Анализ школьных программ, учебников, учебных пособий по ИЗО на современном этапе

Шпикалова Т.Я. – главная цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественно – образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй – устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды; народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки – праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.

Кузин В.С. и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока.

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс.» поставленные им задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к ИЗО искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Является целостным интегрированным курсом, включает в себя все основные виды: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство, архитектура, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Включает в себя три вида худ.деятельности: конструктивные (архитектура, дизайн), изобразительные(живопись, графика, скульптура), декоративно прикладные. Смысловой стержень программы - роль искусства в жизни общества. Прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом.С целью опыта худ. Общения предусмотрены коллективные занятия. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» игровая, образная форма приобщения. 2 класс-«Ты и искусство» 3 класс «Искусство вокруг нас»приобщение к культуре своего народа.4 класс-«Каждый народ художник».

Конструкция программы: Первый этап - начальная школа пьедестал всех знаний, второй этап-связь жизни с видами и жанрами искусства. Третий эта п- о мировом художественном искусстве.

Учитель изобразительного искусства как руководитель и организатор учебно-воспитательного процесса. Квалификационные требования. Составляющие имиджа современного учителя изобразительного искусства.

(ГС).Имидж современного учителя изобразительного искусства, его составляющие.Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Условия формирования профессиональных компетенций учителя ИЗО.

Составляющие педагогической культуры учителя изобразительного искусства (образованность, обученность, воспитанность и развитость). Имидж педагога как форма взаимосвязи содержания образования (обучения) и профессионального, культурного самоопределения, самоактуализации личности.

Педагог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами своей профессиональной деятельности. В области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области художественного образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития; организация обучения и воспитания в художественном образовании с использованием технологий, соответствующим возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области, использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области культурно-просветительской деятельности: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организации культурного пространства; организация и реализация культурно-просветительских программ для различных слоев населения; популяризация профессиональной художественно-творческой области знанийобщества.

Построение имиджа. Состав ключевых профессиональных компетенции;. ведущих способов профессионального мышления и деятельности (проектирование, исследование, моделирование, творчество); овладение педагогическими специальными средствами, техниками и инструментами деятельности; знание профессионального языка (система научных понятий, форм художественного выражения); знание содержания организационных форм профессиональной деятельности; использование профессиональной рефлексии (осмысления, анализа, оценки собственной деятельности). Все это выстраивается и понимается в определенных рамках (концепциях), относительно которых строится или складывается профессиональный имидж.

Общие характеристики цивилизованной личности, ее свойств, качеств, характера, отвечающие задачам и принципам образования. И профессиональный блок: профессиональная направленность, профессиональные потребности, профессиональный интерес, профессиональная концепция, профессиональные мотивы.

Макроструктура модели

1. Образованность.

2. Обученность.

3. Воспитанность.

4. Развитость.

Каждый из них образован двумя взаимосвязанными блоками: первый – общие характеристики; второй – профессиональные, конкретизируемые с учетом профиля подготавливаемых специалистов.

ОБРАЗОВАННОСТЬ – общая характеристика. Определяется упоминавшимися выше федеральными законами. Общая образованность показывает должный уровень, если специалист способен правильно понимать происходящее и осуществлять цивилизованный выбор решений и поступков, достигать взаимопонимания и сотрудничества с др. людьми, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов.

Профессиональная образованность специалиста:

· Широта профессионального кругозора;

· Понимание необходимости и умение решать свои конкретные профессиональные проблемы с учетом интересов людей;

· Стремление исходить не только из сиюминутных соображений, но и учитывать и отдаленные профессиональные, социальные, психологические, педагогические последствия;

· Умение строить профессиональную деятельность с учетом широкого уровня научных и профессиональных достижений;

· Склонность и подготовленность к творческому поиску путей интенсификации и эффективности работы;

· Установка в решении профессиональных проблем и постоянная опора на рекомендации и достижения науки, ее методы, помощь ученых и научных организаций;

· Установка и привычка во всех контактах с другими людьми руководствоваться рекомендациями психологии и педагогики, обращаться к помощи специалистов;

· Потребность в непрерывном повышении уровня своего общего и профессионального образования.

ОБУЧЕННОСТЬ – наиболее профессионализированное свойство личности специалиста. Она складывается из профессиональных знаний, навыков и умений по всему минимуму содержания образовательных программ, включающей:

· Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

· общие математические и естественно-научные дисциплины;

· дисциплины специализации;

· дополнительные виды подготовки;

· факультативные дисциплины;

· практику.

Как целостное образование профессиональная обученность выражается в профессиональном мастерстве

специальная обученность

профессионально-психологическая подготовленность

профессионально-педагогическая подготовленность – которая обеспечивает:

1. работу по самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;

2. решению педагогических задач при работе с персоналом (помощь в повышении профессионального мастерства сотрудникам, их профессиональной культуры);

3. профессиональную работу с гражданами.

Профессионально-педагогическая подготовленность позволяет человеку замечать, понимать и успешно решать педагогические проблемы в своей жизни и деятельности, а педагогическая безграмотность всегда сопровождается картиной упущенных возможностей и создание дополнительных проблем и сложностей.

Min общепедагогической подготовленности:

Общепедагогические и профессионально-педагогические знания:

педагогические навыки и умения; педагогический анализ ситуации и проблем; принятия пед. решений, пед. техника (обучения, воспитания и развития, пед. наблюдения, общения, воздействия, контроля, оценки);

Организационно-педагогических и методических навыков и умений: определения педагогических целей и задач;

Разаработки организации;

Планов работы;

Пользования методами формирования З.У.Н. – основными интенсивными пед. технологиями;

Проведения основных форм организации обучения и воспитания;

Проведения основных видов подготовки.

Профессионально-педагогическая подготовленность проявит себя в полной силой, если профессионал к тому же обладает педагогически благоприятными особенностями личности – положительным отношением к вопросам образования, обучения, воспитания, развития; внимательной работе с людьми; человечностью, доброжелательностью, культурой поведения и общения, интеллектом. И у него нет пед.противопоказаний - антигуманность, бездушие, черствость, несправедливость, грубость, авторитарность, самовлюбленность, несамокритичность, нетребовательность к себе.

ВОСПИТАННОСТЬ – имеет общие и профессиональные характеристики.

Гражданственность, гуманность, демократичность, уважение к правам и свободам человека, трудолюбие, правовая культура, любовь к окружающей природе, Родине, семье и др.

Профессиональная воспитанность выражается в особой высокой гуманитарной воспитанности. Важный компонент воспитанности – профессиональная культура, которую можно характеризовать как воспитанную потребность к неуклонному соблюдению всех норм подлинного профессионализма.

РАЗВИТОСТЬ – также имеет проф. Характеристики, которые во многом совпадают с описанным в психологической модели особенностями.

Литература

Основная:

· Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003

· Ростовцев, Н.Н. Методика изобразительного искусства в школе. – М.: 1982.

· Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2006.

· Художественно-педагогический словарь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480с. («Фундаментальный учебник»)

9. Основные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, их сущность и учебно-воспитательное содержание.

(ГС). Классические и современные формы занятий по изобразительному искусству и их содержание в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях. Методы обучения изобразительному искусству; общепедагогические и специальные. Классификация методов. Характер использования специфических методов обучения изобразительному искусству.

Наши рекомендации