Гендерные особенности проявления агрессии у подростков

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа

по общей психологии

студентки 2 курса, ПиПД,

специальности психология,

форма обучения бюджет, П-21

Анастасии Васильевны Шрамовой

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры психологии

Гальперина Людмила Леонидовна

Могилев

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

У ПОДРОСТКОВ………………………………………………. 5

1.1 Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы………………………………................. 5

1.2 Особенности агрессивности в подростковом возрасте…..... 10

1.3 Гендерные отличия агрессивного поведения………….…... 14

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..…. 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

У ПОДРОСТКОВ……………………………………………... 18

2.1 Организация, задачи и методы исследования особенностей проявления агрессии у подростков…………………………… 18

2.2 Полученные диагностические результаты исследования особенностей проявления агрессии у подростков…………… 20

2.3 Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков …………………………… 23

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивности является одной из самых значимых проблем в современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сегодняшняя жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности подростков как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой [3].

Клецина И.С. отмечает резко возросшую преступность среди молодёжи. «Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, сотрудничают с мафией» [1, C.19].

Актуальность исследуемой проблемы: в настоящие время неустойчивая социальная ситуация в обществе приводит к возникновению различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и проявления цинизма, жестокости, агрессивности. Подростки, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее чувствительны к далеко не всегда конструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др.

В словаре Мещерякова и Зинченко термину «агрессия» дается такое определение:

Агрессия(от лат. aggressio - нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам(правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Агрессия как общий психический и социальный феномен изучался такими учеными как: К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.

Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями: Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А.Челышева, Г.М.Андреева, Л.И.Божович, В.В.Бойко, Б.С.Братусь, И.М.Желдак, В.В.Знаков, Л.П.Колчина, И.С.Кон, Н.Д.Левитов, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, И.А.Невский, Р.С.Немов, Н.Н.Павлова, Е.В.Романин, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн и др.

Цель исследования: изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.

Объект исследования: агрессия.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления агрессии у подростков.

Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.

2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста

3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.

4. Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оборудование: бланки методики диагностики показателей и форм агрессии Басса–Дарки, программа для обработки статистических данных STATISTICA 6.0.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на результаты исследования индивидуально-психологических особенностей реализации агрессивности юношей и девушек может послужить основой разработки психокоррекционных программ, которые могут быть использованы при организации консультативной, коррекционной и развивающей работы с подростками. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в курсе общей, дифференциальной, социальной, возрастной, гендерной психологии и психологии личности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги по вопросам теоретического и экспериментального изучения агрессивного поведения, можно сделать такие обобщающие выводы.

1. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Основными формами проявления агрессии являются: физическая, косвенная, вербальная агрессия.

Существует большое количество теоретических концепций агрессии. Наиболее известными являются: теория влечения (З. Фрейд); этологическая теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального научения (А. Бандура).

2. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во–первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я–концепции. Во–вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В–третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [15, С. 61].

3. Многочисленные экспериментальные исследования агрессивного поведения, позволили выявить половые различия в проявлении агрессии: уровень агрессии мужчин выше, чем уровень агрессии женщин. У первых преобладают прямая и косвенная физическая и прямая вербальная агрессия, у вторых косвенная вербальная агрессия.

ВЫВОДЫ

Обобщая полученные результаты по методике состояния агрессивности Басса–Дарки, можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях присуща большинству детей, но в подавляющем большинстве показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы. Враждебность же у детей выражена сильнее агрессивности.

Гипотеза исследования о том, что существуют достоверные различия

в уровне агрессии у мальчиков и девочек подростков, не подтвердилась в ходе обработки эмпирических данных

Однако, различия в уровне враждебности у мальчиков и девочек подростков являются достоверными.

Причинами таких результатов могут быть:

1. Малая выборочная совокупность.

2. Факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента.

3. Низкая надежность методики измерения.

4. Недостаточная мощность статистического критерия и др.

Причины могут быть различными, однако на данный момент определить точный фактор или совокупность факторов, повлиявшую на результаты исследования, невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные подходы к определению феномена агрессии. В общем же виде - этомотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Существуют разнообразные теоретические концепции агрессии, по-разному объясняют психологические механизмы возникновения агрессии: теория влечения (З. Фрейд); этологическая теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального научения (А. Бандура); теория принуждающей силы (Фишбах).

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Возникающее давление со стороны взрослых и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.

Целью моего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте. Основными показателями агрессивности в моей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки).

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось с учащимися 8-ых классов на базе ГУО «Средняя школа №5 г.Могилёва».

В результате проведенного исследования было установлено, что индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны. А индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

8; 10; 11; 12; 13; 13; 14; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 21.

3. Сформулируем гипотезы:

Н0: Индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек.

Н1: Индекс агрессивности мальчиков отличается от индекса агрессивности девочек.

4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.

7 ;7 ; 8; 9; 9; 10; 10; 11; 11; 12; 12; 12; 13; 13; 13; 14; 14; 14; 15; 15; 16; 17; 18; 18; 19; 19; 21; 21; 21; 21

N1-мальчики

N2-девочки

Ранжирование:

1,5; 3; 4,5; 6,5; 8,5; 11; 14; 17; 19,5; 21; 22; 23,5; 25,5; 28,5.

Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:

Т1 = 3+6,5+8,5+11+(14٭2) +(17٭2) +19,5+ 21+ 22+ 23,5+ 25,5+ (28,5٭2)

= 259,5

Т2 = (1,5٭2) + (4,5٭2) + 6,5+8,5+(11٭2) +14+17+19,5+ 23,5+25,5+(28,5٭2) = 205,5

R = гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru = гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru = 465

Т1 = Тх

6. Рассчитаем Uэим.

Uэмп = n1 ٭n2 + гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru -259,5 =85,5

Uкр= гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru

Uэмп >Uкр , при гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru , H0- принимается, т.е индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны.

гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru

Осуществим сравнительный анализ на предмет наличия различий индекса враждебности у мальчиков и девочек подростков с помощью U-критерия Манна-Уитни.

1. Упорядочим данные ИАд:

4; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 14; 15; 17.

2. Упорядочим данные ИАм:

2; 3; 3; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 9; 11; 12.

3. Сформулируем гипотезы:

Н0: Индекс враждебности мальчиков не отличается от индекса враждебности девочек.

Н1: Индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек.

4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.

2 ;3 ; 3; 4; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 9; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 11; 12; 14; 15; 17.

N1-девочки

N2-мальчики

Ранжирование:

1; 2,5; 5; 8; 10,5; 14,5; 19; 23; 26; 27; 28; 29; 30.

Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:

Т1 = 5+ (14,5٭5) +19+ (23٭5) + 28+29+30=298,5

Т2 = 1+ (2,5٭2) + (5٭2) +(8٭3) +(10,5٭2) +14,5+(19٭2)+26+27= 166,5

R = гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru = гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru = 465

Т1 = Тх

6. Рассчитаем Uэим.

Uэмп = n1 ٭n2 + гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru -298,5 = 46,5

Uкр= гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru

Uэмп < Uкр , при гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru , H1- принимается, т.е индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

гендерные особенности проявления агрессии у подростков - student2.ru

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа

по общей психологии

студентки 2 курса, ПиПД,

специальности психология,

форма обучения бюджет, П-21

Анастасии Васильевны Шрамовой

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры психологии

Гальперина Людмила Леонидовна

Могилев

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

У ПОДРОСТКОВ………………………………………………. 5

1.1 Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы………………………………................. 5

1.2 Особенности агрессивности в подростковом возрасте…..... 10

1.3 Гендерные отличия агрессивного поведения………….…... 14

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..…. 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

У ПОДРОСТКОВ……………………………………………... 18

2.1 Организация, задачи и методы исследования особенностей проявления агрессии у подростков…………………………… 18

2.2 Полученные диагностические результаты исследования особенностей проявления агрессии у подростков…………… 20

2.3 Сравнительный анализ исследования особенностей проявления агрессии у подростков …………………………… 23

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивности является одной из самых значимых проблем в современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сегодняшняя жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности подростков как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой [3].

Клецина И.С. отмечает резко возросшую преступность среди молодёжи. «Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, сотрудничают с мафией» [1, C.19].

Актуальность исследуемой проблемы: в настоящие время неустойчивая социальная ситуация в обществе приводит к возникновению различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и проявления цинизма, жестокости, агрессивности. Подростки, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее чувствительны к далеко не всегда конструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др.

В словаре Мещерякова и Зинченко термину «агрессия» дается такое определение:

Агрессия(от лат. aggressio - нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам(правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Агрессия как общий психический и социальный феномен изучался такими учеными как: К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.

Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, так и отечественными исследователями: Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А.Челышева, Г.М.Андреева, Л.И.Божович, В.В.Бойко, Б.С.Братусь, И.М.Желдак, В.В.Знаков, Л.П.Колчина, И.С.Кон, Н.Д.Левитов, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, И.А.Невский, Р.С.Немов, Н.Н.Павлова, Е.В.Романин, Т.Г.Румянцева, Л.М.Семенюк, Л.С.Славина, Д.И.Фельдштейн и др.

Цель исследования: изучить гендерные различия проявления агрессивности у подростков.

Объект исследования: агрессия.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления агрессии у подростков.

Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.

2. Охарактеризовать особенности подросткового возраста

3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.

4. Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.

Оборудование: бланки методики диагностики показателей и форм агрессии Басса–Дарки, программа для обработки статистических данных STATISTICA 6.0.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на результаты исследования индивидуально-психологических особенностей реализации агрессивности юношей и девушек может послужить основой разработки психокоррекционных программ, которые могут быть использованы при организации консультативной, коррекционной и развивающей работы с подростками. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в курсе общей, дифференциальной, социальной, возрастной, гендерной психологии и психологии личности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, списка литературы и приложений.

Наши рекомендации