Обучение в условиях формирования информационной образовательной среды. Информатизация учебно-воспитательного процесса ДОУ при использовании информационной образовательной среды должна осуществляться в полном соответствии с

Информатизация учебно-воспитательного процесса ДОУ при использовании информационной образовательной среды должна осуществляться в полном соответствии с особенностями конкретных методических систем обучения. Информационные ресурсы, используемые в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с ресурсами, используемыми в процессе информатизации других сфер деятельности учебного заведения.

При обучении дошкольников необходимо учитывать наличие в информационной образовательной среде учебной компоненты, которая содержит в себе унифицированные и взаимосвязанные средства ИКТ. В связи с этим создание и использование учебной компоненты должно осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического методического и технологического характера. Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их использования в учебном процессе, фильтрации информации, поступающей к ученикам, и обязательной взаимосвязи с телекоммуникационными ресурсами других средств ИКТ, входящих в среду.

Информационные ресурсы, собранные в учебной компоненте среды, должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Кроме этого, к таким ресурсам можно предъявить специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании компонентов среды.

С дидактическими требованиями к информационным ресурсам учебной компоненты среды тесно связаны методические требования, которые предполагают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, возможности реализации современных методов обучения. Эргономические требования к ресурсам учебной компоненты информационной образовательной среды строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы конкретных компьютерных средств.

Необходимо также учитывать требование, предъявляемое к средствам ИКТ в связи с их участием в формировании информационной образовательной среды: навигация каждого информационного ресурса должна способствовать пониманию учителем или учеником текущего местоположения в иерархии информационного пространства всей среды, характера содержания компонентов среды учебного заведения.

Использование унифицированных и интегрированных ресурсов информационной образовательной среды позволяет высказать ряд дополнительных конкретных методических рекомендаций, адресуемых как к учителям, так и к учащимся.

Работа преподавателя с учебными ресурсами среды должна начинаться с анализа результатов работы по изучению соответствующих тематических блоков учениками. С этой целью преподаватель должен обращаться к ресурсам организационно-управленческой компоненты среды, содержащим сведения об учащихся, а также к ресурсам контрольно-измерительной компоненты, обеспечивающим контроль за качеством изучения учебного материала дошкольниками. На следующем этапе преподаватель должен определить уровень усвоения каждым учащимся содержания учебного материала из средств ИКТ, представленных в учебной компоненте среды. При этом возможен индивидуальный подход, согласно которому преподаватель разрабатывает для каждого ученика частные задания на подготовку к работе с электронными ресурсами среды, обеспечивающие педагогические контроль и измерения. На этом же этапе педагогом определяется время, отводимое на выполнение заданий дошкольниками и начало их работы с контрольно-измерительной компонентой информационной образовательной среды.

Далее, в зависимости от уровня подготовленности учащихся к работе с конкретными информационными ресурсами среды преподаватель выбирает методику проведения учебного занятия: традиционного урока, игры, тренинга и т. п. Параллельно с этим учитель должен быть обязан проанализировать возможности использования в учебной практике информационные ресурсы, аккумулированные в научно-исследовательской и внеучебной компонентах среды. Не исключаются случаи, когда использование подобных ресурсов в учебном процессе может стать дополнительным фактором повышения его эффективности. Подобный анализ становится реальным благодаря единству подходов к построению и компоновке разрозненных ресурсов в единую информационную среду учебного заведения.

В ходе работы со всеми, без исключения, ресурсами среды преподаватель должен постоянно проводить сравнение целей и результатов изучения дошкольниками учебного материала, запланированного учебной программой в соответствии с учебным планом в рамках дошкольного образования.

Учебная компонента среды взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте среды, поскольку эта компонента может представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс.

Практическое внедрение методов организации обучения с использованием основных дидактических функций унифицированных и интегрированных средств ИКТ повлечет за собой возможность использования среды в качестве:

· средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки дошкольников, организующего оперативную консультационную помощь, реализующего возможности программно-методического обеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в учебных заведениях;

· инструмента познания, за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

· средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, начиная от коллеги по совместному проекту, путем оперативного обмена информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т. д., и заканчивая использованием удаленных баз данных;

· средства развития личности за счет реализации возможностей повышения гуманитарного развития обучающихся и формирования навыков культуры общения;

· эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Не следует забывать о еще одной очевидной возможности информационной образовательной среды, привносимой в процесс подготовки дошкольников. Дело в том, что с использованием традиционных методологии и средств обучения (учебник, задачник, наглядное пособие) темп обучения зависит в основном от особенностей группы. С использованием возможностей информационной образовательной среды темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей обучаемого и увеличивается за счет организации связи между пользователем и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени. При этом, благодаря интеграции и унификации, индивидуальному варьированию и адаптации может быть подвергнут не только количественный, но и качественный состав информационных ресурсов, попадающих в поле зрения обучаемых.

Подобные возможности индивидуализации обучения появляются при использовании среды и реализации специализированных методов обучения за счет визуализации учебной информации, хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа пользователя к данным, информационно-поисковой деятельности, автоматизации обработки результатов экспериментальной деятельности, контроля за результатами усвоения учебной информации, специализированного единообразного интерактивного диалога.

Построение информационной образовательной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании дошкольников будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ, входящих в среду. В этой связи необходимо формирование психологической готовности педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности с использованием среды, обучение педагогов, учащихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды, обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонент, организация обмена опытом, проведение конференций, посвященных разработке и эксплуатации среды в условиях системы дошкольного образования.

Наши рекомендации