Трудовое, экономическое воспитание, профориентационная работа
В новом учебном году необходимо содействовать повышению эффективности трудового воспитания подростков, внедрению новых подходов к его организации.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего детства почувствовал творческую радость и силу труда, его необходимость, почетность, смысл. Он должен внутренне испытать, что труд - источник здоровья и благополучия. С раннего детства формировать у ребенка потребность в созидательном, творческом труде – важная педагогическая задача.
Сегодня необходимо формировать экономическую культуру будущего гражданина, которая будет способствовать осуществлению эффективной экономической деятельности. Молодой человек должен уметь делать правильный выбор, быть конкурентоспособной личностью, владеть социально-экономическими знаниями и умениями, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность.
Содержание экономического воспитания реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, старт-ап центров и т.д. Стимулирующую роль в реализации содержания экономического воспитания играют соревновательные мероприятия, конференции, фестивали, ярмарки, аукционы, олимпиады, тренинги, выставки, конкурсы, круглые столы, экскурсии, деловые игры, КТД и др. Важнейшими ресурсамиреализации данного направления воспитания являются учебные программы факультативных занятий, программы объединений по интересам, пособия. Поможет организации работы в этом направлении пособие: Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И.А. Мельничук; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 168 с.
В новом учебном году следует уделить особое внимание формированию финансовой грамотности обучающихся. Участие школьников в проектной и исследовательской работе способствует формированию базовых экономических и финансовых компетенций, повышению конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Один из важнейших аспектов воспитательной работы − организация временной трудовой занятости обучающихся в свободное от учебы время. Национальным институтом образования подготовлены и размещены на сайте Министерства образования рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Необходимо как можно шире внедрять новые формы организации профориентационной работы. В учреждениях образования с подростками и старшеклассниками необходимо проводить психологические занятия, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.
Следует использовать комплекс мероприятий по профпросвещению (информирование, пропаганда, агитация): рекламные проспекты, информационные бюллетени, листовки, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности профессионального становления, приоритеты учреждений профессионально-технического образования, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда. Информацию целесообразно размещать как на информационных стендах, так и на официальных сайтах учреждения общего среднего образования.
Необходимо использовать опыт учреждений дополнительного образования детей и молодежи в совместных со школой интегрированных воспитательных, досуговых программах в соответствии с интересами и возможностями учащихся, потребностями государства в подготовке кадров. С этой целью необходимо шире внедрять современные интерактивные формы работы: хобби-центры, профильные и многопрофильные клубы, школьные бизнес-компании, дискуссии по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников с привлечением представителей различных профессий, конкурсы творческих проектов, дни открытых дверей в организациях и на предприятиях, трудовые акции, научные общества учащихся и др. Необходимо активно использовать возможности информационных технологий и интернет-ресурсов.
В целях совершенствования системы профессиональной ориентации среди молодежи, повышения имиджа рабочих профессий Республиканским центром инновационного и технического творчества проводятся республиканская выставка-ярмарка «Город мастеров», смотр технического и декоративно-прикладного творчества учащейся молодежи, тематические и персональные выставки творческих работ молодежи. Особой популярностью среди обучающихся учреждений профессионального образования пользуется конкурс WorldSkills – соревнования по профессиональному мастерству для молодых людей, своеобразные олимпийские игры для начинающих рабочих и специалистов, проводимые каждые два года в международном формате на протяжении уже более 60 лет. В настоящее время насчитывается 72 страны-участницы движения WorldSkills. В январе 2014 года к движению WorldSkills присоединилась и Республика Беларусь. При проведении профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования и в целях повышения имиджа рабочих профессий следует знакомить школьников с возможностями данного конкурса.
В новом учебном году важно организовать работу социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по постоянному сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся.
Одна из особенностей профильного обучения, которое вводится с 1 сентября 2015 года, – это его профессионально ориентированная направленность. Во время факультативных занятий (в том числе и межшкольных) организуется проведение профессионально ориентированных курсов (например, "Введение в профессию", "Профессия – педагог") для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.
Целью специалистов СППС в работе с учащимися 5-9 классов является: формирование и развитие у учащихся интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды деятельности, осознания собственных интересов, склонностей и способностей, а также информирования о мире профессий; с обучающихся в 10-11 классах: уточнение социально-профессионального выбора и развитие профессионально важных качеств в условиях избранного профиля обучения.