Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 4 страница

В условиях перехода на новые образовательные стандарты проблема речевого развития является одной из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Развивать речь - это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им. Развивать словарь ребенка, не включая его ни в какую деятельность невозможно. Среди всех вспомогательных видов деятельности можно отметить - музыкальную.

Связь музыки и речи очевидна. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Как показывает опыт работы, музыка благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Поэтому сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Музыка является важным средством эстетического воспитания. Поэтому музыкальная деятельность на занятиях по развитию речи направлена на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных и коррекционных задач.

Руководствуясь программой, учитывая ее задачи и индивидуальные особенности каждого ребенка, в тесном контакте с логопедом и музыкальным руководителем планируется коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях и по развитию речи.

Для правильной, четкой речи, на занятии по развитию речи, используется пение. Пение - это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. Оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправить ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а слоговое пение способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Используется для этого музыкально-дидактическая игра «Эхо», упражнения на звукоподражание маленьким гусятам, цыплятам, котятам и т.п. Для развития у детей артикуляции, чистоты пения, интонации широко используются различные распевки, прибаутки, скороговорки, пощелкивание языком, пропевание стихов и потешек по слогам. Выученные распевки можно сопровождать движениями. Например: в распевке «Самолет» на слова «Самолет летит, самолет гудит» дети поют и «вращают штурвал» или «покачивают крыльями»; на звук «У-у-у» поднимают снизу вверх правую руку, а на слова «Я лечу в Москву» - левую руку, как бы иллюстрируя подъем самолетов с аэродрома в небо.

Очень важно для детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, развитие общей и мелкой моторики. В этом помогает музыкальная ритмика, так как ее лечебный эффект при двигательных и речевых расстройствах известен давно.

Музыкально-ритмические движения - вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры и воздействует на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве и координации движений. По словам Л.Генералова «Движение - это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Справедливо заметил Т.Боровик: «От слова - к музыке, от движения к мышлению». Ребенку порой движением легче описать музыку, чем словами.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения, которые на фоне положительного эмоционального возбуждения способствуют воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации. Часто в таких играх используются разнообразные предметы (бубны, деревянные ложки, погремушки).

Немаловажную роль в развитии речи детей играют и упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук - пальчиковая гимнастика под музыку. Разработка и методика использования пальчиковых игр под музыку (песни) предложена Е.Железновой. Данная методика решает задачи речевого развития в двух направлениях: первое направление осуществляется при выполнении самой пальчиковой гимнастики, а второе при стимулировании ребенка к подпеванию песни, т.е. к речевой активности. Здесь также можно использовать ряд потешек, превратив их в игры со словом, где делать упор над согласованием движения со словом, развивать чувство ритма, фонематический и поэтический слух: например: «Андрей-воробей». «Радуга-дуга» (потешки читаются и ритмично прохлопываются детьми).

Еще один вид музыкальной деятельности, решающий вопросы развития мелкой моторики и чувства ритма - это обучение игре на музыкальных инструментах. Он является одним из интереснейших видов деятельности для детей. По причине возможности проявления самостоятельности и активности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти рук, например, палочками по барабану или треугольнику; развитию дыхания - игра на дудочке; развитию голоса, артикуляции - исполнение песен.

На занятиях используются дидактические пособия («Звуковой домик», «Волшебный кубик», «Музыкальная шкатулка»), в которых помещаются различные картинки, отражающие звуковую сторону изучаемого материала. Использованные на занятиях физкультминутки поются на знакомую мелодию. Это способствует лучшему запоминанию мелодии и текста стихотворения, также тренирует память и развивает речь.

Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов и регулярного включения в жизнедеятельность детей развиваются психические процессы и свойства личности, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

В заключении можно провести такую аналогию: цветок вырастет красивым при наличии трех главных условий: света, тепла и влаги. Ребенок станет гармонично развитой личностью, если все педагоги вложат в его воспитание доброту, тепло, знания и частицу своей души.

Литература:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / Бородич А.М. – М.:Просвещение, 1981. – 110 с.

2. Коляжина, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду / Коляжина Т.П. КолуноваЛ.А. //Новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002. – 205 с.

3. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / Михайлова М.А. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 221 с.

4. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / Радынова О.П. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. – 150 с.

Никольская Л.Г., Федорова Л.А.

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Роль музыки в формировании двигательных навыков и уме­ний разнообразна, она вызывает эмоциональный подъем у детей, оживляет занятие физкультурой, превращает их в маленький праздник в жизни до­школьников, и не случайно дети очень любят, когда звучит музыка при выполнении физических упражнений. Музыка способ­ствует проявлению внимания и интереса к занятию физическими упражнениями, подсказывает характер движений, а упражнения выполняются более правильно, ритмично и выразительно. В непосредственно образовательной деятельности физкультурой звучание музыки определяется со­держанием каждого упражнения. Есть ряд упражнений, при выполнении которых музыка, просто необходима, так, для ходьбы переменным, приставным шагом желательно ее ритмическое музыкальное сопровождение, требуется оно и при легком беге (птички, бабочки), в беге с элементами подражания (лошадки). Воспитывать у детей умение выполнять упражнение плавно, пластично довольно трудно. Размеренные движения несвойствен­ны дошкольникам, из-за чего многие упражнения, требующие пластичного исполнения (например, разнообразные потягива­ния), дети выполняют быстрее, чем требуется. Поэтому, оценивая выполнение движений, взрослые всегда обращают внимание на то, соответствует ли выполнение характеру музыки. «Выпол­нять упражнение нужно плавно и спокойно, послушайте, как нежно звучит музыка»,- объясняет инструктор по физической культуре при выполнении упражнения на потягивание с отведением рук в стороны, вверх. Удачно подобранное музыкальное со­провождение заменяет при выполнении упражнений счет педагога, дети под музыку хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь в выполнении заданий. А если дети систематически слышат звучание музыки при выполнении упражнений, то легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характе­ра музыки, что позволяет сократить время на словесные указа­ния, объяснения инструктора по физической культуре. Например, услышав после марша музыку польки, дети переходят на шаг польки; на мелодию Т.Ломовой «Кто лучше скачет» они выполняют «галоп» и т. д. При ходьбе на носках, пятках, как мышки, лисички, лягушки, и в упражнениях на равновесие (пе­редвижение по скамье и другим, гимнастическим снарядам) му­зыка помогает создавать и эмоциональный настрой. Мелодии обычно подбираются бодрые, жизнерадостные, ритмичные и ча­ще всего знакомые детям. При подборе музыкальных произве­дений, определении общего ритма и темпа музыкального сопро­вождения при выполнении физических упражнений следу­ет учитывать возрастные особенности детей. В младших группах музыкальное сопровождение дается в более медленном тем­пе, чем в старших, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения под­бираются ярко контрастного характера. Воспитывать у детей красивую осанку, научить их правиль­ной, ритмичной, хорошо координированной ходьбе намного лег­че, когда звучит музыка, поэтому при выполнении корригирующих упражнений мы ее тоже используем. Например, выполняя, ходьбу под музыку дети получают удовольствие от самой ходьбы, невольно подтягиваются, стараются ид­ти как можно лучше.

Музыка помогает поддерживать бодрый темп занятия, помогает педагогу собраться, правильно распределить время. Эффективность непосредственно образовательной деятельности зависит во многом не только от правильного определения мес­та музыки в них, но и от удачного подбора музыкальных произ­ведений. Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровожде­ние, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать, в чем смысл его, как правильно оно выполняется. В этом инструктору по физической культуре необходима помощь музыкального руководителя, который подскажет и поможет в выборе музыкального произведения, правильного темпа при выполнении упражнений.

В содержание непосредственно образовательной деятельности физкультурой включаются разнообразные музыкально-ритмические упражнения, рекомендуемые методикой музыкального воспитания. Овладение детьми танцевальными движениями - это усвоение целого комплекса двигательных умений из различных комбина­ций. Это требует от детей ловкости, быстроты реакции, хорошей координации движений, а именно эти качества необходимо раз­вивать у дошкольников как можно раньше. Например, в младших группах используем танцевальные движения: притопывание попеременно двумя ногами и одной ногой, в средней группе: ставить ногу на носок и на пятку, прямой галоп, подскоки, в старших приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, приседание с выставлением ноги вперед, разные виды галопа и т.д. Эти движения выборочно включаются в вводную часть, в комплекс общеразвивающих упражнений в непосредственно образовательной деятельности. Многие из них по своему содержанию облегчают обучение основным движени­ям. Так, например, упражнение «пружинки» подготавливает к мягкому приземлению при прыжках. Упражняясь в подскоках на двух ногах с продвижением вперед, дети усваивают энергичное отталкивание от земли, что также необходимо при овладении на­выками прыжков с места. Шаг польки, галоп является хорошим упражнением в отталкивании, помогает детям усвоить легкий, упругий бег, прыжок.

Музыка помогает инструктору по физической культуре лучше организовать непосредственно образовательную деятельность, повысить его плотность. Результаты хронометража показывают, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность непосредственно образовательной деятельности значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше при выполнении детьми упражнений под музыку.

Таким образом, дети значительно лучше, качественнее выполняют общеразвивающие упражнения, вследствие этого улучшаются качественные показатели навыков основных движе­ний. Музыка влияет на весь ход выполнения физических упражнений, дает возможность оп­ределить преемственность в содержании непосредственно образовательной деятельности музыкальной и физкультурной, повышает двигательную активность дошкольников, придавая занятиям эмоциональную окраску, она создает бодрое и радостное настроение у детей.

Литература:

1. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высш. и сред. учеб, заведений - 3-е издание/ О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: “Академия”, 2000.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Никульшина С.В.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Формирование творчески активной личности - одна из важных задач педагогической теории и начало должно быть связано с периодом дошкольного детства. Данной проблемой занимались Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, И.Я.Лернер, Н.Н.Подъяков, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.

Многолетние исследования педагогов показали возможность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненкова, В.Т.Кудрявцев, Л.М.Коровина). По отношению к ребенку творческой назы­вают любую деятельность, результат которой не простое воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а деятельность, в ходе которой проявляется воображение, находящееся в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежне­го опыта (Л.С.Выготский). Наиболее эффективным средством развития двигательного воображения выступают подвижные игры.

В теории и методике физического воспитания применение музыки во время проведения подвижных игр с детьми раскрыто недостаточно.

Движение под музыку представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей детей. Он объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л.C.Выготский); возможностью выбрать разнообразные движения, которые выполняются под музыку и максимально доступны детям на всех возрастных этапах, что очень важно для формирования элементов творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Кроме того, именно в музыкальной деятельности у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, которые, в свою очередь, являются важнейшим условием формирования творчества.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания. Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи. Сопутствуя музыке, движения выражают ее образное содержание. Метрическая пульсация, акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках. Изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи: движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произведение, а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение. Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или все упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег на носках в колонне, по одному на месте, бег врассыпную и подвижные игры, где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Задача педагога - обучая детей двигательным упражнениям, придавать эмоциональную привлекательность играм, обогащать детей двигательными представлениями. Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений.

Подвижная игра, с музыкальным сопровождением, вызывает у детей большую заинтересованность и проходит значительно оживленнее. Музыка побуждает двигаться более энергично, в соответствии с характером и формой музыкального произведения, способствует уверенности и решительности в исполнении двигательных действий во время игр, а также формирует, артистические способности выражения движениями внутренних ощущений музыки и эмоциональных переживаний. Подвижная игра с музыкальным сопровождением способствует формированию правильной осанки, координации движений и их усовершенствованию.

При проведении подвижных игр, по мнению Э.Я.Степаненковой, создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни.

Анализ литературы, наблюдения за работой педагогов в дошкольных учреждениях позволяет определить следующую последовательность в развитии творческой активности детей в подвижных играх с учетом возраста.

В младшем и среднем дошкольном для развития творческой активности детей в игре педагогу необходимо создавать атмосферу всеобщей заинтересован­ности, радости, воодушевления. Важным условием развития двигательного твор­чества является обогащение детей новыми яркими впечатлениями. Поэтому на­блюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, совместный просмотр детских те­лепередач, экспериментирование являются важными условия­ми работы в данном направлении. Достаточный двигательный опыт ребенка, наличие у него соответствующих возрасту двигательных умений и навыков, позволяют ему чув­ствовать себя свободным. Высокого уровня развития детского творчества сложно дос­тичь без грамотного руководства педагога этим процессом.

Актуальными приемами является использование творческого рассказа, атрибутов, элементов одежды и декораций, музыки. На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Наиболее эффективными приемами развития творчества в среднем возрасте в подвижной игре являются: - творческий рассказ, использование атрибутов, простейших декораций, использование музыкального сопровождения игровых действий, наблюдение, составление воспитателем новых вариантов игры, создание проблемных ситуации и развивающие воображение вопросы, - оценка педагога. На пятом году жизни дети могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. Поэтому задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.). В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей, найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

В старшем воз­расте дети шире привлекаются к составлению вариантов игр, ус­ложнению правил, условий их организации (изменение места, оборудования, атрибутов, видов разметки, звукового сопровождения). С целью развития выразительности двигательного образа рекомен­дуется прочитать и проанализировать доступные художественные произведения, в содержании которых много динамики, характер­ных персонажей. Предложить детям отобрать те персонажи, которых можно отразить к игре, продумать их движения в соответствии с повадками, придумать несложный сюжет, а затем и игру.

Творчество старшего дошкольника проявляется в интересе к результатам деятельности. Заинтересованность побуждает их искать пути для успешного решения постав­ленных задач (Э.Я.Степаненкова): в выразительности двигательного образа, эмоциональности и двигательной раскрепощенности; в создании комбинаций движений сначала на основе подража­ния педагогу, сверстникам, затем самостоятельно (Л.М. Коро­вина); в создании вариантов игр. Сначала игры составляются на осно­ве подражания вариантам, предложенным педагогом, а затем - по аналогии с известными игра­ми «Веселые ребята» - «Веселые зверята», «Хитрая лиса» - «Хит­рый волк». Далее самостоятельно придумывают сюжетные подвижные игры по художественным произведениям, мультфильмам (Э.Я.Сте­паненкова) и на основе разнообразных впечатлений. Кроме того, двигательное творчество может сочетаться со словесным (придумывание считалок, закличек и пр.), музыкаль­ным (введение новых звуковых сигналов и сопровождения игры), изобразительным (придумывание и изготовление новых атрибутов к игре).Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями. В старшем возрасте педагог добивается осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движениями.

Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, которые дают детям возможность действовать творчески. Для этого в процессе упражнений он может показать детям примерные образцы движений волка, козы, козлят, затем предложить некоторым детям показать эти движения, но исполнить их по-другому, стараясь точно передать характер музыки. Других детей можно спросить, кто исполнял движения лучше, кто точнее передал образ. Подвижные игры под музыку будут полезными для детей лишь тогда, когда развитие сюжета игры, ее характер и движения участников отвечают содержанию и характеру музыки и средствам ее выражения.

Подбирая музыку к игре, следует помнить, что она должна образовывать единство с двигательным материалом, составлять вместе с ним единственный художественный образ. Только при этих условиях варианты движений закрепляются в памяти детей в единстве с музыкальным произведением. Важно не количество мелодий, которые запомнились, а качество музыки. Если музыка не отвечает характеру движения, то она плохо запоминается, не вызывает интереса к игре, побуждает к формальному выполнению движений. Музыка, которая отвечает сюжету игры, характеру персонажа вызывает эмоциональные реакции, творческую активность и запоминается с легкостью. Каждое движение в игре имеет своеобразный характер, потому важно найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, бег, прыжки на месте или с продвижением вперед нуждаются в легкой, бодрой музыке; плавные движения руками, медленная ходьба, спокойной.

Подбирая музыку, следует учитывать возраст детей, особенности восприятия, уровень музыкальной подготовленности, а также анатомо-физиологические возможности двигательного аппарата. Важно подбирать музыкальные произведения для ходьбы и бега в разном темпе, для прыжков подбирают яркие, выразительные, с четкими фразами контрастного характера. Нельзя произвольно изменять темп музыки, подстраивать его под движения детей, дополнять аккорды. Это нарушает характер музыки, негативно влияет на ее правильное восприятие.

В подвижных играх основная роль отводится двигательным заданием, и музыка должна способствовать их выполнению. В играх, содержанием которых являются основные движения, которые выполняются в индивидуальном темпе (прыжки, лазание, метание в цель), а также в играх-эстафетах - музыка не всегда нужна. Перед началом игры, детям дают прослушать музыкальное произведение, чтобы они поняли его содержание, обращают их внимание на характер произведения и на более яркие средства музыкальной выразительности, которые отражаются в движениях. Музыку можно использовать в качестве интересного, захватывающегося начала игры. Любую игру музыка сделает интересной и захватывающей: «Дети, какую игру подсказала вам эта прекрасная музыка?», или «Попробуйте, дети, придумайте игру под эту веселую песенку». Такие приемы делают подвижную игру привлекательнее и эффективной, что содействует физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников всех возрастных групп.

Литература:

1. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей.- М.: АРКТИ, 2002.

2.Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие.- М, 2000.

3. Коровина, Л.М.Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов игр и творческих заданий

4. Физическая подготовка детей 5—7лет к занятиям в школе / Под ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной.- М, 1980.

5. Cтепаненкова, Э.Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх / Семинарские, лаборатор­ные и практические занятия по курсу “Теория и методика физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста”/ Сост.А.В. Кенеман.- М, 1985.

Одинцова Л. В.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

«Праздник! Праздник! У нас сегодня праздник! - спешит поделиться своей радостью каждый малыш. А таких замечательных дней в детском саду, поверьте, гораздо больше, чем официально установленных.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению праздников, мы сделали вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его мы видим в интегрированном подходе к подготовке и проведению праздников. Мы в своей работе придерживаемся такого принципа: чем больше усилий по подготовке к празднику затратят педагоги, тем интереснее для детей пройдет праздник.

Давайте отметим основные факторы, определяющие успешность задуманного праздника или развлечения.

В настоящее время музыкальные руководители имеют широкий выбор сценарного материала. Это и наши профессиональные журналы «Музыкальные руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик» и огромный выбор книгопечатной продукции различных авторов и издательств. Нот необходимо помнить о том, что любой сценарий нуждается в адаптации для использования в работе с детьми. Адаптация сценария – это творческая и сложная работа. Сделать ее может только педагог, который постоянно работает с детьми и знает, что нужно изменить, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие, как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий, так или иначе, отразит ваши эстетические взгляды, ваш стиль профессиональной деятельности.

Наши рекомендации