Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль эффективности профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности
Производственная физическая культура Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ильинич В.И. Физическая культура студентов. Учебник для вузов. М. Гардарики. 2007.
Дополнительная
2. Ю.И.Евсеев «Физическая культура» Рекомендовано Мин. Р.Ф. в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е. Ростов-на –Дону «Феникс», 2005
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М., Издательский центр «Академия», 2001.
4. Физическое воспитание. Учебник под редакцией В.А. Головкина, В.А. Мострякова, А.В. Коробкова. М. Высшая школа, 1983.
5. Физическая культура и здоровье. Учебник для студентов медицинских вузов. Под ред. Пономаревой В.В., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
6. Физическая культура и здоровый образ жизни. Учебное пособие. Барышева Н.В., Виноградов П.А., Жолдак В.И., Самара. 1997.
7. Физическая культура. Учебное пособие под редакцией В.А. Коваленко. АСВ, М. 2000
8. Физическая культура под редакцией проф. Е.В. Конеевой. Уч.пособие для вузов. Ростов на Дону. Феникс.2006.
9. Физическая культура и физическая подготовка. Учебник под ред. д.п.н., д.юр.н., проф., заслуж .раб. Высшей школы В.Я. Кикотя; д.пед.н. И.С.Барчукова. Допущено Мин. Образования Р.Ф. в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. ЮНИТИ. М. 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.24 ("Единое окно доступа к образовательным ресурсам"- интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебно-методических материалов для общего и профессионального образования)
2. http://www.trainer.h1.ru/
3. http://www.nios.ru/index.php?newsid=1015 (обзор методических и дидактических материалов, тематических подборок, законодательных документов в сфере образования, в том числе и по предмету «Физическая культура», каталог тематических сайтов и сайтов с литературой).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для очной формы обучения)
№ п/п | Наименование и нумерация разделов и тем курса. Виды занятий, их наименование Распределение учебного времени по семестрам. | Количество учебных часов | ||||||||||
Всего часов на дисциплину | Под руководством преподавателя | Самостоятельная работа | ||||||||||
Аудиторные занятия | Индивидуальные занятия (сам. работа под руков. преподавателя) | |||||||||||
Всего часов | Лекции | Семинары (ИКС) | Практические занятия, занятия за пределами ВУЗа | |||||||||
1 курс (1 семестр) | ||||||||||||
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ||||||||||||
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры | ||||||||||||
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья | ||||||||||||
ЗАЧЕТ | ||||||||||||
Консультация | ||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
1 курс (2 семестр) | ||||||||||||
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | ||||||||||||
Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания | ||||||||||||
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | ||||||||||||
ЭКЗАМЕН | ||||||||||||
Консультация | ||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
2 курс (3 и 4 семестр) | ||||||||||||
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений | ||||||||||||
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений | ||||||||||||
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом | ||||||||||||
ЗАЧЕТ | ||||||||||||
Консультация | ||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
3 курс (5 семестр) | ||||||||||||
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов | ||||||||||||
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности | ||||||||||||
ЗАЧЕТ | ||||||||||||
Консультация | ||||||||||||
ИТОГО |
Практические занятия
Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:
· в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;
· преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
· студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;
· под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.