Социальное партнерство в системе образования как основа повышения качества реализации профильного обучения

Рожнова Г.А.

Переход к рыночным отношениям, реконструкция общественного производства и перспектива развития важнейших отраслей народного хозяйства выдвигают новый социальный заказ на подготовку современных специалистов. Модернизация образования предъявляет новые требования к личности, которой необходимо определиться в современной социально-экономической ситуации, выбрать ту профессиональную деятельность, которая позволила бы максимально приблизиться к идеальному соотношению составляющих успеха в профессии - «хочу - могу - надо», то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, ее возможностям и общеобразовательной подготовке.

Важным звеном в процессе модернизации профессионального образования и учебно-воспитательной деятельности учебного заведения следует считать становление системы социального партнерства, основанной на новых партнерских взаимоотношениях: покупатель (работодатель) - продавец (учебное заведение).

Преобразования в жизни нашего общества, во всех сферах - политической, экономической, социальной - тесным образом связаны с совершенствованием учебно-воспитательного процесса школы, так как именно в условиях школы, начинается подготовка человека к выбору профессии и профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы это происходило в условиях непрерывного образования, так как давно доказано, что система непрерывного образования нацелена на целостное развитие человека, на создание условий и возможностей профессиональной и социальной адаптации личности в динамичном обществе. В связи с этим становится актуальной проблема взаимодействия высших учебных заведений со школами, на базе которых могут быть созданы условия для повышения качества и результативности учебно-воспитательного процесса. Школы и вузы осознают необходимость такого взаимодействия, и в последнее время появилось множество двухзвенных и трехзвенных структур типа “школа-вуз”, “школа-колледж-вуз”, занимающихся как подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, так и вопросами совершенствования и повышения качества образования.

Главная, основополагающая тенденция сводится к радикальной переориентации учащихся и их родителей касательно целей образования. Если четверть века назад на поступление в вуз ориентировалось около 60% старшеклассников и большинство среди них пыталось практически реализовать такую ориентацию, то сегодня такую попытку делает уже каждый девятый из выпускников школы, т.е. явное большинство.

Это показывает, что престиж вузовского диплома в качестве своего рода «приданого» все же сравнительно высок, и такое положение вряд ли изменится в обозримом будущем.

Соизмеряя свои шаги с государственной стратегией развития образования России, МОУ «СОШ №16» г. Губкина реализует свой образовательный проект, руководствуясь главным – помочь молодым людям стать профессионально успешными, экономически самостоятельными и конкурентно способными на рынке труда. Школа совместно с учреждениями средней и высшей профессиональной подготовки должна воспитать таких специалистов, которым наперебой предлагают работу работодатели. А для того, чтобы это стало реальностью, важно со школьной скамьи взять верный профессиональный курс.

Созданию вариативной системы образования, возникновению классов профильного обучения, появлению инновационных преобразований образовательного учреждения во многом способствовало привлечение для работы в школе специалистов более высокого уровня - преподавателей вузов. Профильные классы, в основном, сориентированы на сотрудничество с конкретными ВУЗами политехнической направленности.

Педагогический коллектив школы убежден, что эффективная подготовка специалистов возможна через систему социального партнерства «школа – ВУЗ», посредством внедрения непрерывного образования, осуществлением предпрофильного и профильного обучения школьников. В целях развития системного социального партнерства в сфере образования и производства, обеспечивающего повышение эффективности и качества образовательного процесса, подготовку кадров всех уровней в соответствии с потребностями федерального и регионального рынков труда. На базе МОУ «СОШ №16» реализуется профильное обучение. с целью, эффективной организации нового содержания образования заключены договоры о социальном партнёрстве по подготовке специалистов с учреждениями высшего профессионального звена: ХАИ (г. Харьков), МГОУ, БГТУ (г. Губкин.), СТИ МИСиС (г.Ст. Оскол). Это дало возможность создать ассоциацию образовательных учреждений. Основные направления деятельности Ассоциации учебных заведений:

-прогнозирование и определение потребностей различных отраслей в высококвалифицированных кадрах, а также по открытию новых специальностей; повышение эффективности и качества подготовки кадров для отраслей производств;

-развитие системного социального партнерства;

-формирование перечня рабочих профессий, востребованных на рынке труда, в том числе требующих наличия среднего и высшего профессионального образования;

-создание совместно с работодателями современной материально-технической базы для качественной подготовки специалистов и рабочих кадров по отраслям;

-долговременная профориентационная работа с молодежью и работодателями;

-стимулирование привлечения и закрепления молодых специалистов в строительном, энергетическоми жилищно-коммунальном комплексах;

-обеспечение прохождения практик студентов и содействие в трудоустройстве выпускников;

-осуществление поиска новых форм сотрудничества с общеобразовательными школами, образовательными учреждениями начального и высшего профессионального образования;

-непрерывность образовательного процесса (школа-НПО-СПО, либо ШКОЛА-СПО-ВПО). Всему этому способствует профильное образование на старшей ступени обучения и предпрофильная подготовка в среднем звене.

Предпрофильная подготовка является первоначальным этапом профессионального самоопределения, осознания необходимости выбора сферы профессиональной деятельности выпускниками основной школы общеобразовательных учреждений. Преемственность в предпрофильной подготовке и профильном обучении как поступательное движение образовательного процесса во всех звеньях системы непрерывного образования обеспечивает неразрывную связь между отдельными этапами и ступенями обучения, способствует расширению и углублению знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения, позволяет выявлять готовность учащихся к переходу на новые ступени образования и самообразования. Реализация преемственности в предпрофильной подготовке и профильном обучении уже в общеобразовательной школе актуальна тем, что отражает имеющиеся потенциальные возможности непрерывного технологического образования. Обозначим их:

- общество и государство заинтересованы в практических результатах работы школы, готовящей учащихся к выбору жизненных профессиональных ориентиров соответственно осуществляющей начальную профессиональную подготовку;

- в высшей школе существует определенное мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для поступления в вузы;

- содержание образовательных, а также жизненных установок большинства старшеклассников соответствует профилизации обучения в старших классах.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидной потребность в осуществлении преемственности технологического профильного обучения школьников, выявления и обоснования, необходимых для этого процесса педагогических условий.

В связи с этим особую важность приобретает деятельность школы по реализации предпрофильного и профильного обучения, ориентированного на максимальное раскрытие в школьниках природных задатков, интересов, увлечений, способствующих их профессиональному самоопределению.

Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение профессионального образования после школы.

Важное значение в обеспечении преемственности в профильном обучении имеет заключение двухсторонних договоров по целевому приему и целевой (договорной) подготовке специалистов между учебными заведениями, работодателями и потребителями услуг, а также работа с работодателями по определению потребности в кадрах всех уровней, выявлению особенностей подготовки и требований к специалисту.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет по­лучить информацию о возможных путях продолжения образования, наиболее востребованных профессиях на рынке труда, в отношении территориально доступных ему образо­вательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное реше­ние. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-м классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носили массового характера), то теперь, по окончанию основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу.

Для осуществления «позиционирования» в 9 классе необходимо не просто дать попробовать учащемуся свои силы в той или иной предметной области. В конечном счете, важно не то, в каком предмете он успешнее или не успешнее. Необходимо выявить его прикладную направленность, т.е. необходимо дать возможность именно в 9-м классе попробовать практику предметных областей, чему должны способствовать элективные курсы, в том числе направленные на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека.

Сотрудничает школа в области профессиональной ориентации политехнической направленности с ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», на базе которого в течение 2 лет обучающиеся школы посещают предмет «Основы электрорадиотехники» и элективные курсы «Основы горного дела», «Промышленное и гражданское строительство». Программы данных элективных курсов разработаны преподавателями ВУЗов. Помимо элективных курсов, в рамках профильного обучения, где ребята знакомятся с радиотехникой, основами горного дела, промышленного и гражданского строительства, у них есть возможность узнать специфику обучения в техническом ВУЗе, участвовать в работе студенческих научно-практических конференций, побывать на экскурсии на базовом предприятии – ЛГОКе и получить самую широкую информацию о перспективах трудоустройства по востребованным профессиям. С 2008-2009 учебного обучающиеся 10-11 классов, в том числе профильного информационно-технологического посещают на базе ГФ БГТУ им. Шухова элективные курсы «Делопроизводство» и «Компьютерная графика». Со Старооскольским технологическим институтом (СТИ МИСиС) школа сотрудничает с 2008 года. В рамках сотрудничества предполагается участие в предметных олимпиадах, проводимых на базе института, успешные результаты которых дают приоритет поступления в ВУЗ.

В условиях взаимодействия лицея и вуза методическая работа представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и мастерства каждого учителя школы и преподавателя вуза в условиях их тесного сотрудничества и взаимодействия. Учтена необходимость приближения труда каждого преподавателя к труду ученого-исследователя, использующего наблюдение, анализ, моделирование и другие методы исследования.

В рамках ассоциации ведётся совместная работа по развитию кадрового ресурса: совместная деятельность с учителями школ по разработке учебных планов, программ, нового содержания предметных дисциплин, спецкурсов, модулей позволила создать систему профильного обучения; заместителями по НМР, преподавателями ВУЗов председателями СНО ведутся индивидуальные консультации руководителей и слушателей секций НОУ; проводятся семинары: «Роль интерактивной доски в повышении качества преподавания предметов», «Программные продукты в преподавании отдельных предметов»; обучающиеся старших классов участвуют в конкурсах-выставках на базе БГТУ «Оригинальная идея», конкурсах профессионального мастерства на базе филиала СГА, днях открытых дверей на кафедре строительного производства МГОУ; участвуют конференциях педагоги и старшеклассники. Используемые в учебном процессе материальная база и кадровый потенциал ВУЗов помогают созданию условий, приближенных к условиям обучения в высшем учебном заведении, что способствует формированию профессиональных интересов и облегчает адаптацию выпускников в учебном процессе вуза при продолжении обучения.

В перспективе развитие социального партнёрства, т.е. интеграция общего и профессионального образования должна осуществляется через создание не только профильных классов, но и специализированных классов на основе трехсторонних договоров «школа – предприятие – ССУЗ, ТЛ, ВУЗ», классов довузовской подготовки.

Таким образом, взаимодействие школы и ВУЗов в предвузовский период располагает возможностью организовать усвоение знаний школьников на более высоком уровне, то есть даёт возможность построения качественного и результативного профессионально ориентированного учебно-воспитательного процесса. Такое взаимодействие позволяет помочь овладеть навыками самообразования, приблизить формы вузовской и школьной подготовки, познакомить с особенностями коммуникативного общения в вузе, что оказывает влияние на способность будущих студентов к успешной адаптации в ВУЗе. Положительная динамика профессиональных интересов учащихся школы вызывает рост ответственного отношения к учению и, как следствие, - рост успеваемости по профилирующим предметам, которые являются основой для выбора профессии.

Именно сотрудничество школы и вуза плодотворно и взаимовыгодно: повышается престиж школы, вуз, в свою очередь, получает качественно подготовленных студентов, общество – владеющих необходимыми знаниями и умениями специалистов, востребованных на рынке труда.

Наши рекомендации