Посредственный учитель рассказывает. Замечательный учитель показывает. Гениальный учитель вдохновляет

Уильям Уорд

Использование приемов ТРИЗ на уроке истории по Тема «Единовластие Цезаря»

В настоящее время в образовательной политике приоритеты отдаются инновационным педагогическим технологиям, учёные и практики придумывают, изобретают новые формы работы. ТРИЗ относится к четвёртому, самому новому поколению, где инновации педагогов направлены на развитие креативного мышления и креативной деятельности обучаемых.

Современный урок по теме «Единовластие Цезаря»

1.Для развития мотивации ученикам показываю портреты несколько известных личностей (А. С. Пушкина, Помпея, Цезаря) и ставят перед учениками вопрос: что вы могли бы сказать об этих людях?

На данном этапе возникает ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет опыта для выработки суждений и умозаключений. На этом этапе можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Для раскрытия темы урока можно предложить детям кроссворд, головоломку или воспользоваться приемом «Кластер» и ответить на следующие вопросы: - Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? - Кто из этих двух полководцев был близок народу? Тогда дети определяют, что речь пойдет о «Единовластии Гая Юлия Цезаря». И начинается работа по приему «Кластер». «Кластер» – выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова «Кластер» может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о хозяйственных занятиях, о социальном развитии, культуре, например: «Олимпийские игры в древности», «Рабство в Древнем Риме», «Восстание Спартака», «Единовластие Цезаря». Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спорные моменты. Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т. к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки. Таким образом, осуществляется стадия вызова.

На стадии осмысления предлагается работа по тексту. Во всех приёмах в качестве источника информации может быть текст, а для работы с текстом есть отдельные приёмы ТРИЗ. Чаще всего использую приём «Инсерт» – чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки:

«v» – уже знал, подтвердилось;

«+» – новое; «-» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

В самом начале использования приёма лучше применять меньше значков. По мере освоения приёма количество значков можно увеличить. Он способствует развитию навыков работы с информацией, умению вдумчиво читать, быть активным. С целью уточнения определённых фактов ученикам предлагается игра «Да-нетки». Это самый распространённый приём, применяющийся с первых уроков. Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации, позволяет сужать поле поиска, развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации.

Вопросы по приёму: «Да-нетки»: - Является ли Юлий Цезарь полководцем? Да. - Произошел ли захват «единоличной» власти в 70 г. до н. э.? Нет. - Захват единовластия произошёл в Испании? Нет. - Красс и Помпей заключили тройственный союз с Цезарем? Да. - Соперником Цезаря в борьбе за власть был Тиберий Кракх? Нет. - В 1 веке до н.э. римская армия в основном состояла из неимущих граждан? Да.

В результате такой работы происходит сужение поля поиска и постепенно обучающиеся самостоятельно «раскрывают» секрет. Этот прием формирует следующие универсальные учебные действия:

- умение связывать разрозненные факты в единую картину;

- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

- умение слушать и слышать друг друга.

Иногда на стадии осмысления применяю игровой приём: «Как вы думаете?». Игра осуществляется в следующем порядке:

1. в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – «никогда», «иногда», «всегда» или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2. учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3. учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются. Например: - Заботился ли Цезарь о благе государства? Всегда. - В состав Народного собрания входили ли бедняки? Всегда. - Обладал ли Сенат огромной властью? Всегда. - Опорой Цезаря были легионы? Всегда.

На стадии рефлексии использую форму ТРИЗ «Синквейн». Этот приём интересен и полезен обучающимся в качестве систематизации сложной информации. Дети в процессе составления «Синквейна» – излагают идеи, чувства и выражают эмоции в нерифмованной стихотворной форме.

Во-первых задается тема «Синквейна» – «Единовластие Цезаря».

Во-вторых, объясняются правила написания «Синквейна» и в качестве примера приводятся несколько «Синквейнов».

Первая строчка – одно существительное в именительном падеже. Например: Цезарь. Вторая строка – описывает данное явление, предмет или личность через прилагательные (их должно быть два), Например: Хитрый, умный. Третья строка – три глагола, которые рассказывают о содержании учебного материала. Эти слова должны сочетаться с предыдущей строкой и между собой. Например: Покоряет, завоёвывает, правит. Четвёртая строчка является законченной фразой, выражающей отношение автора к изученному материалу. Поскольку здесь выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак. Фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи. Например: Стал могущественным диктатором Рима!

В пятой строке подводится итог изучаемой темы. Выражается это в виде одного слова или словосочетания из двух слов, должно быть существительное в именительном падеже. Например: Великий диктатор. Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.

Предлагаемый прием ТРИЗА «Корзина идей». Ребята фиксируют свои вопросы в тетрадях и при этом, работая в группах, составляют вопросы, направленные на закрепляющий обучающий маршрут школьника. Для дальнейшей работы обмениваются корзинами. В процессе обмена мнениями по поводу изученного одного и того же материала обучающиеся могут дать различные оценки и мнения, отличающиеся друг от друга по содержание текста. Например: Вопрос с «Корзины идей». - Как Цезарь завоевал Галлию и какое звание даровал ему сенат? (Правитель, обладающий неограниченной властью.) - Захват Цезарем власти произошел в каком году до н. э.? (В 49 году до н. э.) - Сенат боялся Цезаря? (Да, его поддерживала беднота) - Какое звание Сенат даровал Цезарю? (Диктатора – правителя, обладающего неограниченной властью)

Таким образом, ТРИЗ-технология содержательно и методологически соответствует требованиям ФГОС второго поколения, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности [3]. Действительно, ТРИЗ – инновационная технология, которая дарит вдохновение ученикам на новые открытия, наводит на творческие мысли, заставляет творить, сочинять, изобретать.

Дети учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. Активно раскрываются творческие способности детей. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Все выше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.

Заключение

Креативное мышление учащихся в учебном процессе Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин « креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях.

В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания: - дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта, - ищут стимулы и находят для себя проблемы, - обладают широким восприятием, богатым воображением, - легко и гибко меняют идеи, способы мышления, - испытывают интерес и увлечены своими действиями. Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта. . Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:

· создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;

· принятие и поощрение оригинальных идей;

· использование материала, вызывающего интерес к учебе;

· одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;

· обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;

· приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;

· увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;

· создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;

· обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.

На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.

1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.

2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.

3. Проявляйте сами и цените юмор.

4. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.

5. Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.

6. Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения.

7. Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет». 8. Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.

9. Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения.

Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать: - открытость всей системы, гибкость организации, - общее творческое отношение учителей и администраторов, - планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей. Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности.

В данной работе проведен анализ эволюции понятий творчество и творческое мышление, в первой главе раскрыты психолого-педагогические условия и методология формирования творческого мышления школьников в процессе обучения истории, рассмотрены методы и приемы развития творческого мышления на уроке истории. Во второй главе рассмотрели примеры практических заданий для развития творческого мышления школьников на уроке истории.

.

Из выше сказанного можно сделать вывод , что все описанные условия и методы развития творческого мышления школьника возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т. к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те творческие и креативные люди, которые выпускаются из школ, будут определять вектор развития нашей страны в будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.

Наши рекомендации