Выбор темы учебно-исследовательской работы
Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16, с.44].
По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы:
1. Историко–педагогические и историко–психологические работынаправлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.
2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.
3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д. [9].
Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.
Предложенные преподавателями колледжа темы КР и ВКР обсуждаются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, согласуются и утверждаются на научно-методическом совете колледжа.
От правильного выбора темы исследования зависит успех всего дела. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:
1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.
2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования, т.е. с учебной дисциплиной, по которой будет проводиться исследование. Для студентов, обучающихся по специальностям 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах, 44. 02. Физическая культура, 44. 02. 01 Дошкольное образование, Профессиональное обучение направлениями исследования являются педагогика, психология, частные методики.
3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. Выпускная квалификационная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) выпускной квалификационной работы.
4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития. Это необходимо для экспериментального поиска.
5. При выборе темы следует учитывать возможности и научно-практические интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям юного исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.
Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:
1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).
2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.
3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане работы.
Тема КР и ВКР и научный руководитель закрепляются за студентом на основе его заявления и утверждаются приказом директора образовательного учреждения. Образец заявления студента на написание учебно-исследовательской работы представлен в приложении В.
Следует отметить, что утвержденная тема работы в процессе проведения исследования может корректироваться и дополняться. Изменение тематики работ производится по личному заявлению студента с обоснованием необходимости корректировки утвержденной ранее темы с обязательным письменным согласием научного руководителя не позднее, чем за два месяца до защиты работы (приложение Г).
Общее руководство и контроль за ходом выполнения исследовательских работ студентами колледжа осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе в соответствии с должностными обязанностями.