Особенности содержания программ и учебников Е.Н. Чудиновой и Е.Н Букваревой.
Данная программа составлена для реализации курса окружающего мира в начальной школе, разработанного в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Он ставит своей целью формированию у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение естественнонаучных понятий, а не только на выработку навыков и умений.
Общая характеристика учебного предмета: Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией — с другой.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
№24Экологическая культура и ее компоненты.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
Основные компоненты экологической культуры учащихся:
Аксиологический.
Мотивационный.
Когнитивный (экологическое сознание и мышление).
Деятельностный.
Аксиологический компонент представлен ценностями-целями - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает (биосфера, ноосфера, природа), здоровье, устойчивое развитие человека и природы, самореализация, самосовершенствование и др.; ценностями-средствами - экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, отношение к человеку и природе как взаимозависимым и взаимообусловленным компонентам среды; ценностями-качествами - доброта, ответственность, самоограничение и др.
Мотивационный компонент включает отношение человека к природной среде, интегрированное в систему доминирующих мотивов деятельности и поведения: убежденность в необходимости сохранения природной среды как важнейшей общечеловеческой ценности; развитый интерес к проблемам окружающей среды; осознание личной причастности к решению проблем взаимодействия человека и природы. Этот компонент характеризует позитивное отношение личности к экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей среды, достижение оптимизации отношений человека и природы.
Экологическое сознание выступает в виде системы научных экологических знаний, знаний о явлениях окружающего мира, их ценности для человека; системы норм и правил отношения к природе. Содержание экологических знаний определяется следующими ведущими идеями: развитие и целостность природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменение природы в процессе труда, влияние окружающей среды на здоровье человека, оптимизация взаимодействия человека, общества и природы. Система знаний личности является фундаментом формирования ее экологических умений, которые отражают готовность выполнять экологическую деятельность, готовность к осознанным природоохранным действиям.
Экологическое мышление представляет собой умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Деятельностный компонент экологической культуры представлен специфическими способами жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают безущербный, преобразующий характер взаимодействия с окружающей средой в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Данный компонент также включает экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.
№25 Экологическое образование при изучении интегративного курса «Окружающий мир», его содержание, и этапы.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:
1) доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано;
2) помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
3) научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
2. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
3. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
5. Охрана и восстановление природных богатств.
При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).
1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.
Этот уровень достигается в 1 классе; Дети узнают о компонентах неживой и живой природы
2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе.
3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека