Нужен ли для обучения учитель?

Если ты умеешь летать, никому не говори
— от учителей потом не отобьёшься!

Не подумайте плохого: у меня семь лет интересного, творческого и весьма успешного педстажа. О нём я уже упоминал в «Мечтая…». То есть, учителей я понимаю очень хорошо — сам такой.

Но, могу ответственно заявить: если бы тогда, в центре Дианетики, всё то же самое мне преподавал самый классный учитель, результат был бы абсолютно другим.

Я бы, несомненно, узнал много нового, заинтересовался. Но не понял бы и половины, не наработал навыки — и не смог бы применить и десятой части изученного. И не решил бы своих «неразрешимых» проблем.

Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога. С энтузиазмом взялся за курсы. Постоянно хотелось обсудить, высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими за обучение. Они назывались «супервайзеры» (наблюдатели).

Нашим наблюдателем была Лена — хрупкая девочка, моложе меня на десять лет. И она просто издевалась! Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или упражнение.

Никаких разговоров. Максимум — «пересмотрите то, проясните там-то». А если сдал — сдал такое трудное упражнение! — ставит подпись, разворачивается и уходит. Молча! Кошмар!!!

Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка «творческого общения», на перемене она отвела меня в сторону:

«Николай, вы — очень способный студент, вы всё делаете успешно — я это вижу. Но, какова цель вашей учёбы? За что вы платили свои деньги: за то, чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы сумели избавиться от своих проблем?»

Моя челюсть медленно опустилась. Потом, также медленно встала на место. Впервые в жизни, юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и что значит — обучаться!

Это значит, создавать свою способность. Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха «творческого педагога» слетела. Осталось осознание того, зачем я здесь. Дальше я вкалывал без помех.

Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему, наблюдатель уже занят решением ваших проблем. Вы этого не знаете — но он знает.

Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы, диспуты, викторины — это прекрасно. Может быть, нужны чисто приобщательные школы. Но, сейчас мы — про обучение.

А оно выглядело так. Ты получаешь материалы учебного курса — буклет с текстами и рисунками. Тексты написаны просто, насыщены примерами; главы — короткие, ёмкие; рисунки изображают разные процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические слова прояснены в сносках.

В конце буклета — «контрольный лист»: список заданий и упражнений. Этот лист — главная гарантия результата.

Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль. Грамотный учитель скажет — достигаешь понимания. И ошибётся: до понимания ещё далеко!

Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до десятка разных заданий. Они подобраны и расположены так, что их проработка приводит к гарантированному учебному результату по данной главе.

1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и понятиям. Это — тоже навык, о нём — позже.

2. Потом, перевести главные понятия и процессы в массу (образ): нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора простых предметов. Это называется «демо» — демонстрация.

На столиках — коробки с разным канцелярским хламом. Оказывается, нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё! И если это удалось — ты понял. Если же нет — спорь до драки, но понимание не достигнуто. Слава Богу, пока это не удалось, наблюдатель не пустит дальше!

Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь. И не поймёте, пока не сделаете это. На досуге попробуйте продемонстрировать: тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки, школьный экзамен и реальный экзамен, влюблённые ссорятся.

Не поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато, увидите, что такое — понимание!

3. Потом, нужно связать понимание с реальностью: привести (письменно) несколько примеров изученного из жизни.

4. Теперь надо ввести в эту реальность себя — представить, решить и описать, каким образом ты применишь это для решения своей проблемы, для достижения успеха.

5. Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью тренировки до полного умения.

Налицо стандартный цикл: понять текст — перевести в массу — в реальность — в свою жизнь. Натренировать навык. Учебный продукт, результат цикла — способность применять.

Не доделать, упустить хоть одно задание в контрольном листе — значит, не получить способность. Проверено.

Не получена способность — значит, вы занимались чем угодно, но не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист: гарантировать всё необходимое для получения способности.

«Но ведь, все — разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А кто-то уже знает половину курса! Как можно всех — под одну гребёнку!?»

Это, коллеги, обычная учительская каша в голове. Да, все — разные. Но механизм понимания — одинаков.

«Лучше воспринимает на слух» — скорее всего, просто не хочет учиться: способности на слух не создаются.

«Уже знает» — нет проблем, быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе. Но сейчас мы — о наблюдателе.

Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создавать способность применять? Любой обученный наблюдатель — может.

Задача наблюдателя — добиться конечного результата по каждому упражнению курса.

Он точно знает, что малейшая его поблажка — предательство.

Он знает конечные результаты упражнений.

Он может определить малейшую недопонятость, недоделку.

Он точно знает, где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его искать. И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не убедится в завершении упражнения.

Наблюдатель ничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает.

Он точно знает: дать готовый ответ — значит, обесценить работу студента, отменить обучение.

Понимание и способность нельзя дать извне — их можно только наработать самому.

Наблюдатель имеет карту. И он следит, чтобы человек сам шёл по карте — и учился её читать.

Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!): ты начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь учебный цикл, и можешь эффективно обучаться сам чему угодно. Нехилый побочный продукт, верно?

Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?

1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс, с учётом постепенности и полноты всех навыков. Его продукт — курс, гарантирующий способность, если он пройден по контрольному листу.

2. Хорошо обученный наблюдатель курса. Его работа — добиться от вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа. То есть, наработки нужной вам способности.

3. Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.

Всё это выглядит механистично и безжизненно. Но это работает. И всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе близок, мы учимся именно таким способом — сами тренируем себя до результата.

Вот. А что же такое — мы, учителя, самая почётная профессия? Чем мы заняты на уроках? Что побуждает нас работать с детьми? Ну, давайте совсем честно.

Во-первых, нам нравится чувство собственной значимости. Привычка быть в центре внимания. Это проще среди детей. Не верите? Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые умнее вас.

Учитель — это статус. Для очень многих это — всерьёз. Учитель «обязан быть умнее». Это быстро трансформируется в «ученик обязан быть глупее». И тогда умным затыкают рты, а послушных ставят в пример. Какая уж тут учёба!

Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного — потребность в отклике и благодарности. У редких предметников-профи — удовлетворение: хоть кому-то реально помог. Вероятно, ради этого некоторые готовы работать задаром.

Это всё — во-первых. Значит, во-вторых — зарплата и большой отпуск. А в третьих — привычный уклад жизни, коллектив и прочее.

Наблюдателю всё равно, с кем работать — хоть с академиками. Он — не заложник системы. У него нет статуса, он не обязан быть умнее — но он точно знает, что делает.

Он умело воплощает в жизнь стандартную технологию. Поработав с ним пару дней, академики могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности, они могут обнаружить, что их способность обучаться была близка к нулю, но очень быстро развивается.

Наблюдатель добивается конкретных способностей — и он их гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет жизнь людей к лучшему.

Учитель и наблюдатель. «Почувствуйте разницу!..»

Наши рекомендации