К эвристическому практикуму
HEURISTIC WORKSHOP
Nota bene!!!Эвристический приём приведения к упрощению (редукция) А.А. Богданова – технический приём поиска оптимальной постановки задач. В системе обратных связей приём абстрагирования конкретизируется структурными образованиями концептуального морфогенеза. Впадение в редукционизм (выхолощенный схематизм) компенсируется амбивалентным приёмом «доведение до абсурда» (лат. reductio ad absurdum), или апагогия («сведе́ние») – логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него вытекающих следствиях обнаруживается противоречие. Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного. В целях предотвращения механинизации и схематизма необходимо использовать триадическую структуру «трёх кодировок: текст-картинка-схема». Эвристический алгоритм коцептуального конструирования: 1) построение образа(гештальт) деятельности; 2) создание программы (идеальная модель) деятельности в неопределённых проблемных ситуациях; 3) создание образов, заменяющих активную деятельности, т.е. моделирование процессов или объектов; 4) оперирование образами с целью формирования представления о конечном результате деятельности (до его начала).
ТЕКТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ | ||
ВХОД («ПРЕД») | ТЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ | ВЫХОД («ПОСТ») |
Социоутопизм; марксизм; «терминологический революционизм» (Энгельс) | Социальная среда Русская идея всеобщего строительства Ладомира | «Социализм с человеческим лицом» «светлое будущее коммунизма» |
«Гармония сфер»; Энергомонизм (В. Оствальд) | Мировая среда (вселенная) как система энергетических взаимодействий (синергий); космосфера, энергосфера | Поляризационная модель мира (волновая модель мироздания); Всеобщая теория всего; «краткая история всего» (Кен Уилбер) |
Эмпириомонизм (Мах-Авенариус); Догмат Троицы, как «необходимое основание» | Универсум Троица как всеобщий структурный элемент универсума (синергийный) | Возрождение субстанциональных воззрений в науке XXI века; три «мегауровня» генерирующих потоков |
Архэ (первоначала) аристотелевская систематизация принципов натурфилософии | Универсальная системная организационность (тектология): «целое больше суммы своих частей» | Общая теория систем на основе организмизма (Людвиг фон Берталанфи) Системные исследования Московского методологического кружка (1960-е – 1970-е) |
Мнемотехника (Театр Памяти); Мысленный эксперимент (Э. Мах) | Организационные схемы мыследействия (алгоритм мыслительной деятельности) | «Умственная деятельность» (Гальперин; Щедровицкий) |
Теория относительности | Теория поправок относительно двух наблюдателей (бисубъетивный подход исследования) | Полисубъективный подход копенгагенской школы квантовой механики с антропным принципом участия |
Отношение взаимоисключения (Уильям Джемс) | Принцип взаимодополнительности | Принцип дополнительности квантовой физики (Н. Бор); «теория дополнительности» (Пауль) |
Морфогенез (Гете) формообразование и «прафеномен»; («Театр Форм»); «общность структур» филогенеза и онтогенеза (Кропоткин П.А.) | Формогенез; – возникновение и развитие любой организационной формы; Структурные организации; Структурный изоморфизм | Морфология сказки (В. Пропп); Структурная лингвистика (Р. Якобсон); Структурная антропология (К. Леви-Стросс); Химический морфогенез в процессах самоорганизации (Томпсон-Тьюринг) |
«Схемы разумной связи» «родословное древо понятий» с единой корневой системой (Раймондо Луллий) ars generalis, ars universalis, ars magna | Ризома – принцип сетевой не-линейной организация | Постструктурализм (Делёз-Гваттари) «ризома как метапаттерн» |
Платоновский мир идей Театр Идей | Ноосфера; номогенез эволюция антропосферы нооантроп (нооант) новое человечество на основе всеобщей синергии, в соответствии с принципом организационной симметрии | Ноосфера (Вернадский, Тейяр да Шарден) |
Платоновский мир эйдосов Театр Образов» - «Имагинативный Театр» | Эйдосфера: эйдоген, эйдосистема, эйдоформы, эйдориат, эйдонавт | Семиосфера (Ю.М. Лотман); «театр идей» (С.П. Курдюмов)»; «эйдетическое мышление»; персонажное мышление» (М.Н. Эпштейн); «персонаж носитель идеи»; персонификация |
Майевтика (Сократ) | Эвристика: приемы оптимальной постановки задач (приведение к редукции) | Эвристическое моделирование интуитивных методов решения задач: модель слепого поиска, модель лабиринта; структурно-семантическая модель |
Гармония противоположностей (Гераклит); Драматическое напряжение эроса (Платон) | Коэволюция совместное развитие путём синергии коэволюционная система – взаимодействие; коэволюционная инвариантность – организационная симметрия взаимосвязанных комплексов | Концепция коэволюции (Н.В. Тимофеев-Ресовский, 1968); «драматический комимезис» (в структуре миметических трансформаций М. Коула); «драматический ноктюрн» («имажинер» Жильбера Дюрана) |
Категории интеграции и завершенности в точках приближения к бесконечности (асимптоты преобразования) | Сцепление элементов системы Кумуляция – результат направленной концентрации усилий | Монтаж аттракционов (С. Эйзейнштей); «фокусный момент» (в теории фасцинации Ю.В. Кнорозова) |
Принцип бумеранга; Акустический резонанс Эха | Цепная связь (цепная ингрессия) Принцип обратной связи | Кибернетика (Виннер, Эшби) |
«Телеология»: трансцендентно-антропологическая и имманентная (энтелехия) | Самоорганизация принцип всеобщего возрастания организации | Теория самоорганизации (И. Пригожин) |
Аристотелевское «здесь и теперь» драматургического действия; Историко-культурный хронотоп (Иван Забелин); Биологический хронотоп Ухтомского А.А. | Хронотоп как пространственно-временная организация события | «Художественный хронотоп» (Бахтин М.М., Лихачёв Д.С.); Суперхронотоп (Я. Фельдман) |
Хронос, как функция гармонизации Хаоса | Темпоразность и темпоральные расхождения | Темпомиры в синергетике (С.П. Курдюмов) |
Аритмология (Бугаев) | Триггерная система (взрывной комплекс) | «социокультурная динамика» (П. Сорокин); «осевые смещения» (К. Ясперс); «трансгрессии»; «Культура и взрыв» (М.Ю. Лотман) |
Дионис вакхический (расчеловечивание) Дионис оргиастический (развоплощение) Дионис драматический (перевоплощение) | Христос как Триггерный эгрессивный центр | Странный аттрактор в синергетике |
Дионисийская динамика орфической космогонии (Хаос – Фанес – Дионис) | Хаос (стихийная жизнь вселенной) | Синергетическая теория хаоса (Г. Хакен) |
Мотив зеркальности (от мифа о Нарциссе до монадологии Лейбница); мотив двойничества (от трикстера до архетипа Тени К. Юнга) | Удвоение мира удвоение человека (дихантропия) | Культурные репликации (меметика Ричарда Докинза); семиотическая бимодальность (Ю.М. Лотман) |
Приложение 2
Appendix 2