Действующих программ и учебников.

Третьи вопросы направлены на проверку сформированности практи&

ческих умений – составлять комплексные или сравнительные характеристи&

ки, выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенно&

сти территорий на основе использования различных источников географи&

Ческой информации и пр.

В целом вопросы комплекта билетов позволяют проверить усвоение

Наиболее важных элементов содержания географического образования

Основной школы и умения практического применения знаний.

При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь

Возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны

Быть другие необходимые статистические, картографические и прочие

Источники географической информации.

Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30

Минут.

Комплект экзаменационных билетов носит примерный характер и мо&

Жет быть переработан при разработке экзаменационных билетов на уровне

общеобразовательного учреждения. Общее количество билетов, разрабо&

Танных на уровне общеобразовательного учреждения, должно быть не менее

И не более 30. В предлагаемый материал возможно внести изменения,

исходя из особенностей выбранной учителями конкретной школы програм&

мы по географии: частично заменить вопросы, в том числе практические

Задания, заранее выбрать страны (регионы) в зависимости от имеющихся

у учителей материалов (статистических данных, картографических иллюст&

Раций и т.п.). Однако важно, чтобы в разработанных билетах проверялось

содержание всех школьных курсов географии (6–9 классы), всех содержа&

Тельных линий стандарта 2004 г. Вероятен подход, при котором некоторые

Землеведческие знания и знания по природопользованию проверяются на

примере географии России, но в этом случае вопрос должен быть сфор&

Мулирован соответствующим образом. Обязательно в проверку должно быть

включено содержание линии стандарта «Материки, океаны, народы, стра&

ны». Также следует учитывать, что на экзамене должно проверяться умение

Работать с разными источниками географической информации, поэтому

необходимы вопросы, требующие анализа разнообразных карт, статисти&

Ческих материалов (в том числе таблиц, диаграмм и пр.).

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая отметка

3Bilet(86).pmd 154 19.03.2007, 14:50

География, IX

Февраль, 2007.155

Выставляется исходя из отметок, полученных за ответ на каждый из трех

Вопросов билета. При оценивании ответов и выставлении отметки можно

Руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят

Рекомендательный характер.

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные

Знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание

взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допу&

стив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую тер&

Минологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет

Основные знания по данному вопросу, представления о причинно_след_

Ственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в

Котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют

Неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая

Терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фраг&

ментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их кон&

кретными примерами, имеет общие представления о географических про&

Наши рекомендации