Образовательные технологии. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Педагогика
Направление подготовки
45.03.01 Филология
Направленность (профиль)
Отечественная филология
Присваиваемая квалификация (степень)
бакалавр
Форма обучения
заочная
Костанай, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена Шалгимбековой К.С., к.пед.н., доцентом кафедры филологии ________________
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 45.03.01 Филология
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии
Протокол № ___ от «____» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ Шалгимбекова К.С.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № ___ от «____» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Нализко Н.А.
Структура рабочей программысоответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «___» ____________ 20__ г. № ______ «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины:
особую значимость приобретает изучение педагогики, ориентирующей на усвоение такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которые позволяют будущему специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники.
1.1.2 Цели дисциплины:
Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний, необходимых для изучения педагогической, социальной, профессиональной этики и формирование у будущих бакалавров профессиональных компетенций, а также системы теоретических знаний, умений и по переводу их в практические действия в условиях целостного педагогического процесса.
1.1.3 Задачи дисциплины:
- раскрыть специфику педагогических закономерностей; сформировать навыки применения знаний в практической деятельности;
- научить студентов самостоятельно работать с научной педагогической литературой в целях совершенствования профессиональной культуры;
- вооружить студентов теорией педагогической и социальной деятельности как основой подготовки будущего специалиста;
- формировать системное видение собственной профессиональной деятельности;
-формировать профессионально-значимые личностные качества (гуманизм, толерантность, общительность, педагогический такт и т.д.), профессиональные компетенции;
- формировать у студентов готовность к самообразованию, к творческой научно-поисковой работе.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОПдисциплина Педагогика относится к вариативной части Блока Б1 Дисциплины (модули), дисциплина по выбору вуза, индекс Б1. В.2
1.2.1 Пререквизиты:обучение студентов педагогике должно базироваться на знаниях, полученных при изучении таких школьных дисциплин как анатомия, физиология, человек и общество, этика и психология семейных отношений и других смежных дисциплин.
1.2.2 Постреквизиты:знания, полученные при изучении дисциплины, помогут студентам при изучении Теории и методики воспитательной работы, Социальной педагогики, Методики преподавания русского языка и литературы и других дисциплин, где требуются знания общих основ педагогики, организации педагогического процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать:теоретические основы коллективной деятельности, толерантных отношений между людьми, имеющими различия в социальных, этнических, конфессиональных и культурных аспектах. Уметь:работать в коллективе, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:навыками работы в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. |
ОК-10 | способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности | Знать: теоретико-методологические основы педагогики. Уметь: свободно использовать терминологию по курсу «Педагогика», ориентироваться в основных дискуссионных вопросах по дисциплине, использовать полученные знания в работе с индивидуумом или коллективом. Владеть: основами решения педагогических проблем в процессе общения и различных ситуациях, простейшими приемами педагогического доминирования и применять теоретических знаний в практических целях. |
ПК-6 | умением готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик | Знать:технологию подбора и составления учебно-методических материалов для проведения внеклассных мероприятий. Уметь:составлять и подбирать учебно-методические материалы для проведения внеклассных мероприятий. Владеть: способностью самостоятельно готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик. |
ПК-7 | готовностью к распространению и популяризации филологических знаний, и воспитательной работе с обучающимися | Знать:основы методики воспитательной работы с детьми и подростками. Уметь: проводить внеклассную работу по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Владеть: способностью самостоятельно проводить внеклассные мероприятия. |
Образовательные технологии
Возможности технологии учебного сотрудничества:
• позволяет реализовать продвижение каждого студента в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
• обеспечивает высокую интенсивность обучения;
• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения студентов;
• формирует навыки социального и делового общения;
• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей студентов;
• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;
• обеспечивает эмоциональное благополучие, повышает интерес к обучению.
Интерактивные методы обучения, применяемые на занятиях по дисциплине: метод проблемного изложения, презентации,дискуссии, творческие задания по составлению и защите презентаций своей семьи (методы семейного воспитания, традиции семьи), сценариев классного часа по определенным темам.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа* обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Практикумы | |
Лабораторные работы | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
Контроль | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | Экзамен (устный опрос) |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
ЛЗ | ПЗ | СРС | ||
Педагогика в системе наук о человеке | ||||
Образование в современном обществе | ||||
Характеристика целостного педагогического процесса | ||||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | ||||
Управление образовательными системами | ||||
Всего: |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
1. | Тема: Педагогика в системе наук о человеке | 1. Определение объекта, предмета педагогики, расшифровка функций. 2. Основные категории педагогики. Система педагогических наук, отрасли педагогики. 3. Связь педагогики с другими науками. | Лекция-визуализация | ||
2. | Тема: Характеристика целостного педагогического процесса | 1. Функции, структура, закономерности, основные этапы, движущие силы ПП 2. Основные аспекты, задачи, принципы воспитания 3. Содержание воспитательного процесса. Методы, средства, формы воспитания 4. Сущность, функции, принципы процесса обучения. Категории дидактики. Виды, методы, формы обучения. 5. Нормативные документы, отражающие содержание образования. | метод проблемного изложения с использованием презентации | ||
Итого |
Темы практических занятий
№ п/п | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
1. | Тема: Образование в современном обществе | 1.Образование как многоаспектный феномен 2.Формы получения образования 3.Непрерывное образование | Собеседование с элементами дискуссии | ||
2. | Тема: Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | 1 Функции семьи, классификация семей 2 Содержание семейного воспитания 3 Нарушения процесса воспитания детей в семье 4 Защита творческой работы «Семейное воспитание» | Собеседование с элементами дискуссии | ||
3. | Управление образовательными системами | 1. Особенности управления образовательными системами 2. Структура управляющей системы школы и принципы управления 3. Функции, формы и методы педагогического управления | Собеседование с элементами дискуссии | ||
Итого |