Анализ действующих программ и учебников по естествознанию в начальной школе

ДИСЦИПЛИНА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

(СТУДЕНТЫ ГРУПП 2 «А», «Г», «Д» ГОТОВЯТ ТОЛЬКО ВЫДЕЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ,

СТУДЕНТЫ ГРУПП 3 «А», «Г» И 2 «Е» ГОТОВЯТ ВСЕ ВОПРОСЫ)

Курс II семестр

1. Естествознание с методикой преподавания как наука и учебный предмет.Предмет и задачи курса «Естествознание с методикой преподавания».Связь дисциплины с другими науками. Методы исследования.

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

3. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе.Образовательный минимум содержания «Окружающего мира» (ФГОС НОО) и особенности его реализации в системе начального образования.

Методика организации и проведения практических работ при изучении полезных ископаемых.

26. Вода в природе.Значение воды в природе и народном хозяйстве. Свойства воды.

27. Мировой океан и его части.Изучение Мирового океана. Движение воды в Мировом океане. Рельеф дна. Использование богатств Мирового океана.

28. Подземные воды.Происхождение подземных вод. Минеральные источники, колодцы. Использование подземных вод человеком.

29. Река и её части.Работа воды в природе. Равнинные и горные реки. Питание и режим рек. Использование человеком.

30. Озёра, болота.Происхождение и классификация. Питание озёр и их развитие.

31.Происхождение болот. Болота верховые и низинные. Использование озёр и болот человеком.

32. Проблемы пресной воды на Земле.Охрана водных ресурсов.

33. Организация и методика проведения фронтальных и демонстрационных опытов по изучению свойств воды, круговорота воды в природе.Деятельность учителя и учащихся на уроках с применением опытов. Требования к показу опыта, техника безопасности.

34. Рисование и черчение схем (происхождение подземных вод, части реки, части Мирового океана), моделирование. Составление комплексной характеристики реки (по заданию преподавателя)

35. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.Состав и строение атмосферы. Значение и современные методы исследования. Методика проведения опытов по изучению свойств воздуха.

36. Солнце – источник света и тепла на Земле. Температура воздуха. Распределение тепла на земной поверхности.

37. Давление атмосферы.Измерение давления. Ветер. Воздушные массы. Циклоны и антициклоны. Общая циркуляция атмосферы.

38. Вода в атмосфере.Влажность воздуха. Явления природы, связанные с наличием воды в атмосфере. Облака. Типы облаков.

39. Осадки, их происхождение.Виды осадков. Закономерности распределения осадков на земной поверхности.

40. Понятие о погоде.Погода, как комплекс явлений: температура, давление, ветер, влажность, облачность, осадки, звуковые и электрические явления. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

41. Понятия о климате.Факторы климатообразования. Климаты Земли. Глобальное изменение климата.

Охрана воздушной среды.

Курс I семестр

1. Почва – среда обитания организмов.Значение почвы для живой природы. Состав, строение почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Типы почв. Охрана земельных ресурсов.

Курс II семестр

Природные зоны России.

2. Понятие о природных зонах. Умение Докучаева В.В. о природных зонах.

3. Арктическая пустыня.Географическое положение. Климатические условия. Растительный и животный мир. приспособленность к суровым условиям. Станции наблюдений за погодой, экологией северных морей.

4. Зона тундры. Природа. Географическое положение. Рельеф, полезные ископаемые, почвы. Адаптации растений и животных к суровым климатическим условиям.

5. Хозяйственное использование зоны тундры. Основные занятия коренного населения тундры: охота, оленеводство, рыболовство. Полярное земледелие. Разработка полезных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с деятельностью человека.

6. Лесная зона. Тайга Лесотундра. Переход от тундры к тайге. Неоднородность климата, причины. Рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы. Растительный и животный мир таёжных лесов.

7. Смешанные и широколиственные леса европейской части России и Дальнего Востока.Условные границы, географическое положение. Водные ресурсы. Рельеф, полезные ископаемые. Закономерности в формировании почвенно-климатический условий. Особенности растительного и животного мира.

8. Хозяйственное использование лесной зоны. Экологические проблемы. Лесоразработки. Охота, пушной промысел, звероводство. Добыча полезных ископаемых. Земледелие и животноводство. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

9. Зона степей. Природа. Лесостепь. Переход от лесов к степи. Географическое положение, условные границы. Климат, почвы. Особенности растительного и животного мира.

10. Хозяйственное использование степной зоны. Экологические проблемы. Выращивание с/х культур, животноводство. Искусственное лесоразведение. Добыча полезных ископаемых.

11. Своя область. Природа Воронежской области. Географическое положение, границы. Рельеф, полезные ископаемые. Климат. Почвы.

12. Реки. Искусственные водоёмы. Растительный и животный мир. Река Дон, основные притоки. Озёра и пруды. Воронежское водохранилище. Экологические проблемы.

ДИСЦИПЛИНА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

(СТУДЕНТЫ ГРУПП 2 «А», «Г», «Д» ГОТОВЯТ ТОЛЬКО ВЫДЕЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ,

СТУДЕНТЫ ГРУПП 3 «А», «Г» И 2 «Е» ГОТОВЯТ ВСЕ ВОПРОСЫ)

Курс II семестр

1. Естествознание с методикой преподавания как наука и учебный предмет.Предмет и задачи курса «Естествознание с методикой преподавания».Связь дисциплины с другими науками. Методы исследования.

2. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. История науки. Взгляды К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.П. Вахтерова и др. на развитие естествознания и методики преподавания. Развитие науки в советский период и в настоящее время. (В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, К.П. Ягодовский, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и др.)

3. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе.Образовательный минимум содержания «Окружающего мира» (ФГОС НОО) и особенности его реализации в системе начального образования.

Анализ действующих программ и учебников по естествознанию в начальной школе

5.Школа России. А.А. Плешаков «Окружающий мир». Программа Л.В. Занкова. Н.Я. Дмитриева «Мы и окружающий мир». Программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Е.В. Чудинова «Окружающий мир». Перспективная начальная школа. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Наш мир». Начальная школа XXI в. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». Традиционная начальная школа. З.А. Клепинина «Окружающий мир», «Я и мир вокруг».

6. Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию.Общая характеристика, классификация. Выбор и оптимальное сочетание методов и методических приемов в обучении

7. Практические методы обучения естествознанию.Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Значение, виды наблюдений, методика их организации. Практические опыты и опыты

8. Роль наглядных методов в изучении естествознания.Демонстрация наглядных пособий, демонстрационные опыты. Информационные технологии на уроках «Окружающего мира».

9. Словесные методы.Беседы, рассказ, объяснение на уроках естествознания

10. Урок – основная форма организации учебного процесса по естествознанию.Функции современного урока ОМ. Требования к уроку.

11. Типология и структура уроков естествознания.Комбинированный, обобщающий, предметный уроки. Уроки-экскурсии.

12. Материальная база уроков естествознания.Дидактические средства. Система оборудования по естествознанию. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, краеведческий уголок.

13. Виды дидактических средств используемых на уроках естествознания.Натуральные, изобразительные наглядные пособия. ТСО.

14. Земля – планета Солнечной системы.Уроки «Окружающего мира» по изучению тем: звёзды и планеты. Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

15. Суточное вращение Земли.Смена дня и ночи. Годовое движение Земли. Смена времён года. Тепловые пояса. Практические работы по теме в курсе ОМ.

16. Методика организации и проведения практических работ на местности.Цели и задачи проведения практических работ на местности. Оборудование и материалы, необходимые для проведения практических работ. Методика проведения практических работ при изучении горизонта, линии горизонта, ориентирования на местности по Солнцу, Полярной звезде, по компасу и местным признакам

17. Методика работы с картографическими пособиями.Понятие о плане, плане местности. Масштаб. Знакомство с условными знаками.

18. Географическая карта.Виды карт для начальной школы. Карта своего края. Значение карт в науке и практической деятельности.

19. Внутреннее строение Земли. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли.Понятие о земной коре, мантии, ядре. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения.

20. Внешние процессы, происходящие на поверхности Земли.Выветривание. Работа воды, ветра, ледников.

21. Взаимодействие внутренних и внешних сил. Формирование рельефа.Равнины, типы равнин, горы, нагорья, горные цепи, горные хребты. Холмы, овраги, борьба с оврагами.

22. Методы и приёмы работы по развитию представлений и формированию понятий у младших школьников (на примере уроков о формах земной поверхности).Особенности поверхности своего края.

23. Минералы и горные породы.Физические свойства минералов. Полезные ископаемые и их использование человеком. Охрана недр

24. Организация и методика проведения предметных уроков по теме «Полезные ископаемые» в начальных классах.Предметные уроки. Структура предметного урока.

Наши рекомендации