Учебно-исследовательские задания. к эвристическому практикуму:

к эвристическому практикуму:

На основании вышеизложенных аспектов содержательного материала выявить возможные модификации понятийного квадрата соотношений категорий «театральность – самодеятельность – любительство – игра».

Составить комбинаторные модели-механизмы функциональной структуры категории «игра».

Наметить возможные технологии формирования «игрового поля» в качестве создания модели креативной среды («атмосферы творчества») учебного и творческого процесса.

Рассмотреть предполагаемые сочетания игровых модусов в контексте общей модели личностной ориентации на игровую персонификацию («креативная личность» – «креативное поведение» – «креативная деятельность»).

Определить механизмы структурных соотношений по следующим линиям («вертикали» и «горизонтали»):

«ритуал – обряд – игра»;

«обряд – игра – театральность»;

«игра – театральность – театрализация»;

«театрализация – игра – ритуал».

На основании проведённого анализа структурных соотношений верифицировать, т.е. провести аналитическую проверку гипотезы В.Н. Всеволодского-Гернгросса в системе трудовых и сакральных действований по схеме-таблице:

Игра Внеутилитарна Развивается Вымысел
Обряд Утилитарен Развивается Суеверие
Труд Утилитарен Упрощается Знание

Рассмотреть данный диалектический императив о степенях свободы в игровых системах «жизненной», «карнавальной», «сценической»: Ограничение количества степеней свободы выражает собой ограничение разнообразия системы. Ограничение разнообразия имеет для системы не менее жизненное значение, чем его увеличение. Но высшая целесообразность является мерой разнообразия (высшая целесообразность карнавала – игра со смертью). Принятие решения – это не что иное, как сознательное ограничение разнообразия(выбор между рядом имеющихся возможностей). Принятие решений лежит в основе любой целенаправленной деятельности, в основе управления любой системой.Выбор и разнообразие – это полярные понятия, хотя их противоположность относительна.

Человеческая игра «жизненная» Карнавальная игра «масочная» (игровой театр) Сценическая игра
Относительно управляемая система (принцип внешнего дополнения) Неуправляемая самоорганизующаяся система (интерактивная) Абсолютно управляемая система (с элементами допущения свободной импровизации)
Свободная деятельность в заданном алгоритме правил (правила игры) или импровизация в «предполагаемых обстоятельствах» Основное правило – отсутствие правил (игровая среда или «игровое поле») «Предлагаемые обстоятельства» драматургического произведения (пьеса, более свободна для импровизации сценарная форма)
Неопределённость поведения и непредсказуемость развязки (незнание) Неопределённая ситуация и реактивность включения   Финальная заданность (знание) и выстроенная линия поведения
Внешний «арбитр» (посредник, третейский судья) Внешняя правовая регулировка («секьюрити») Внутренний контролёр (самодисциплина)
Опосредованное и обобщённое познание (игровая эпистемология) Игровая бытийственность, маргинальность (игровая онтология) Заданная режиссёром–драматургом программа действий (выстроенная онтология)
Тактика планирования при отсутствии прогноза Стихийность поведения Стратегия планирования и проектирования
Правильный выбор из разнообразия возможностей; с надеждой на благополучный исход Избыточное разнообразие (энтропия как следствие саморазрушения краткосрочного действия системы) Заданная программа долгосрочных действий – режиссёрский метод действенного анализа (МДА)
Несознательный (стихийный) выбор Отсутствие выбора и ответственности в принятии решений Сознательный выбор целеполагания (сверхазадача)
Индивидуальность Персона-маска Личность
Немотивированная реактивность (скорость спонтанных реакций) в желании выиграть Отсутствие цели и целеполагания (если не считать свободу целеполаганием) Осознанная мотивировка отношений (оценка внутренняя и внешняя – единственный момент свободы)
Предвидение (антиципация) Предрешённость Аналоговый поиск перспективы действия (этюдный метод отбора-перебора единственно возможного варианта)
Интуиция и органичность (спонтанность) Естественность Аналитичность и виртуозность имитации
Память Эмоции-аффекты Запоминающая программа психо-физических комплексов (репетиционный процесс)
Состязательность (агон) отдельных индивидуумов или командной слаженности Развоплощённое и бескорыстное единение Коллегиальность и корпоративность (ансамблевость)
«Ввод и вывод» информации (информационная связь со средой – зритель)
Отрицательная обратная связь (негативная реакция) в случае проигрыша и наоборот Деление на зрителей и участников отсутствует Настрой на положительную обратную связь (но возможно и обратное)

Литература:

Баркер, К. Театральные игры: новые достижения в драматическом обучении / Клив Баркер. – Лондон, 1977.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Эрик Берн. – СПб.,1992.

Буткевич, М.М. К игровому театру: Лирический трактат / М.М. Буткевич. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002.

Буткевич, М.М. К игровому театру. В 2-х тт. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2010.

Всеволодский-Гернгросс, В.Н. История русского театра. Т. 1 / В.Н. Всеволодский-Генгросс. – Л.-М.: ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ, 1929.

Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Игры народов СССР / В.Н. Всеволодский-Гернгросс. – М.-Л., 1933.

Игры: обучение, тренинг, досуг. В четырёх книгах // Под редакцией В.В. Петрусинского.– М., 1994.

Ильин, В.И. Игра как социальное поведение / В.И. Ильин. – М., 1999.

Козякова, М.И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы XV – XIX веков / М.И. Козякова. – М., 1996.

Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры / Т.А. Кривко-Апинян. – М., 1992.

Пешков, И.В. Введение в риторику поступка / И.В. Пешков. – М., 1998.

Прутченков, А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников) / А.С. Прутченков. – М., 1997.

Репринцева, Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е.А. Репринцева. – Курск: Курск. гос. ун.-т, 2005

Ретюнских, Л.Т. Философия игры / Ретюнских Л.Т. – М.: Вузовская книга, 2002.

Титов, А.Ю. Игродрама – игра в жизни и на сцене: игровой психотренинг как органический метод развития творческих способностей // Научный поиск. 2015 № 4.1. – с. 16-23.

Титов, А.Ю. К методу игродрамы: Практикум драматическо-игровых психотехник // Научный поиск. 2015 № 4.1. – с. 30-33.

Хёйзинга, Й. Homo ludens / Йоган Хёйзинга. – М., 1992.

Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Йоган Хёйзинга. – М., 1995.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978.

Наши рекомендации