V. Аттестация по итогам практики
Содержание научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика, решая задачи общего и индивидуального плана каждого магистранта, в свое содержание включает инвариантный и вариативный компоненты. Содержание всех трех практик определяется и конкретизируется руководителями практик на факультете в соответствии с ФГОС ВПО. Программа практик утверждается в виде методических рекомендаций на заседании кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик и на заседании учебно-методической комиссии факультета.
Инвариантный компонент научно-исследовательской практики проходит через все три практики и готовит магистрантов к следующим общим видам деятельности:
1. Выявление и диагностика проблем, возникающих в ходе психолого-педагогическое сопровождения лиц с нарушениями речи.
2. Организация исследования, проектирования и реализации процессов психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
3. Разработка содержания психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи, его моделирования и индивидуализации.
4. Анализ и систематизация результатов исследования в ракурсе последних отечественных и зарубежных достижений в области психолого-педагогическое сопровождения лиц с нарушениями речи.
5. Публичная презентация и публикация результатов научно-исследовательской деятельности.
Указанными общими видами деятельности магистрант овладевает в ходе организации собственной научно-исследовательской деятельности при выполнении теоретической и практической части диссертационного исследования. Поэтому инвариантные компоненты деятельности преломляются через содержание индивидуального плана работы каждого магистранта, а обязательным результатом выполнения общих задач научно-исследовательской практики является выполнение значительной части практического раздела диссертационного исследования.
Вариативный компонент научно-исследовательской практики реализуется последовательнов течение всех трех практик. Ниже представлен обязательный минимальный объем выполняемых заданий, который может быть изменен в зависимости от темы и уровня готовности диссертационного исследования магистранта к моменту начала практики.
I научно-исследовательская практика
Время практики: II семестр
Продолжительность практики: 8 недель
Цель практики: формирование первоначальных компетенций организации самостоятельной научно-исследовательской практической деятельности.
Задачи практики:
1. Организация констатирующего этапа диссертационного исследования.
2. Определение компендиума методов психолого-педагогического диагностического исследования.
3. Реализация выбранных методов практического исследования.
4. На основе анализа полученных данных диагностического исследования определение направлений и содержания деятельности специалиста по организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
5. Публичная презентация проведенной работы.
Задания практики:
1. Составить программу констатирующего этапа диссертационного исследования.
2. Определить и реализовать в ходе диагностического исследования компендиум методов исследования.
3. Подобрать теоретическую базу для анализа и интерпретации полученных результатов, провести анализ и интерпретацию данных диагностического исследования.
4. На основе анализа полученных данных диагностического исследования составить программу деятельности специалиста по организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
5. Сделать публичную презентацию результатов диагностического исследования и программы по организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи (сообщение результатов выполнения программы практики на заседании методического объединения специалистов специального (коррекционного) образования (и/или на Педагогическом совете образовательного учреждения, и/или родительском собрании));
6. Сдать отчет по практике по установленной форме (см. п. 5.1).
II научно-исследовательская практика
Время практики: II семестр
Продолжительность практики: 2 недели
Цель практики: совершенствование компетенций организации самостоятельной научно-исследовательской практической деятельности.
Задачи практики:
1. Организация обучающего этапа диссертационного исследования.
2. Проведение промежуточной диагностики организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
3. Реализация системы мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению лиц с нарушениями речи.
4. Конкретизация и индивидуализация содержания программ психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи (при необходимости по результатам промежуточной диагностики).
5. Публичная презентация проведенной работы.
Задания практики:
1. Составить программу обучающего этапа диссертационного исследования.
2. Для определения эффективности реализуемой программы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи реализовать систему мониторинга.
3. Сделать публичную презентацию результатов исследования (участие в городских и региональных совещаниях работников системы образования).
4. Письменно оформить и опубликовать результаты практической части исследования в материалах конференции регионального (и/или всероссийского уровня).
5. Сдать отчет по практике по установленной форме (см. п. 5.1).
III научно-исследовательская практика
Время практики: III семестр
Продолжительность практики: 2 недели
Цель практики: в ходе совершенствования компетенций организации самостоятельной научно-исследовательской практической деятельности завершить практическую часть диссертационного исследования.
Задачи практики:
1. Организация контрольного этапа диссертационного исследования.
2. Проведение контрольной диагностики организации психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
3. Реализация системы мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению лиц с нарушениями речи.
4. Публичная презентация проведенной работы.
Задания практики:
1. Составить программу контрольного этапа диссертационного исследования.
2. Реализовать систему мониторинга. Сделать вывод об эффективности предложенной программы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи.
3. Сделать публичную презентацию результатов исследования (представление результатов исследования на конференции международного уровня).
4. Опубликовать научную статью (возможно в соавторстве с научным руководителем или/и руководителем практики).
5. Сдать отчет по практике по установленной форме (см. п. 5.1).
Обязанности магистранта в период практики:
· участвует в установочной и итоговой конференциях по практике;
· выполняет всех видов деятельности, предусмотренных программой практики;
· соблюдает правил охраны труда и правил внутреннего распорядка учреждения, на базу которого магистрант выходит на практику; выполняет просьбы и распоряжения руководителей администрации учреждения;
· регулярно ведет оформление необходимой документации;
· поддерживает тесный контакт с руководителем практики, посещает консультации;
· по окончании практики в установленный срок сдает отчетную документацию.
V. Аттестация по итогам практики
Отчетная документация
По окончании практики в установленный срок (через 1 неделю после окончания практики) магистрант предоставляет руководителю отчетную документацию. Перечень обязательной отчетной документации представлен в таблице 4.
Таблица 4