Классификация методов обучения. Классификацией методов педагогического процесса называется подразделе­ние на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию)

Классификацией методов педагогического процесса называется подразделе­ние на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.

1. В основание одной из первых классификаций положен источник передачи иформации и характер ее восприятия (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные, наглядные, практические. Они отражают как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнение и отражают так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия).

2. Следующая классификация имеет своим основанием ведущие дидактические, решаемые на том или ином этапе обучения (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). В соответствии с ними выделили методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний на практике, методы закрепления, умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация, основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В соответствии с этим авторы классификации выделили:

· Объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные методы. Основное назначение этих методов состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. При этом учитель или заменяющее его средство предъявляет информацию и организует действия ученика с объектом изучения. Учащиеся воспринимают, осознают и запоминают информацию. К данной группе методов относятся: объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств, способов деятельности и др. Данные методы тренируют память, способствуют ню знаний, но не являются эффективными для развития творческого мышления.

· Репродуктивные методы имеют главным признаком воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя. Учитель применяет (разрабатывает) у упражнений, в том числе программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Эффективность данных методов повышается, если учащимися сообщается определенный алгоритм выполнения задания.

· Методы проблемного изложения (проблемная лекция, экспериментирование. В рамках этих методов учитель ставит проблему и показывает пути ее решения, то есть демонстрирует образец научного решения проблемы. Учащиеся при этом то следят и усваивают логику, этапы решения научной проблемы, но без выработки умения применять их самостоятельно.

· Частично-поисковые, или эвристические методы состоят в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познава­тельных и практических проблемных задач. Он создает проблемные ситуации, конст­руирует задание, планирует этапы (шаги) его решения, а учащиеся выполняют их самостоятельно под общим руководством учителя.

· Исследовательские методы являются способом организации самостоятельной поис­ковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств. Учащиеся самостоятельно находят и формулируют проблему, планируют этапы и способы решения (исследования), осуще­ствляют самоконтроль результатов исследования. Учитель участвует в предъявлении проблемных задач, осуществляет общий контроль за ходом исследования.

4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю. К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

а) словесные, наглядные, практические;

б) индуктивные и дедуктивные;

в) репродуктивно и проблемно-поисковый;

г) методы самостоятельной работы под руководством преподавателя.

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

а) методы стимулирования интереса к учению;

б) методы стимулирования и мотивации обязанности и ответственности в
учении.

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной дея­тельности.

а) методы устного контроля и самоконтроля;

б) методы письменного контроля и самоконтроля;

в) методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Существуют и другие классификации методов обучения (М. И. Махмутова, В. Оконя, И. Ф. Харламова и др.).

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активныеи интенсивные методы обучения.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обу­чения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алго­ритму, мозговая атака, операции с поня­тиямии др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

Все классификации носят условный характер. Один и тот же метод, как нетрудно заметить, может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Например, метод беседы — это и словесный метод, и метод стимулирования, и метод осмысления социального опыта, и метод контроля, и проблемный метод. Все зависит от задач и содержания, которые реали­зуются при помощи данного метода.

Наши рекомендации