VI.Закрепление изученного материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Ивановна.

II.Актуализация знаний.

-Сегодня урок мы начнем с орфографической минутки. Я буду загадывать вам загадки а вы их отгадывать. Внимательно слушайте, отгадки будем записывать в тетрадь, через запятую.

По небу оравою

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда,

Из мешков течет вода. (туча)

-Итак, первое слово туча. Записываем с большой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –ча, -ща, пишем букву а.

К розе не пускают,

От всех ее защищают. (шипы)

-Второе слово шипы. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –жи, -ши, пишем букву и.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (щука)

-Следующее слово щука. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –чу, -щу, пишем букву у.

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями-

Листьями деревьев. (жираф)

-Следующее слово жираф. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –жи, -щи, пишем букву и.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (чайник)

-Следующее словочайник. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а).

-Какими правилами пользовались для писания этих слов?

Правило –ча, -ща, пишем букву а.

На минуту прилетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки. (чучело)

-Последнее слово чучело. Записываем с маленькой буквы, ставим точку и подчеркиваем орфограммы.

-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –чу, -щу, пишем букву и.

-Молодцы, ребята. Все эти правила просты, но они очень важны. Именно эти правила позволяют нам писать грамотно.

III.Самоопределение к деятельности.

-Запишите предложение: «Щука дремлет».

-Объясните слово дремлет. (дремать – быть в полусонном состоянии, некрепко спать)

-Ребята, а кто-нибудь из вас знает эту рыбу?

Щука – хищная рыба. Она водится в водоемах. Питается она мелкими рыбками и морскими жителями. Эта рыба спускается на дно водоема, застывает на оном месте и пребывает в полусонном состоянии, т.е. дремлет.

-Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.( щука-подлежащее, подчеркиваем одной чертой; дремлет - сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

-Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)

-Чем отличаются эти два предложения? (одно состоит только из основы , а другое – из основы и второстепенных членов предложения)

IV.Работа по теме урока.

-Откройте учебник на с.35, прочитайте тему урока.

-Как мы ответим на данный вопрос? (распространенные предложения состоят из главных и второстепенных членов.)

-А не распространенные предложения это какие? (эти предложения состоят только из главных членов)

-Найдите упр.39 (с.35). Прочитайте текст. Озаглавьте его.

-О чем говориться в тексте? (об утре)

-Как мы его озаглавим?(Утро.)

-На какие две группы можно разделить все предложения? (распространенные и нераспространенные)

-Какие предложения мы отнесли к распространенным? И почему?(состоящие только из главных членов – подлежащего и сказуемого)

-Запишите предложения, только из основы. (дети самостоятельно записывают в тетрадь нераспространенные предложения: наступает утро, блеснуло солнце. Запели птицы)

-Проверим, какие предложения вы записали в тетрадь? (нераспространенные)

-А почему эти предложения являются нераспространенными? (состоят только из главных членов – подлежащего и сказуемого)

-А как называются предложения, которые мы не записали? (распространенные)

-А как вы догадались? (кроме главных членов предложения, в них есть второстепенные члены)

-Найдите правило на с. 35. Вслух его прочитает…

V.Физкультминутка.

VI.Закрепление изученного материала.

1. Работа с упражнением 40 на с. З5.

-Найдите упражнение 40 на с.35

-Прочитайте слова. Можно ли сказать, что это предложение? (нет, слова не связаны по смыслу)

-Составьте из данных слов сначала нераспространенное предложение, а затем распространенное. (Лисятки играют)

-Запишем предложение с новой строчки.

-Предложение прочитает…

-Какое это предложение? (нераспространенное)

-Почему?(не содержит второстепенных членов)

-Составьте распространенное предложение? (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки )

-Запишем предложение с новой строчки.

-Предложение прочитает…

-Какое это предложение? (распространенное)

-Объясни, почему ты так думаешь? (потому что кроме главных членов, есть еще и второстепенные члены предложения).

-Какое из этих предложений вам больше нравится? ( ответы детей)

-Молодцы, ребята!

Наши рекомендации