Учитель и его назначение в обществе, его социальная роль и социальные функции. Учитель в меняющемся мире

Учитель – это ключевая фигура всего учебно-воспитательного процесса. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную, нравственную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на всестороннее развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Социальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного ремесленника до государственного служащего.

Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Назовем основные из них.

1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества, в ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, мы здесь отмечаем не одну, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому — неприемлемые.

Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И все же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога— формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Таковы, на наш взгляд, основные социальные функции педагога. Подчеркнем, что в действительности они проявляются не отдельно одна от другой, а в общем ансамбле и комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни. Социальные функции педагога конкретизируются в профессиональных. Коротко охарактеризуем их.

Специфика педагогич-ой деятельности:

ü огромная ответственность, важность профессии;

ü развитие личности (цели определяет общество);

ü объект труда – ребёнок;

ü задача – управлять развитием ребёнка, направлять его перспективу;

ü учитель является примером для детей, идеалы педагога влияют на становление ребёнка как личности;

ü творческий характер;

ü коллективный характер.

В наш, бурно меняющийся век, профессия учителя претерпела изменения. Сейчас мало хорошо просто владеть своим предметом. Сегодня необходимыми качествами современного учителя являются обладание профессиональными педагогическими умениями и навыками, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, активность и творчество во всех начинаниях. Он должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего – мире, в котором ему предстоит жить и работать. Прежде всего потому, что это эффективный способ свободного доступа к самой разнообразной информации; возможность работы с разными источниками информации в интерактивном режиме; возможность самой широкой реализации самостоятельного видения разнообразных проблем на основе их всестороннего исследования и анализа, в совместной деятельности с партнерами из других регионов, стран мира; возможность приобретения новых знаний в самых разных областях; возможность получения образования «на расстоянии», повышение квалификации по любому профилю знаний, практически в любом учебном и научном центре мира и еще много других возможностей. Но каждому учителю надо помнить, что компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения. Компьютер не сможет заменить учителя, поскольку многие вещи могут быть переданы только человеком.

Наши рекомендации