II. Общая характеристика курса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Директор УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам.директора по ВР Зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 17

_______________ ________________ __________________ ______________

Антипова Н.Д. Г.Г.Титова О. И.Азнабаева Муратов Л.С.

Протокол № 1 Приказ № 205

от 16.08.2016 г. от 18.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

По общекультурному направлению

«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Срок реализации программы – 2016-2017 учебный год

А класс

Составитель программы:

учитель начальных классов

Оркина Елена Витальевна

г. Октябрьский

2016д

I.Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

- программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цель настоящей программы:освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучить навыкам общения и сотрудничества;
  • сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

II. Общая характеристика курса

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность (честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Методические приемы программы:

- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

- проведение развивающих и словесных игр;

- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

Программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др.

Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.

При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания.

Формы организации внеурочной деятельности:

· Ролевые игры;

· Беседы, викторины;

· Коллективные творческие дела;

· Смотры-конкурсы, выставки;

· Тренинги общения;

· Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

III. Место кружка в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю составляет 17 часов в год. Продолжительность занятий 35 - 40 минут первое полугодие, 45 минут – второе полугодие.

Наши рекомендации