Средства и методы реализации программы
Направления усилий и мероприятия программы дифференцируются по типам:
• регионов: (продвинутые; имеющие зоны роста;
имеющие точки роста; депрессивные);
• поселений (мегаполис, крупный город, средний
город, малый город, село);
• институтов (библиотеки, система образования,
книжная индустрия, индустрия производства и распрост
ранения иных видов контента различными средствами
(газеты, журналы, документы и т.п.), системы: популяри
зации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры
чтения, научно-методического решения проблем чтения);
• читательских групп (знатоки, любители, проявля
ющие интерес, читающие от случая к случаю, не читаю
щие; дети и юношество, иммигранты, интеллектуаль
ная элита и др.);
• контента (образовательный, просветительский,
развлекательный);
• средств распространения информации (книги, га
зеты, журналы, документы на бумажных и электронных
носителях).
Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:
Универсальные:
• диагностика состояния инфраструктуры чтения,
под которой понимается: совокупность существующих
институциональных структур и предлагаемых ими сер
висов; наличная информация, которой могут распола
гать читатели (предложение); группы читателей и их
дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуще
ствляется как соотнесение спроса и предложения и вы
явление причин расхождения между ними;
• пилотные проекты (социальный эксперимент),
предполагающие целенаправленные контролируемые
изменения работы соответствующих институтов, отоб
ранных так, чтобы наиболее полно представлять каж
дое из ранее выделенных дифференциальных направ
лений;
• мониторинг результатов эксперимента и последу
ющей расширенной реализации программы;
• оценка социальной и экономической эффектив
ности реализации программы;
• укрепление институтов инфраструктуры чтения и
обеспечение их соответствия современной социаль
ной необходимости в российском обществе.
Специальные:
1. В отношении читателей:
• изучение читательских интересов, запросов и
уровня читательской компетентности различных социо
культурных групп и слоев;
• типичные виды работы с адресными группами чи
тателей на базе образовательных учреждений, библио-
11
тек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.
2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:
• разработка рекомендаций по кругу чтения для
разных социокультурных групп читателей;
• изменение учебных программ и развитие новых
методик обучения в школах и вузах с акцентом на акти
визацию чтения, на повышение уровня читательской
компетентности и информационной компетентности
личности;
• разработка специальных проектов и программ
для образовательных и просветительских учреждений,
ориентированных на повышение уровня читательской
активности (школ, колледжей, библиотек, литератур
ных музеев и т.д.);
• выявление успешных образцов работы с читате
лями в библиотеках и других типах просветительских
учреждений и возможностей их распространения;
• организация государственных заказов на издание
специальной, художественной, популярной лите
ратуры;
• создание, поддержка и продвижение массовых
периодических изданий (типа «круг чтения», «литера
турные новинки» и т.п.);
• создание на радио, телевидении и в печатных
СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных
проблемам чтения;
• использование возможностей Интернета для по
пуляризации чтения.
3. В отношении разработки и корректировки нацио
нальной Программы:
• конкурсы на наиболее продуктивные идеи по ак
тивизации чтения;
• конкурсы на самые эффективные образцы реали
зации национальной Программы;
• мониторинг, выявление и распространение эта
лонных образцов решения программных задач по каж
дому из выделенных направлений;
• поощрение лучших исполнителей программ.
4. В отношении тех, кто должен нести ответствен
ность за активизацию чтения:
• переподготовка и совершенствование системы
повышения квалификации воспитателей детских уч
реждений, преподавателей общеобразовательных
школ, работников библиотек;
• подготовка и повышение квалификации препо
давателей гуманитарных дисциплин не только в гу
манитарных и социальных, но и в технических и есте
ственно-научных вузах и на соответствующих фа
культетах;
• организация специальных образовательных и
просветительских курсов для родителей;
• работа с региональными и муниципальными ад
министрациями, в первую очередь с органами образо
вания и культуры, направленная на расширение и по-
вышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.
5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:
• повышение престижа чтения с использованием
СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама);
• наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наг
лядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, лис
товки, закладки, посвященные чтению и книгам);
• широкая презентация в СМИ и Интернете книг и
литературных событий;
• создание механизмов оперативного реагирова
ния на изменение ситуации в области чтения;
• проведение специальных мероприятий (фестива
ли книги и чтения, литературные праздники и т. д.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ (НА 2020 г.)
• Повышение культурной компетентности населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.
Повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами:
• Рост читательской активности (охвата и интенсив
ности) населения до уровня, соответствующего успеш
ной адаптации в сложном, динамичном обществе пере
ходного типа (доля читающего населения, доля актив
но читающего населения).
• Увеличение доли населения, вовлеченного в сис
тему повышения читательской компетентности и удов
летворенного результатами обучения.
• Увеличение доли населения, вовлеченного в эф
фективные мероприятия популяризации чтения.
• Увеличение доли населения, а также институцио
нальных потребителей контента, удовлетворенных ка
чеством и разнообразием используемого контента.
• Увеличение доли населения, а также институцио
нальных потребителей контента, удовлетворенных его
доступностью.
Конкретные контрольные показатели к каждой цели (там, где необходимо), а также целевые ориентиры будут разработаны в ходе реализации 1 -го этапа Программы.
Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе предполагает создание мощных институтов инфраструктуры чтения и адекватной системы управления ими, включая систему мониторинга, а также эффективного информационного обмена в социокультурном пространстве чтения.
Все это позволит существенно повысить качество человеческого капитала и тем самым способствовать более успешному решению Россией ее стратегических задач.
РАЗДЕЛ 3