Гигиена детей и подростков – предмет, цели, задачи, актуальные проблемы. Основные этапы развития гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков- это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего

поколения, а также о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Как наука она интегрирует гигиенические знания по коммунальной гигиене, гигиене труда,

гигиене питания, социальной гигиене и эпидемиологии применительно к растущему

организму ребёнка.

Как научная дисциплина ГДиП призвана обосновать и проводить профилактические

мероприятия направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Методологической основой науки является тесная взаимосвязь ребёнка с окружающей средой, в

связи с чем она разрабатывает гигиенические рекомендации не только применительно к внешним

факторам среды но и к условиям воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, к учебному

процессу, физическому воспитанию и трудовому обучению.

Выделяют3 основных раздела ГДиП

1. Дошкольная гигиена. Она изучает гигиену детей младшего возраста в частности

нахождение детей в домашних условиях и детских образовательных дошкольных учреждениях

2. Школьная гигиена. Изучает гигиену в общеобразовательных школах, школах интернатах, а

так же профессиональных колледжах

3. Гигиена молодежи. Изучает гигиену учащихся высшей школы, а так же учащихся средних

учебных заведений. В отдельный раздел выделены спец школы в частности для слепых и

слабовидящих детей, с врожденной тугоухостью и глухотой

ГДиП изучает:

- Влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на

растущий организм

- Разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно противоэпидемические требования и

правила

- Контролирует санитарное состояние детских дошкольных и школьных учреждений

- Обосновывает оздоровительные мероприятия направленные на снижение заболеваемости, а

так же совершенствование функциональных возможностей и гармоничного развития детей и

подростков

Таким образом основной целью гигиены детей и подростков является:

- обоснование и разработка санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения

- разработка комплекса оздоровительных мероприятий которые способствуют укреплению здоровья

и физического развития детей и подростков.

Объект изучения: здоровье детских и подростковых коллективов

Задачи для проведения:

1. Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении состояния здоровья

детей и подростков

2 Контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров

3. Анализировать результаты в каждом конкретном коллективе и климатогеографическом

регионе

4. На основании этого разрабатывать планы комплексны лечебно профилактических

мероприятий, и контролировать их выполнение

5 Анализировать инфекционную заболеваемость и современную тенденцию распространения

инфекционных заболеваний

6. Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия

Связь гигиены детей и подростков с другими науками.

1. Возрастная анатомия и физиология

2. Педиатрия

3. Эпидемиология и медицинская микробиология

4. Инфекционные болезни

5. Психология и психиатрия

Отличия ГДиП от педиатрии:

ГДиП решает гигиенические вопросы на основе морфо-функциональных и физиологических

исследований, т.е. изучает процессы формирования организма, период раннего онтогеза во

взаимодействии с факторами окружающей среды для обеспечения благоприятного развития

растущего организма, сохранение и укрепление его здоровья через преобразование среды.

Таким образом, внешняя среда с позиции гигиены является учетом реакции организма ребенка на эту

среду.

Педиатрия изучает анатомо-физиологические особенности формирования ребенка с учетом его

генотипа и особенностями окружающей среды, а так же особенности протекания

общесоматических, инфекционных и психических заболеваний с разработкой мер реабилитации и

восстановления.

Особенности нормирования в ГДиП:

Гигиеническое нормирование

Основные принципы были сформулированы Громбахом

1. Обязательная предпосылка допустимости(нормы) воздействие любого фактора внешней

среды служит функциональная готовность растущего организма к этому воздействию

2. Нормы ГДиП непостоянны. Они меняются на различных возрастных этапах

3. Смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов

Таким образом, задачи гигиенического нормирования заключаются в проведении

дифференцированного гигиенического нормирования факторов окружающей среды с учетом

возраста и определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого

конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.

В современных условиях гигиенический норматив- это научно обоснованное определение тех

параметров или той интенсивности воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное

или безвредное влияние, при этом обеспечивают сохранение здоровья детей.

Принципы нормирования:

1. Специфичность норм для каждого фактора окружающей среды.

2 Непостоянство, сменяемость норм. Обусловлено особенностями роста и развития.

Данные нормы сохраняет свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по

окончание его заменяется новыми.

3 Развивающая, тренирующая направленность норм. Данные нормирования должны

создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма

с окружающей средой, но и способствует его лучшему развитию. Нормы ГТО, закаливание.

4. Дифференцировка гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего

организма.

Актуальные проблемы научных исследований в гигиене детей и подростков:

1. Состояние здоровья и уровень физического развития детей и подростков.

2. Гигиена учебного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях.

3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков

4. Гигиена трудовой деятельности детей и подростков

5. Санитарное благоустройство детских дошкольных и школьных образовательных

учреждений

Наши рекомендации