Как готовиться к лабораторному практикуму?

Лабораторный практикум является частью курса «Основы теории журналистики». Цель лабораторного практикума – сформировать и закрепить у студентов навыки и умения практической работы в условиях системы СМИ, как исследователей публичной сферы коммуникаций.

К задачам лабораторного практикума относятся:

а) выработка умений работы с теоретической литературой;

б) тренинг исследовательских методик (фокус-групп, глубинных интервью, моделирования и т.п.);

в) профессиональное знакомство с практической журналистикой;

г) ориентация в региональной и общефедеральной системе СМИ.

Лабораторный практикум предусматривает массированную учебную деятельность студентов в лаборатории теории и практики массовой информации. Это модульная система лабораторного обучения, включающая в себя самостоятельную работу студента под руководством консультанта-преподавателя. В лабораторный практикум включаются десять лабораторных работ по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению и одна бонусная работа. Методические разработки содержат: формулировку задания, цель и задачи работы, алгоритм лабораторной работы, список литературы, которой можно пользоваться при выполнении работы. В учебном пособии также дан общий список литературы, который содержит и дополнительные источники, необходимые для подготовки к работам средней и высокой степени сложности.

Работа в условиях лабораторного практикума предполагает как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3-5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Как правило, исследовательские группы формируются в начале работы лабораторного модуля. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение, с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи, связанной с обозрением той или иной формы, специфики деятельности СМИ. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.

Рекомендуется проводить лабораторный практикум и как форму самостоятельной работы с отчетностью по каждой из десяти составляющих. Оценка лабораторной работы выражается в баллах и зависит от объема и степени сложности проводимых исследований. Однако окончательные балльные характеристики работ предлагает преподаватель-консультант - руководитель лабораторного практикума. В итоге студент получает определенное количество баллов, которые включаются затем в общую оценку по курсу с коэффициентом 0,5.

Предлагается матрица оценок, которую можно использовать как ориентировочную. Общая сумма баллов (max), которую может получить студент по итогам лабораторного практикума – 60 (без учета бонусной работы). Это соответствует высокой степени оценки студента. Минимальная сумма, которая может быть выставлена студенту, требуемая для зачета по лабораторному практикуму – 30 баллов. Если студент получает сумму ниже требуемой, то преподаватель-консультант решает, какие работы необходимо сделать заново или предлагает студенту новые формы лабораторных исследований в индивидуальном порядке.

Матрица оценок работ лабораторного практикума

Тема и шифр работы Степень сложности Рейтинг работы Рекомендованная сумма баллов (max) Рекомендованное количество учебных часов: ауд./сам.
1. (2.1.) Типы и виды информации в журналистском тексте Низкая 2/2
2. (2.2.) Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска Средняя 0/4
3. (3.1.) Реализация основных функций в практической деятельности СМИ Высокая 2/6
4. (3.2.) Модели деятельности СМИ в системе социальных институтов Низкая 2/2
5. (3.3.) Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ Высокая 2/6
6. (4.1.) Восприятие новостей в системе СМИ: специфика печати, радио, телевидения, Интернет Средняя 2/4
7. (4.2.) Типологическая лаборатория региональной периодики Низкая 2/2
8. (5.1.) Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ Средняя 2/4
9. (5.2.) Журнал и газета в структуре системы СМИ: разработка информационной политики издания: Информационный проект Средняя 2/4
10. (5.3.) Свойства журналистского произведения как факторы эффективности Низкая 2/2
11. (5.4.) Изучение профессиональ- ных качеств личности журналиста Высокая (бонус) 0/6
Итого часов:     50+10 18/42


Низкая степень сложности предполагает наличие в работе элементарных требований по шкале от 1 до 2. Студент обладает знаниями, обеспечивающими выполнение заданий такого рода.

Средняя степень сложности предполагает наличие в работе требований и заданий повышенной сложности, содержащих исследовательские задачи, которые требуют дополнительной подготовки и включения творческой инициативы. Шкала сложности колеблется от 3 до 4.

Высокая степень сложности предполагает активизации всех личностных учебно-творческих качеств личности студента, учета индивидуальных особенностей и свободной ориентации в разных видах и формах учебной деятельности. Шкала сложности наивысшая – 5.

Таким образом, зачет по лабораторному практикуму является обязательной формой промежуточной отчетности по курсу «Основы теории журналистики» и включается в систему общего зачета по совокупности выполненных работ.

РАЗДЕЛ 2.

Наши рекомендации