Тема 4. Сущность процесса обучения-КАПУСТИНА ЛЮДА

Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека- БОЛОТИНА ГАЛИНА

Как возникла и развивалась педагогика?

● Охарактеризуйте элементы педагогики в философских системах древности.

● Гуманистическая педагогика Эпохи Возрождения.

● Роль Я. Коменского в становлении и развитии педагогики.

● К.Д. Ушинский - основоположник русской педагогической науки.

● Вклад А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского в развитие советской педагогики.

● Особенности педагогической науки в XX-XXI вв. (И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, М.Н. Скаткин, Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский и др.).

● Положение педагогики в системе наук о человеке, ее основные особенности.

● Педагогика как область гуманитарного знания, ее основные функции. Объект и предмет педагогики.

● Определите категории педагогики: воспитание, обучение, образование.

● Определите междисциплинарные понятия в педагогике (личность, развитие личности, общение, деятельность, социализация).

● Связь педагогики с философией, социологией, культурологией, психологией, биологией и другими отраслями человекознания.

● Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

● Каким образом происходит расширение границ современной педагогики?

● Народная педагогика, ее истоки и характерные особенности.

● Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики, их взаимообогащение.

● Прогнозирование и развитие образования.

● Передовой и новаторский педагогический опыт.

Тема 2. Развитие и воспитание личности - ГРИНЕВА ТАМАРА

· Понятие о развитии, воспитании и формировании личности;

· Движущие силы развития личности;

· Основные факторы, влияющие на развитие личности и их взаимосвязь.

· Диагностика развития личности.

Тема 3. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс –МИХАЛЕВА ИРИНА

●Почему культура рассматривается как предпосылка и результат образования человека.

●Обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

●Соотношение образования и культуры.

●Образование как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

●Образование как один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

●Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

●Образование как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства.

●Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности;

●Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

●Почему образование рассматривается как социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

●Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

●Система образования в современной России.

●Определите цели и содержание современного образовательного процесса.

●Образовательный процесс: традиции и инновации.

●Современные функции образования.

●Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Тема 4. Сущность процесса обучения-КАПУСТИНА ЛЮДА

· Обучение как вид познавательной деятельности человека.

· Существенные признаки процесса обучения: организация учебного познания, ускорение темпов индивидуального развития учащихся, овладение познанными закономерностями окружающего мира.

· Преподавание как деятельность учителя.

· Учение как познавательная деятельность учащихся.

· Образовательная, развивающая и воспитательная функции процесса обучения, их взаимосвязь.

· Гигиеническая функция обучения.

· Движущие силы и противоречия процесса обучения.

· Зависимость учебного процесса от общих закономерностей познания человеком окружающего мира как выражение сущности обучения.

· Основные принципы обучения: воспитывающей характер, научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность; сознательность и активность при обучении.

· Значение принципа наглядности.

· Связь обучения с жизнью, общественной практикой.

· Познавательный интерес в обучении.

· Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Наши рекомендации