Особенности содержания программ и учебников Е.Н. Чудиновой и Е.Н Букваревой.

Данная программа составлена для реализации курса окружающего мира в начальной школе, разработанного в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Он ставит своей целью формированию у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение естественнонаучных понятий, а не только на выработку навыков и умений.

Общая характеристика учебного предмета: Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отли­чающая «Окру­жаю­щий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает зада­чи формирования мышления и сознания в условиях взаимо­действия ребенка с «со­противляющимся» объектом — при­родными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природ­ных и социальных явлений, что и определяет успешность станов­ления у него основ научного мышления.

Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса яв­ляется открытие эксперимента как способа практической проверки выдви­нутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих спо­собы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы кон­струирования, рисования, практических действий и игр. Обраща­ется особое внимание на проведение практических работ и экс­курсий, с одной стороны, и формирование умения работать с тек­стами и информацией — с другой.

Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развивают­ся общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анали­зировать, выделять существенное, схематически фик­сировать новый опыт, работать с научно-популярным тек­стом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи меж­ду процессами, фиксировать результаты наб­лю­дений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориен­ти­ро­ваться в ходе событий сво­ей жизни и жизни окружаю­щих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

№24Экологическая культура и ее компоненты.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

Основные компоненты экологической культуры учащихся:

Аксиологический.

Мотивационный.

Когнитивный (экологическое сознание и мышление).

Деятельностный.

Аксиологический компонент представлен ценностями-целями - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает (биосфера, ноосфера, природа), здоровье, устойчивое развитие человека и природы, самореализация, самосовершенствование и др.; ценностями-средствами - экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, отношение к человеку и природе как взаимозависимым и взаимообусловленным компонентам среды; ценностями-качествами - доброта, ответственность, самоограничение и др.

Мотивационный компонент включает отношение человека к природной среде, интегрированное в систему доминирующих мотивов деятельности и поведения: убежденность в необходимости сохранения природной среды как важнейшей общечеловеческой ценности; развитый интерес к проблемам окружающей среды; осознание личной причастности к решению проблем взаимодействия человека и природы. Этот компонент характеризует позитивное отношение личности к экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей среды, достижение оптимизации отношений человека и природы.

Экологическое сознание выступает в виде системы научных экологических знаний, знаний о явлениях окружающего мира, их ценности для человека; системы норм и правил отношения к природе. Содержание экологических знаний определяется следующими ведущими идеями: развитие и целостность природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменение природы в процессе труда, влияние окружающей среды на здоровье человека, оптимизация взаимодействия человека, общества и природы. Система знаний личности является фундаментом формирования ее экологических умений, которые отражают готовность выполнять экологическую деятельность, готовность к осознанным природоохранным действиям.

Экологическое мышление представляет собой умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Деятельностный компонент экологической культуры представлен специфическими способами жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают безущербный, преобразующий характер взаимодействия с окружающей средой в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Данный компонент также включает экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

№25 Экологическое образование при изучении интегративного курса «Окружающий мир», его содержание, и этапы.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.

В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.

Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.

Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.

Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.

Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.

Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.

Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:

1) доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано;

2) помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;

3) научить строить свое поведение в природе на основе зна­ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову).

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

2. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.

3. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.

5. Охрана и восстановление природных богатств.

При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).

1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.

Этот уровень достигается в 1 классе; Дети узнают о компо­нентах неживой и живой природы

2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе.

3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека

Наши рекомендации