Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков

На данном этапе исследования я сравнила две выборки испытуемых, а именно мальчиков и девочек подростков 8-ых классов, обучающихся в ГУО «Средняя школа №5 г.Могилёва», на предмет различий в уровне агрессивности.

Так как имеются данные, не соответствующие нормальному распределению (ПРИЛОЖЕНИЕ В), для данной процедуры я выбрала U-критерий Манна-Уитни.

Для установления отсутствия или наличия различий в уровне агрессивности у мальчиков и девочек подростков я использовала следующие статистические гипотезы:

Н0: Индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек.

Н1: Индекс агрессивности мальчиков отличается от индекса агрессивности девочек.

В результате расчетов (ПРИЛОЖЕНИЕ Г):

Uэмп = n1 ٭n2 + Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru -259,5 =85,5

Uкр= Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru

Uэмп >Uкр , при Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru , H1-отвергается, H0- принимается, т.е индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны.

На следующем этапе я сравнивала уровень враждебности у мальчиков и девочек подростков.

Статистические гипотезы для сравнения:

Н0: Индекс враждебности мальчиков не отличается от индекса враждебности девочек.

Н1: Индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек.

Получены следующие значения (ПРИЛОЖЕНИЕ Г):

Uэмп = n1 ٭n2 + Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru -298,5 = 46,5

Uкр= Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru

Uэмп < Uкр , при Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков - student2.ru , H1- принимается, т.е индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

Как мы можем видеть, различия в уровне агрессии у мальчиков и девочек подростков являются не достоверными. Однако, различия в уровне враждебности у мальчиков и девочек подростков являются достоверными.

Причинами таких результатов могут быть:

1. Малая выборочная совокупность.

2. Факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента.

3. Низкая надежность методики измерения.

4. Недостаточная мощность статистического критерия и др.

Причины могут быть различными, однако на данный момент определить точный фактор или совокупность факторов, повлиявшую на результаты исследования, невозможно.

ВЫВОДЫ

Обобщая полученные результаты по методике состояния агрессивности Басса–Дарки, можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях присуща большинству детей, но в подавляющем большинстве показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы. Враждебность же у детей выражена сильнее агрессивности.

Гипотеза исследования о том, что существуют достоверные различия

в уровне агрессии у мальчиков и девочек подростков, не подтвердилась в ходе обработки эмпирических данных

Однако, различия в уровне враждебности у мальчиков и девочек подростков являются достоверными.

Причинами таких результатов могут быть:

1. Малая выборочная совокупность.

2. Факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента.

3. Низкая надежность методики измерения.

4. Недостаточная мощность статистического критерия и др.

Причины могут быть различными, однако на данный момент определить точный фактор или совокупность факторов, повлиявшую на результаты исследования, невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные подходы к определению феномена агрессии. В общем же виде - этомотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Существуют разнообразные теоретические концепции агрессии, по-разному объясняют психологические механизмы возникновения агрессии: теория влечения (З. Фрейд); этологическая теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального научения (А. Бандура); теория принуждающей силы (Фишбах).

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Возникающее давление со стороны взрослых и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.

Целью моего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте. Основными показателями агрессивности в моей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки).

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось с учащимися 8-ых классов на базе ГУО «Средняя школа №5 г.Могилёва».

В результате проведенного исследования было установлено, что индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны. А индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

Наши рекомендации