается в способности человека в сложной жизненной ситуации самостоятельно сформировать цель деятельности, найти кратчайший путь способа ее решения.

Способности - это пригодность человека к той или иной деятельности. Степень проявления способностей в тех или иных видах деятельности характеризует индивидуальную особенность человека. Из большого энциклопедического словаря следует, что способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Диагностика сложившихся способностей, производимых с помощью тестов, позволяющих разрабатывать методы количественной оценки способностей. Высокий уровень развития способностей выражается в понятии «талант» и «гениальность».

С раннего возраста начинают формироваться отдельные компоненты музыкальности ребенка, являющиеся основой музыкальной деятельности в ее различных видах. Исполнительские и творческие способности могут проявляться по-разному в зависимости от природных задатков каждого ребенка и правильного развития основных музыкальных способностей. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное развитие музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество, оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Активность ребенка должна опираться на определенный уровень музыкального развития. Особенно ярко проявляют себя музыкально- одаренные дети.

Песенное творчество - один из видов детского творчества. Надо предварительно подготовить детей к вокальному искусству путем упражнений на развитие музыкально-слуховых представлений. Дети должны знать девиз вокалиста: «Видеть-слышать-чувствовать». Что такое «видеть» - заниматься перед зеркалом, видеть свое отражение (мимику, лицо, рот), научиться видеть звук, как он летит! Что такое «слышать»- ребенок должен слышать свой звук, правильно ли он его извлекает. Что такое «чувствовать»- ребенок должен чувствовать свою дыхательную систему и мышцы.

В результате реализации образовательного проекта у детей будут сформированы основы исполнительского мастерства, вокально-хоровые навыки, элементы музыкальной грамоты, самовыражение творческого «я». И уже, как вершина творческого достижения - это участие в городских, республиканских конкурсах детского вокального творчества. Проект реализуется через систему групповых занятий, через презентацию для родителей, через участие детей в праздниках песни.

Литература:

1. Радынова, О.П. «Музыкальное воспитание детей» /изд. Центр ВАДОС, 1997.

2. Белкина, В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие» /изд. Академия развития,2003.

3. Михайлова, И.А. «Развитие музыкальных способностей у детей» /изд. Академия развития, 2005.

4. Юдина, Е.И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» /изд. Москва, Аквариум,1999.

5. Теплов, Б.М. «Психология музыкальных способностей», /изд. Москва, Акад.пед.наук,1947.

Мухлыгина Т. С.

РОЛЬ МУЗЫКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наши рекомендации