Структура методов педагогического контроля в спорте
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Методы врачебно-педагогического контроля
За функциональным состоянием пловцов
СТУДЕНТКА
_____________________ Зорина М.Л.
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ _канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев_____
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Нижний Новгород – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
1.1 Структура методов педагогического контроля в спорте. 4
1.2 Структура методов врачебного контроля в спорте. 7
1.3. Методы врачебно-педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе пловцов. 11
ГЛАВА II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования. 17
2.1.1. Анализ научно-методической литературы.. 17
2.1.2. Медико-биологические методы исследования. 17
2.1.3. Педагогический эксперимент. 20
2.1.4. Методы математико-статистической обработки. 20
2.2 Экспериментальное исследование врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное плавание характеризуется чрезвычайно высокими физическими нагрузками по интенсивности, плотности и продолжительности, большим объёмом мышечной работы в целом во время тренировок, и особенно в период соревнований.
Для достижения неуклонного роста спортивных достижений необходимо дальнейшее совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов. Одним из ведущих звеньев этой системы является врачебно-педагогический контроль, которому отводится важное место в учебно-тренировочном процессе. Особо важным в этом деле является разработка нормативов.
Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Предмет исследования: методы врачебно-педагогического контроля в спорте.
Целью курсовой работы является изучение особенностей врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов.
Задачи исследования:
- провести обзор литературы по теме исследования;
- рассмотреть особенности врачебно-педагогического контроля как способа управления тренировочным процессом пловцов;
- провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс методов врачебно-педагогического контроля является эффективным способом наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, диагностика, эксперимент.
ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
Структура методов педагогического контроля в спорте
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.
Задачи педагогического контроля:
– оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;
– осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);
– установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);
– выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;
– отбор талантливых спортсменов (С.И. Матвеев, 2000).
Содержание педагогического контроля:
– контроль за выполняемыми тренировочными нагрузками;
– контроль за состоянием спортсмена;
– контроль за техникой выполнения движений;
– учет спортивных результатов и контроль поведения спортсменов на соревнованиях (И.В. Муравов, 1978).
Главное в педагогическом контроле - оценка состояния, в котором находится спортсмен. Различают три типа состояний спортсмена:
– перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т.п.;
– текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности);
– оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т.п.) (В.И. Дубровский, 1998).
Методы педагогического контроля:
– сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;
– анализ рабочей документации тренировочного процесса;
– педагогические наблюдения во время тренировки;
– измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;
– контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;
– прогнозирование спортивных результатов.
Виды педагогического контроля:
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Оперативный контрольнаправлен преимущественно па оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. (И.В. Муравов, 1978). Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.
Текущий контрольпроводится для оценки работы различной преимущественной направленности, определения формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учета протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек (В.И. Дубровский, 1998).
Этапный контрольпроизводится для определения изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработки стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования (С.И. Матвеев, 2000). По результатам разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл. Рекомендуется проводить этапный контроль 3 раза в течение макроцикла.
Известны также и другие виды педагогического контроля:
– самоконтроль – ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;
– селективный – оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация (В.В. Иванов, 1987).