К вопросу о влиянии информационной среды на проявления агрессии и аутоагрессии у детей и подростков
Козлова Елена Борисовна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,г. Калуга, Россия
Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры. Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека.
В отечественной научной литературе данная проблема, по нашему мнению, разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежных исследованиях в 70-80 гг. прошлого века появился ряд фундаментальных работ, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которые рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.). Над изучением вопросов влияния СМИ на психику человека работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.).
Пресыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик ребёнка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности. С первых лет своей жизни он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности, видеокультуры как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену «авторитарности» в этом аспекте пришла подвижная множественность развивающих образовательных программ коммерческого телевидения [7].
Статус образовательных программ в нашей стране за последние 20 лет показывает тенденцию к снижению. Предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является «смешение» жанров, стирание граней между реальными событиями и беллетризованными фактами. Детская аудитория с трудом может отличить реальные события от мнимых, которые подаются в реалистической манере[6]. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория [4].
В американских и японских мультипликационных фильмах дети видят акт насилия каждые две минуты. К моменту окончания школы ребёнок становится свидетелем в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры. Ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии; в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии [3].
Р.В. Овчарова выделяет четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране [5].
1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении детьми сцен насилия с помощью средств массовой информации? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством средств массовой информации (СМИ)?
2) Эмоциональное следствие:ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
3) Проблема катарсиса:ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
4) Проблема условий: имеются ли какие-либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?
Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, действительно обучаются новому для них агрессивному поведению при показе такого поведения в кино и по телевидению. Выделяются три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению. Первую модель можно условно назвать «способствующей».
Вторую модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия. С. Фешбах утверждает, что врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели.
Третья модель – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого-либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией: а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программы; б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов [1].
«Модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают детям определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей. В результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми [8].
Известна также модель Хьюстона: чрезмерное увлечение детьми телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. С другой стороны, отождествляя себя с героями агрессивных телепередач, дети усиливают варианты решения проблем с помощью агрессии и переносят их в межличностные отношения. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений [8].
Наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. Просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеонасилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия. Кроме того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [3].
В связи с особенностями своего возраста, дети и подростки переносят агрессивное поведение, увиденное в фильме, в свою жизнь. В дальнейшем эта агрессия либо выливается на других людей, либо переходит в аутоагрессию, что в последствие может привести к суициду.
К 1994 г. Россия вышла на одно из первых мест в мире по уровню суицидов. Еще менее благополучна ситуация с детским и подростковым суицидом. Например, по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ (2001г.) России принадлежит лидирующее положение среди стран СНГ по этому показателю. В последние годы эта тенденция, к сожалению, сохраняется. К факторам риска суицидального поведения личности наряду с другими, не менее значимыми, можно отнести социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»).
Некоторые подростки, склонные к самоубийствам, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц.
По музыкальным каналам телевидения и по радио подростки ежедневно могут слышать песни рок-групп, тексты которых пронизаны пессимизмом или откровенными призывами свести счёты с жизнью. Некоторые подростки кончают жизнь самоубийством вслед за своими кумирами.
Еще одним важным аспектом СМИ является Интернет. В наши дни 20000 российских подростков записаны в клубы самоубийц. На сайтах самоубийц зарегистрировано более трех тысяч пользователей от 11 до 25 лет, которые не только обмениваются возможными способами ухода из жизни, но и предлагают свои услуги.
Проблема влияния СМИ на возникновение агрессии и аутоагрессии детей и подростков изучается нами с 1998 г. Исследования последних лет, проводимые в Калужской области, позволяют сделать вывод о том, что агрессивное и суицидальное поведение может быть вызвано такими особенностями информационной среды, как жестокость, демонстрация агрессии, пропаганда суицидального поведения в музыке, демонстрация суицидального поведения в передачах, фильмах и т.д.;
Приведём некоторые данные наших исследований по проблеме [2]. Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста слабый уровень агрессивности выявлен у 20 % детей, средний – у 50 %, высокий уровень агрессивности имеют 20 %, а повышенный – 10 % детей (выборочное исследование в дошкольных образовательных учреждениях и школах г. Калуги, общее количество детей 218 чел., показатели процентов усреднённые). Среди подростков (90 человек, учащиеся школ г. Калуги) склонных к суицидальному поведению оказалось 27,53%; не склонных – 59,96%, что почти в два раза больше предыдущего показателя. Однако обработка полученных результатов не позволяет делать оптимистических выводов. Интересен тот факт, что не склонные к суицидальному поведению подростки выделяют информационную среду как фактор, влияющий на суицидальное поведение.
Табл. 1. Результаты исследования влияния информационной среды на подростков
Склонность к суицидальному поведению | Влияние информационной среды | |
да | нет | |
Склонные | 19,8% | 8,1% |
Не склонные | 35,1% | 25,2% |
Гипотеза о влиянии информационной среды на возникновение аутоагрессии (склонность к самоубийству) подростков получила подтверждение на уровне статистической значимости p ≤ 0,001 (метод корреляции случайных событий, χ²экспер.= 58,9; χ²критич.= 16,27).
В настоящее время исследование проблемы продолжается, но, как нам представляется, его результаты не будут существенно отличаться от уже полученных. В условиях нашего медиатизированного общества информационная среда, безусловно, является фактором, способствующим агрессивному и суицидальному поведению детей и подростков.
Библиографический список:
1. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. [Текст] - М.;Просвещение.,1997.-156с.
2. Козлова Е.Б. Исследование влияния информационной среды на агрессивное поведение детей и подростков в структуре готовности педагога-психолога к профессиональной деятельности [Текст] / Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции (12-13 ноября 2009 г., г. Казань). В 2-х ч. /Под ред. Д.А. Валеевой, Г.Ж. Фахрутдиновой. – Казань, ТГГПУ, 2009. – Ч. 2. – 505 с. (С. 280-282
1. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. [Текст] – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
2. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. [Текст] – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
3. 4.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
4. 5.Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. [Текст] – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.
5. 6.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. [Текст] – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.
6. 7.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. [Текст] – Минск.: Литера., 1996. – 296 с.