VI.Закрепление изученного материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Ивановна.
II.Актуализация знаний.
-Сегодня урок мы начнем с орфографической минутки. Я буду загадывать вам загадки а вы их отгадывать. Внимательно слушайте, отгадки будем записывать в тетрадь, через запятую.
По небу оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда,
Из мешков течет вода. (туча)
-Итак, первое слово туча. Записываем с большой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –ча, -ща, пишем букву а.
К розе не пускают,
От всех ее защищают. (шипы)
-Второе слово шипы. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –жи, -ши, пишем букву и.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
-Следующее слово щука. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –чу, -щу, пишем букву у.
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями деревьев. (жираф)
-Следующее слово жираф. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –жи, -щи, пишем букву и.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (чайник)
-Следующее словочайник. Записываем с маленькой буквы, ставим запятую и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а).
-Какими правилами пользовались для писания этих слов?
Правило –ча, -ща, пишем букву а.
На минуту прилетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода-
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (чучело)
-Последнее слово чучело. Записываем с маленькой буквы, ставим точку и подчеркиваем орфограммы.
-…прочитает слово, которое он(а) записал(а) и скажет нам, какую орфограмму он(а) подчеркнул(а). Правило –чу, -щу, пишем букву и.
-Молодцы, ребята. Все эти правила просты, но они очень важны. Именно эти правила позволяют нам писать грамотно.
III.Самоопределение к деятельности.
-Запишите предложение: «Щука дремлет».
-Объясните слово дремлет. (дремать – быть в полусонном состоянии, некрепко спать)
-Ребята, а кто-нибудь из вас знает эту рыбу?
Щука – хищная рыба. Она водится в водоемах. Питается она мелкими рыбками и морскими жителями. Эта рыба спускается на дно водоема, застывает на оном месте и пребывает в полусонном состоянии, т.е. дремлет.
-Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.( щука-подлежащее, подчеркиваем одной чертой; дремлет - сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
-Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)
-Чем отличаются эти два предложения? (одно состоит только из основы , а другое – из основы и второстепенных членов предложения)
IV.Работа по теме урока.
-Откройте учебник на с.35, прочитайте тему урока.
-Как мы ответим на данный вопрос? (распространенные предложения состоят из главных и второстепенных членов.)
-А не распространенные предложения это какие? (эти предложения состоят только из главных членов)
-Найдите упр.39 (с.35). Прочитайте текст. Озаглавьте его.
-О чем говориться в тексте? (об утре)
-Как мы его озаглавим?(Утро.)
-На какие две группы можно разделить все предложения? (распространенные и нераспространенные)
-Какие предложения мы отнесли к распространенным? И почему?(состоящие только из главных членов – подлежащего и сказуемого)
-Запишите предложения, только из основы. (дети самостоятельно записывают в тетрадь нераспространенные предложения: наступает утро, блеснуло солнце. Запели птицы)
-Проверим, какие предложения вы записали в тетрадь? (нераспространенные)
-А почему эти предложения являются нераспространенными? (состоят только из главных членов – подлежащего и сказуемого)
-А как называются предложения, которые мы не записали? (распространенные)
-А как вы догадались? (кроме главных членов предложения, в них есть второстепенные члены)
-Найдите правило на с. 35. Вслух его прочитает…
V.Физкультминутка.
VI.Закрепление изученного материала.
1. Работа с упражнением 40 на с. З5.
-Найдите упражнение 40 на с.35
-Прочитайте слова. Можно ли сказать, что это предложение? (нет, слова не связаны по смыслу)
-Составьте из данных слов сначала нераспространенное предложение, а затем распространенное. (Лисятки играют)
-Запишем предложение с новой строчки.
-Предложение прочитает…
-Какое это предложение? (нераспространенное)
-Почему?(не содержит второстепенных членов)
-Составьте распространенное предложение? (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки )
-Запишем предложение с новой строчки.
-Предложение прочитает…
-Какое это предложение? (распространенное)
-Объясни, почему ты так думаешь? (потому что кроме главных членов, есть еще и второстепенные члены предложения).
-Какое из этих предложений вам больше нравится? ( ответы детей)
-Молодцы, ребята!